Лучший педагог года

Проект по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром природы посредством чтения детской художественной литературы

Надежда Бангерт
Проект по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром природы посредством чтения детской художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром природы посредством чтения детской художественной литературы»

Воспитатель: Бангерт Надежда Сергеевна

Паспорт проекта:

Вид проекта: познавательное, речевое развитие.

Состав проектной группы: дети старшей группы (5-6 лет, воспитатели, родители.

Вид проекта: групповой.

Срок реализации: долгосрочный (октябрь - апрель).

«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир». Самое главное - в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, личностные качества ребенка».

Сухомлинский А. В.

Цель проекта: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, ее авторам, повысить ее профессиональное мастерство.

Задачи проекта:

1. Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге, через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

2. Познакомить детей с творчеством и биографией писателей.

3. Научить определять жанр произведения.

4. Сформировать у детей интерес к библиотеке.

5. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.

6. Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

7. Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге, как к результату труда многих людей.

8. Способствовать развитию памяти, речи, внимания.

9. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Актуальность темы

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через художественную литературу, ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о книгах. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

Этапы работы:

-на первом этапе изучила литературу по теме самообразования.

- на втором этапе – велась активная работа с детьми: знакомство детей с художественными произведениями, по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы

- на третьем этапе – велась работа с родителями. Были проведены консультации: «Роль сказки в развитии детей», «Роль книги в развитии детей».

Перспективное планирование:

Месяц Самореализация

Создание РППС Работа с детьми Работа с родителями

Октябрь Определение цели и задачи.

Изучение и подбор методической литературы.

Разработка методического материала и дидактических игр Беседы с детьми «Моя любимая книга», «Что мы знаем о книгах?».

Чтение худ. литературы В. Бианки: «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Что делали рыбы зимой?»

Д/У «Какой лист». Ц: упражнять в образовании прилагательных от существ. (лист клена - кленовый, липы - липовый, дуба - дубовый).

Беседа: «Что такое мир природы» Цель: Способствовать формированию знаний о мире природы.

Д/.И. «Зачем и почему у животных?»

Цель: развивать логическое мышление, общую эрудицию, речь (по набору картинок)

Рассматривание плаката «Мир природы осенью»

НОД по познавательному развитию «Берегите животных!».

Цель: Закреплять знания о животных родного края.

НОД по РР «Заучивание стихотворение И. Белоусова «Осень»

НОД аппликация «Мы в лесок пришли и грибок нашли» Пополнение при помощи родителей в группах библиотеки книгами экологической направленности.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников в семье посредством художественной литературы»

Консультация для родителей «Роль сказок в экологическом воспитании дошкольников»

Ноябрь Изготовление дидактических игр, информационного материала, методического матерела, создание цикла презентаций о природе. Изготовление обучающего материала «Этажи леса»

Д. игра: «Слова-друзья»

Учить подбирать близкие по звучанию слова (лес, лесной, лесник, лесничество, пролески).

Рассматривание «Жизненный цикл», «Кому нужны деревья в лесу»

Чтение и пересказ «Муравьиная трапа»

ЧХЛ В. Бианки: «Кто где живет?», «Отчего у сороки длинный хвост?»

НОД: «Осень в произведениях русских композиторов, поэтов, художников»

НОД «Пернатые друзья»

Цель: формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах.

Д. Игра: «Для чего зайцам нужны волки и лисы?»

Объяснить, что в природе все взаимосвязано; в ней нет «лишних» или «вредных» животных; упражнять в подборе сравнений для наиболее точного описания предметов.

Конкурс поделок на тему: «Осенние фантазии»

Рекомендации для родителей «Что читать дома с ребенком о природе».

Консультация для родителей «Приобщение к книжной культуре и детской литературе»

Консультация для родителей «Правила поведения в природе или брать у природы с умом, не нанося ей вред».

Предложить рассмотреть книгу Е. Чарушина «Про птиц и зверей».

