Шамсутдинова Флюра Рафаиловна
НОД по чтению русской народной сказки «Снегурочка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка» в подготовительной группе.
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
Задачи: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.
Развивать восприятие образа Снегурочки, созданного средствами живописи.
Публикация «НОД по чтению русской народной сказки „Снегурочка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные. Обогащать активный словарь образными словами и выражениями (люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские).
Учить выражать эмоциональную отзывчивость на образ героини через изобразительную деятельность.
Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству.
Материалы, оборудование: текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, запись оперы «Снегурочка».
Словарная работа: «неможится», «души не чаю», «свечерело» и т. д.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстрации, чтение русской народной сказки «Морозко», «Два Мороза», создание альбомов «В мире сказок» (рисунки детей, «Сочини сказку».
Планируемые результаты: эмоционально реагируют на литературные и художественные произведения; определяют настроение и характер изобразительного творчества.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент. (Вводный этап)
В. : - Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из сказки : - Здравствуйте, люди добрые!
- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).
- Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).
В. : - Я рада приветствовать вас в нашей литературно – художественной гостиной.
2 часть. Основная. (Основной этап).
В. : - «В мире много сказок – грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них».
В. : - Очень часто в сказках описывается красота, ум и доброта молодых девушек, давайте вспомним этих героинь.
2. Дидактическое упражнение: «Назови героиню и название сказки».
В. : - Сегодня в гостиной разместились иллюстрации. Рассмотрите их, и скажите, к какой они сказке? («Снегурочка»).
3. Чтение сказки.
В. : - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка». «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».
Русская народная сказка «Снегурочка»
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
• А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега
дочку сделаем.
• Давай, — говорит старуха.
• Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается.
Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.
Прошла зима.
Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.
А Снегурочка вдруг запечалилась.
• Что с тобой, дочка? — спрашивают старики. — Что ты такая
невеселая стала? Иль тебе неможется?
• Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.
А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше - дождичек.
Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко, и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку :
• Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
• Пойди, дочка, повеселись с подружками!
• Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.
• А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко.
• Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.
Стали они кликать ее:
— Ау, ау, Снегурочка!
Только эхо им в лесу откликнулось.
Беседа по содержанию:
- Понравилась сказка?
- Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?
- Какой получилась у стариков доченька?
- Красивая?
- А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?
- Какими словами описывается Снегурочка, вспоминайте.
- Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?
- Какая она была? Опишите её.
Радостная была Снегурочка, вот какая.
Изобразите радость на лицах, посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.
- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её.
Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.
- А почему же Снегурочка становилась такой грустной?
- Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло? (Растаяла).
- Во что, превратилась Снегурочка? (В облачко).
- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).
- Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной? (можно, Снегурочка ожила)
4. А, давайте ребята, с вами немного поиграем. Сейчас мы тоже слепим снежную бабу.
Физминутка.
Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим на ладошке.
Дружно ими покидались,
Наши руки и размялись.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
- Молодцы! Вот какую снежную бабу мы слепили.
5. Игра «Переводчики».
В. : - А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)
- А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку)
- Раз это сказка, то должны быть сказочные слова и фразы, вы заметили их? (какие)
- А есть те слова, которые не понятны?
Давайте сыграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!
• Жили ладно – это как? (Когда в семье царят мир и спокойствие - у них все ладится)
• Приладили ручки и ножки – что сделали?
• Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
• Души старики в дочке не чают – это как? Относиться к кому-то с безграничной любовью, любить его, обожать.
• Работа в руках спорится – все удается, все получается
• Неможется – нездоровится
• Свечерело –– наступил вечер
• Стали кликать Снегурочку –звать
Правильно, «стали кликать девушки Снегурочку, да только эхо им в лесу откликнулось».
- Ребята. Не только художники рисовали картины к сказкам. Композиторы тоже сочиняли к ним музыку. Давайте с вами послушаем классическую музыку. ( Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Хор и оркестр Большого театра, дирижёр К. Кондрашин. Запись: 1946 год.
6. Рефлексия.
- Молодцы, как вы здорово придумали!
Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!
А работали хорошо все!
Сейчас мы попрощаемся со сказкой, попрощаемся с гостями и нарисуем Снегурочку, такую, какую мы с вами представили, посмотрев картины и послушав музыку.