Татьяна Фёдорова
Конспект НОД по развитию речи «Что такое жертвенность?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию
(духовно – нравственное воспитание детей)
Подготовительная к школе группа
Тема: «Что такое жертвенность?»
Цель:
Помочь детям понять, что такое «жертвенность», жертвенные поступки.
Задачи:
1. Содействовать приобщению детей к общечеловеческой ценности – жертвенности, как высшей форме проявления любви к ближнему.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Что такое жертвенность?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
2. Подвести к пониманию того, что жертвенные поступки всегда совершаются добровольно, «по велению души» и вознаграждаются нематериальными ценностями (любовью, уважением, благодарностью людей, обретением новых друзей).
3. Вызвать у детей желание совершать жертвенные поступки ради своих близких.
4. Развивать умение работать в микрогруппах, сотрудничать, договариваться; делать умозаключения, выводы.
5. Ввести в словарь детей понятия «жертвенность», «добровольность», «вознаграждение».
6. Поощрять активность и самостоятельность.
7. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Материал и оборудование. Иллюстрации к сказкам, содержащим жертвенные поступки : «Сердце Данко», «Аленький цветочек», «Цветик – семицветик», «Ак – чечек – Белый цветок», «Снежная королева», и к трем сказкам на выбор, в которых нет жертвенности; градусники настроения (по количеству детей, цветик – семицветик из картона, атрибуты для драматизации сказки «Аленький цветочек»; иллюстрации о войне, пожарах, спасении людей на воде и т. д., компьютер для показа иллюстраций; микрофон; фишки красные и зеленые для детей на две подгруппы; групповая комната оформлена по типу студии телепередачи «Пусть говорят».
Предварительная работа. Чтение сказок «Сердце Данко», «Аленький цветочек», «Цветик – семицветик», «Ак – чечек – Белый цветок», «Снежная королева».
Драматизация отрывка сказки «Аленький цветочек» (купец сообщает дочерям, что должен вернуться во дворец чудища и принять смерть, и что одна из них может спасти его, поселившись во дворце. Старшие дочери отказываются, настенька сама вызывается выручить отца из беды). Художественное творчество:
изготовление сердечек для своих близких и друзей.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Ход занятия
1. Круг общения «Приветствие»
Воспитатель с детьми встают в круг, приветствуют друг друга песенкой:
Солнышко, небушко, это приветствие просят все дети принять.
Дай бог нам счастья, избави от бедствия,
Дай Бог невзгоды не знать.
Воспитатель. (Приветствует детей, отмечая положительные качества личности каждого, добрые поступки).
Я рада видеть Сашу, Рому и Андрея, которые всегда приходят на помощь друзьям. Рада видеть Машу, Настю и Олю, которые умеют дружно играть и никого не обижают. Приветствую Тимофея, Пашу и Стаса, которые всегда делятся игрушками с друзьями и т. д,.
2. Рассказ воспитателя о жертвенности.
(Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом)
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас необычный день: наша группа превратилась в уютную студию. Итак, я рада приветствовать вас на передаче «Пусть говорят». Тема нашего разговора – «Жертвенность».
Ребята, вы заметили, что сегодня в своем приветствии я постаралась сказать, что восхищаюсь вами, когда вы помогаете ближним, проявляете свою любовь к ним. Это непросто: ухаживать за сестрой или братом, помогать уставшей маме, донести сумку старому человеку, хотя мог бы поиграть в это время в компьютер, съесть одному конфетку и ни с кем не поделиться. Человек (маленький или большой, поступая таким образом, отказывает себе в чем – то, жертвуя своим временем, желаниями, своими вещами ради других людей. И сегодня нам предстоит ответить на вопрос: нужно ли жертвовать ради других?
3. Драматизация отрывка из сказки «Аленький цветочек»
Воспитатель. Но сначала я хочу напомнить вам одну сказку. А помогут мне ребята из театральной студии. (Драматизация отрывка из сказки «Аленький цветочек»).
Воспитатель. Какую сказку вы увидели? (Отрывок из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек»).
