Айгуль Таймасова
Консультация для педагогов «Исследования, актуальной в области обучения, воспитания, развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальные проблемы современного дошкольного воспитания
Актуальность проблемы современного дошкольного воспитания заключается в создании благоприятных социально-педагогических условий, среди которых определяющими являются гуманизация образовательного процесса, учет социальной и этнической обусловленности, мотивация нравственного патриотического поведения и эффективное управление.
Для того чтобы улучшить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстро меняющееся время, этот процесс не является легким и очень трудоемким. Современные педагоги непосредственно взаимодействуют с дошкольниками и сталкиваются с новыми проблемами в воспитании и развитии старших дошкольников, которых фактически не существовало еще десять лет назад.
На этом этапе можно выделить большую проблему-проблему социально-нравственного воспитания, которая связана с жизнью и развитием человека в современном мире, окруженном множеством различных источников сильного влияния на него, как положительного, так и отрицательного, ежедневно обрушивающегося на незрелого интеллектуально-эмоционального ребенка. Как вы знаете, невозможно жить в обществе и быть свободным от общества. Несмотря на высокие требования, предъявляемые к дошкольным учреждениям, вопрос социально-нравственного воспитания не может быть решен полностью в рамках дошкольного образования.
Ю. П. Дубенский считает, что решение вышеперечисленных проблем заключается в объединении усилий и солидарности родителей и педагогов для осознания целей и задач социально-нравственного воспитания дошкольников, живущих в стремительно меняющуюся эпоху нового времени. Основной фундамент развития человека находится на дошкольном этапе. То, какими взрослыми станут сегодняшние дошкольники, напрямую зависит от общей повседневной работы родителей и учителей.
Одним из важных моментов воспитания является выбор доверительного, партнерского стиля общения между взрослыми и детьми. Как новая ценность в образовании, сотрудничество, педагогическая поддержка и методы персонализации ребенка особенно важны. Личностно-ориентированные методы обучения и воспитания выделяются среди двух основных способов организации образовательного процесса - совместной деятельности педагогов и детей и самостоятельной деятельности детей. Личностно-ориентированный подход основан на педагогическом сопровождении и призван создать благоприятные условия для развития личности каждого ребенка. При этом обучение учитывает характер, темперамент, уровень приобретенных знаний и умений, а также степень, в которой формируются навыки, необходимые для дальнейшего обучения и развития.
Социализация и персонализация растущих детей - необходимое условие развития личности ребенка. Дети рождаются со многими различными потенциалами, и у каждого ребенка есть свои собственные цели. Поэтому все компоненты, такие как помощь, защита, содействие, взаимодействие и педагогическая поддержка, доступны каждому ребенку в процессе дошкольного образования (во время режима, ходьбы, приема пищи, игровой деятельности и непосредственной учебной деятельности).
Мы рекомендуем проводить больше времени в диалогах, проповедях и сюжетно-ролевых играх с установленными социальными приоритетами, моральными и семейными ценностями. В образовательный процесс включаются краткосрочные и долгосрочные проекты. Тематика проекта может быть следующей: "Традиционные русские игрушки", "Здоровье страны в наших руках", "новейшие разработки российских ученых и их вклад в мировую науку", "Наша дружная семья".
Эффективная форма солидарности детей, родителей и педагогов -социально - коммуникативное обучение и воспитание старших дошкольников-наставников:
* Семейные прогулки по выходным, посещение кинотеатров, музеев, выставок;
* Совместное чаепитие в группе детского сада, где можно поделиться разными секретами: от подобранных вручную приемов и "рабочих фраз", когда сталкиваешься с капризами ребенка и истериками, до красиво оформленной и вкусной подачи простых блюд.
Работу с родителями, как в проектной, так и других видах деятельности А. Я. Данилюк и А. М. Кондаков рекомендуют использовать его в нетрадиционных способах общения. Авторы считают, что иногда из-за нехватки свободного времени родители и воспитатели не имеют возможности остановиться, поговорить, обсудить возникающие проблемы и проблемы дошкольников. Поэтому надо искать другие способы общения с родителями.
В воспитании дошкольников особое место занимает выбор и чтение книг. Важно знакомить детей с книгами, правильно подбирать их содержание, а не останавливаться на ярких обложках, привлекающих внимание детей. Родители, которые читают книги, подают собственный пример и прививают любовь к чтению с раннего возраста.
В беседах и дискуссиях с родительским комитетом мы обсуждали на родительском собрании выбор, покупку и заработок развивающих игр не только для детских садов, но и для семей. Сейчас в магазине огромный выбор развивающих игр, вам просто нужно время и деньги, чтобы выбрать игру, исходя из возраста и интересов ребенка.
Воспитание ребенка на личном примере, знакомство с его трудолюбием, различные совместные занятия с ребенком, разъяснение учений, положительные мотивации - вот те воспитательные основы, на которые опирались наши предки и которые актуальны до сих пор. Ведь нас, взрослых, просят воспитать и освободить независимого, трудолюбивого, разностороннего, смелого, волевого, общительного, доброго, внимательного человека. Вы должны любить своих детей и прислушиваться к их пожеланиям, вопросам и утверждениям. Вам нужно стать настоящим другом ребенка, который не боится рассказывать о своих переживаниях и трудностях. Тогда, я верю, люди станут добрее и чутче, будут смотреть друг другу в глаза и не лезть в телефон, улыбаться и не хмуриться - но начинать нужно с себя и маленького ребенка.
В заключение можно сказать, что современная система образования может быть эффективной только при создании благоприятных условий для социального воспитания, важнейшими из которых являются учет социальных и национальных условий, мотивация к нравственно-патриотическим действиям и гуманность эффективно управляемого образовательного процесса. Практика работы дошкольных учреждений требует дальнейших исследований, разработок и внедрения.
Ключевые слова: педагогика, дошкольники, проблемы образования, практика, дети, семья, педагоги.
Список литературы
1. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т. М. Акинина, Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. - М. : Перспектива, 2015. - 248 c.
2. Алиева, Э. Ф. Проблемы дошкольного образования / Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова. - М. : Национальное образование, 2015. - 249 c.
3. Альсира Легаспи де Арисменди Дошкольное воспитание / Альсира Легаспи де Арисменди. - М. : Прогресс, 2018. - 176 c.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дубенский, Ю. П. Воспитание и социализация личности / Ю. П. Дубенский. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2011. - 259с.
2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – Москва : Просвещение, 2010.
3. Коломийченко, Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л. В. Коломийченко. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.