Юлия Данильченко
Нетрадиционные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
В настоящее время учителя-логопеды и другие педагоги всё чаще стали внедрять в образовательный процесс разнообразные нетрадиционные формы работы с детьми или по-другому здоровье-сберегающие технологии. Эти формы работы принадлежат к числу эффективных средств работы, применяемых в коррекционной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общему оздоровлению детей дошкольного возраста. Работа учителя-логопеда творческая, она требует от педагога постоянно поддерживать интерес у детей, особенно если у них, как и у наших детей с задержкой психического развития, внимание неустойчивое, рассеянное. Дети очень быстро утомляются, им трудно усидеть на месте, страдают также память, логическое мышление, а речевые нарушения носят системный характер. Помимо речевых нарушений у детей часто наблюдаются негативные эмоциональные переживания (замкнутость, агрессия, тревожность, неуверенность, возбуждение). Чтобы создать положительный эмоциональный фон, мы применяем такие нетрадиционные формы как музыкотерапия и хромотерапия. Эти формы работы помогают детям не только в психо-эмоциональной разгрузке, они также решают и коррекционные задачи.
Публикация «Нетрадиционные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека. Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе. Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы и процессы в организме. Изучив, что несёт людям каждый из цветов, можно использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике. Приведём примеры использования хромотерапии в нашей работе с детьми.
Игра «Назови правильно и найди свой цвет».
В этой игре мы используем дидактическое пособие «Волшебная лужайка» (игровое поле, разделё нное на четыре цветовые части: синюю, красную, жёлтую и зелёную. Педагог предлагает ребёнку или подгруппе детей взять какую-либо фигурку, назвать что это, какого цвета, и положить на соответствующую по цвету часть лужайки. Например: ребёнок берё т фигурку и произносит: «это красное яблоко, я кладу его на красную часть лужайки» или – «это синие брюки и кладу их на синюю часть лужайки». Этот вариант игры помогает обогащению словаря, совершенствованию грамматического строя детей и развитию сенсорных способностей. Упражнение на координацию речи с движением «Желтая песенка». Желтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, глаза вверх, Желтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево — вправо, Желтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз, Желтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны — вверх — вниз, Желтая бабочка, желтая букашка. Желтые лютики, желтая ромашка. (Приседания). Желтое солнышко, желтенький песочек, Желтый цвет радости, радуйся дружочек. (Прыжки на месте) Детские стихи про цвета мы используем для ознакомления с ними и для автоматизации звуков. Желтый -
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят. Зеленый -
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых. Голубой -
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо — на нас.
Музыкотерапия – воздействие музыки на человека. Музыка, также как и цвет, может по-разному оказывать влияние на человека. Она может успокоить, или наоборот взбодрить, поднять настроение, вызвать желание действовать, творить. Во многих странах мира исцеление мелодией, или музыкотерапия, считается одним из самых эффективных средств, способствующих улучшению физического и психического состояния человека – и особенно ребёнка. В логопедии музыкотерапия применяется для развития у детей слухового внимания, чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков, тренировки общей и артикуляционной моторики. Музыкальная ритмика – отлично помогает в устранении тиков, заикания, расторможенности, чувства ритма, развитии речевого дыхания. Исцеление мелодией улучшает общее эмоциональное состояние ребёнка, а значит, повышает мотивацию к учебе и приносит удовлетворение от неё; а также стимулирует речевую функцию. В работе мы используем как классическую и современную музыку, так и детские песни. В работе над развитием фонематического слуха эффективно использование звучания детских музыкальных инструментов. Очень хорошо подходит использование музыкальных игр Е. Тиличеевой: «Тихо-громко», «Солнышко-дождик», а также музыки и песен Е. Железновой. В работе по автоматизации звуков мы используем звуковые песенки-видео, по каждому из звуков. Эти песенки также помогают автоматизировать звук и поддерживают у детей живой интерес к коррекционной работе. Для снятия психоэмоционального напряжения используем музыку при проведении релаксации. При проведении релаксационных упражнений используется спокойная музыка, которая помогает детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться. Для релаксации используются фрагменты симфонической, инструментальной музыки, можно с элементами звуков природы: шума моря, крика чаек и т. д.
В условиях детского сада также с успехом используется такая форма работы, как пескотерапия. Пескотерапия (sand-play) – игры с песком как способ развития ребенка. Сама по себе игра – это мир, в котором живёт ребёнок. Играя, он развивается, познаёт мир. В игре можно выразить свои переживания, почувствовать себя уверенней и самое главное эффективно решаются коррекционно-развивающие задачи. Взаимодействие с песком также стабилизирует психоэмоциональное состояние детей, развивает
тактильно-кинестетические способности, мелкую моторику, учит прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, памяти, произвольному вниманию.
Вот некоторые из игр, которые мы используем в работе с детьми : «Придумай и нарисуй фигуру ладошками» (дети рисуют, скользя ладонями по поверхности песка, различные фигуры, по своему желанию). Затем можно предложить детям выполнить те же движения, поставив ладони на ребро. «Оставь отпечатки на песке» (дети создают отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка) «Пройди по следам» ("пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы) «Пальчики гуляют» ("пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большими и наконец, мизинчиками. Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять). «Поиграем на пианино» или «Поиграем н клавишах компьютера» (В этом игровом упражнении двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола).
Игры с песком на развитие фонематического слуха: - выбрать фигурки, в названиях которых есть заданный звук; - достать из песка только те картинки, где звук слышится в начале, середине, конце слова; - откопать куколку и подбери слова, которые начинаются на звук «К»; - построить горку и на нее поместить фигурки со звуком «Ш», под горкой поставить фигурки со звуком «С»; - игра «Ветер – волна» ребенку предлагается быстро скользить ладонями по поверхности песка, выполняя круговые движения, если услышишь слово «ветер», если услышишь слово «волна», то вести руку под песком, «поднимая волну». Игры с песком для постановки и автоматизации нарушенных звуков: - набрать в две ладоши песок, и медленно высыпая, через щель между ребер ладоней, произносить звук «С»;
- «скользить» корабликом слева – направо, произнося звук «Л»; - скользить зигзагообразно по очереди ладонями по песку (змейкой, произнося звук «Ш».
Игры с песком для дифференциации звуков: - построить из мокрого песка две башни, на одну башню помещать синие флажки, если в слове слышишь «С», на другую зеленые, если услышишь «З»; - построить из мокрого песка с помощью фигурок круги и овалы, на круги положить картинки со звуком «Р», на овал со звуком «Л»; - разбить песочницу на два поля, у ребенка флажки с пропущенными буквами, ребенку нужно вписать дифференцируемые буквы, расставить флажки на свое поле.
Игры с песком для развития навыков связной речи: - рисовать пальцами картинку на заданную тему, составить рассказ; - построить «Волшебный город» с помощью выбранных предметов и рассказать о нем. Игры с песком для обучения навыкам грамоты: - дописать буквы на песке пальцем, палочкой; - лепить буквы, сгребая песок ребрами ладоней; - писать буквы, слоги ребрами ладоней; - отгадать букву на ощупь.
Таким образом, опыт работы показал, что использование нетрадиционных форм работы в логопедической практике дает хорошие результаты: дети чувствуют себя более уверенными и успешными, у них значительно возрастает интерес к познавательной деятельности, преподносимый педагогом материал становится интересным, ребята с удовольствием принимают участие в играх, становятся менее возбудимыми и напряженными, а значит, образовательная деятельность проходит более эффективно.