- Кто из дочерей по – настоящему любит своего отца? (По – настоящему любит своего отца – Настенька).
- Как вы это определили? (Она одна вызывается выручить отца из беды – «для меня сорвал ты цветочек аленький – мне и ответ держать»).
-Чем Настенька пожертвовала ради своего отца? (Спокойной тихой жизнью дома, она любила своего отца).
- Как бы вы поступили на ее месте? (Ответы детей).
4. Речевая подвижная игра «Веселая зарядка»
Воспитатель. Ребята, сейчас мы немного отдохнем и поиграем в речевую подвижную игру «Веселая зарядка», а потом продолжим дальше наш разговор. (Дети встают в круг).
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
5. Беседа по теме «Жертвенность»
Воспитатель. Настоящая любовь, действительно, всегда проявляется в жертвенности. Л. Толстой сказал: «Любовь – только тогда любовь, когда есть жертва собой». Жертвы бывают разные : можно пожертвовать своей конфеткой, угостив друга, а можно и своей жизнью. Когда люди жертвуют своей жизнью? Ответить на этот вопрос вам помогут иллюстрации. Посмотрите на экран (идет демонстрация иллюстраций о войне, пожарах, спасении людей на воде и т. д.).
Воспитатель. На самом деле жертвы, хоть и не такие, совершаются ежедневно. Скажите, ваши мамы, папы жертвуют ради вас? (свободное время посвящают детям, играют). А чем вы сами жертвуете ради родных? (Помогаем близким, хотя могли бы поиграть).
5. Игра «Встреча со сказкой»
Воспитатель. А сейчас – «Встреча со сказкой» Вам предстоит выполнить сложное задание – определить, иллюстрации каких сказок лежат на столе и выбрать те сказки, герои которых совершают жертвенные поступки. Надо разделиться на две команды. Одна команда берет красные фишки и подходит к столу с красной фишкой, другая - берет зеленые фишки и соответственно подходит к столу с зеленой фишкой. (Дети выполняют задание).
Воспитатель. Какая команда готова отвечать? Хорошо, дети с зелеными фишками. (Дети держат иллюстрации в руках и дают свой ответ. Затем отвечают дети из другой команды).
Воспитатель. Какой можно сделать вывод? (сказки тоже учат нас жертвовать ради других).
Воспитатель. (Предлагает стать детям в круг) Ребята, как вы считаете, жертвуя, человек только теряет или что – либо приобретает взамен? Какую сказку можно привести в пример? (сказка «Цветик – семицветик»).
-Какое чувство испытала Женя, когда узнала, что мальчик Витя болен? (Как жалко! – сказала Женя,- ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.) Покажите на градусниках ее настроение?
-Что почувствовала Женя, когда сбылось ее последнее желание? Покажите на градусниках? (дети берут градусники и показывают новое настроение Жени)
- Чем была вознаграждена девочка, пожертвовав последний лепесток ради помощи мальчику? (Счастьем приобретением нового друга).
6. Итог занятия
Воспитатель. А теперь нам предстоит ответить на главный вопрос нашей программы: нужно ли жертвовать ради других? (Да, потому что мы любим своих близких, приобретаем новых друзей, помогаем мир сделать добрее).
Мы с вами готовили сердечки для близких и друзей, давайте их раздадим нашим гостям и пожелаем любви и добра. (Дети раздают сердечки и подходят к воспитателю)
Воспитатель. В завершении нашей программы – интервью для героев передачи.
- Что вы нового узнали? (Что такое «жертвенность»).
- А что такое «жертвенность»? (Когда человек отказывает себе в своих желаниях ради других людей).
- Что вам понравилось на передаче?
- С чем вы не согласны?
- О чем вы расскажите своим мамам и папам, близким? (Что надо во имя любви к людям и близким жертвовать своими желаниями).
Воспитатель. Я хочу поблагодарить вас ребята, за то, что вы не боялись высказывать свои мысли, вспомнили много примеров, правильно определили сказки с жертвенными поступками, все вместе нашли истину. Так давайте будем жить в мире и согласии.