Декабрь Разработка рекомендаций для родителей, НОД, дидактического материала, пополнение РППС

Дидактическая игра (окружающий мир) «Чей малыш?»

Цель: учить детей соотносить животных и их детенышей, развивать зрительное внимание

Наблюдение «Что такое заморозок» (формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе).

Чтение Крюкова, Т. «Лесная аптека: сказочная энциклопедия лекарственных растений». Цель: воспитывать умение внимательно слушать текст

Дидактическая игра (развитие речи) Разгадывание загадок «Расскажи, кто такой» Цель: формировать у детей подбирать прилагательные для того, чтобы охарактеризовать различных животных.

Беседа «Как лесные звери проводят зиму в лесу». Цель: способствовать формированию знаний о том, что животные по-разному приспособлены к жизни зимой.

Проблемная ситуация «Как пользоваться лесными дарами?». Ц: дать понятие того, что не все съедобные грибы, ягоды можно есть. Рассказать о непригодных местах для собирания грибов или ягод. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на природе.

Беседа «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет?». Цель: развивать мышление, память, умение анализировать, делать выводы.

Чтение В. Бианки «Зимовье зверей» - обогащать знания детей о подготовке зверей к зиме.

С-р/И «Лесная аптека». Ц: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; закрепить знания детей о профессиях работников аптеки.

Чтение рассказа Н. Сладкова «Бюро лесных услуг».

Цель: продолжать воспитывать любовь к животным, интерес к природе.

Театр. игровая деятельность: В. Сутеева «Под грибом».

Цель: Развивать и поддерживать интерес к театру. Упражнять разыгрывать несложное представление по знакомым литературным произведениям. Использовать для воплощения образа известные выразительные средства. Создание альбома «Мой любимы лесной зверек»

Январь Д/И «Когда это бывает?». Цель: закрепить приметы времен года, определить приметы начала зимы.

Экологические игры «Что было бы, если из леса исчезли…» «Узнай и назови»

Д/.и. «Кто где живет и чем питается»

КНИЖНЫЙ УГОЛОК:

Рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц.

НОД «Зимние хлопоты животных и птиц»

Словесная игра «Расскажи, что видишь вокруг». Цель: учить составлять рассказ о том, что вокруг тебя. Активизировать речь ребенка.

НОД «Животный и растительный мир РК»

Чтение рассказов о жизни диких животных зимой Н. Сладкова, М.

Пришвина, О. Берргольц «Пыжик», Т. Шорыгина «Кролик и зайчиха», Н. Сладков «Как заяц всех напугал». /

Загадывание загадок о животных.

Пальчиковые игры и физ. минутки.

Беседы: «Правила друзей леса»

Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников

Участие в акции «Покормите птиц зимой»

Изготовление «кормушки»

Чтение произведений В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова из книг

«Рассказы о природе», «Четыре времени года».

Создание картотеки стихотворений для использования на прогулке «Времена года и природные явления»

Февраль Создание условий для самостоятельной деятельности детей в различных видах деятельности.

Создание методических пособий для реализации проекта.

Составление мероприятий по посещению библиотек. Чтение: М. Пришвин «Деревья зимой» («Четыре времени года» стр. 171-172)

НОД «Не любимое животное»

Внесение иллюстрации «Весна в жизни зверей» Задачи: уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные насекомые.

Квест-игра «Чудеса в книжном

царстве»

Чтение и пересказ М. Пришвин «Разговор деревьев»

Дидактическая игра (ФЭМП) «Куда идут животные». Цель: формирование умения определять направления стрелок.

Экспериментальная деятельность: «Дерево умеет плавать». Цель: формировать представление детей о дереве, его качествах и свойствах; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования через игры - эксперименты.

Беседа «Библиотека-дом, где живут книги»

Драматизация сказки

«Приключение Муравьишки».

Сюжетно – ролевые игры «Ветеринарная клиника». Индивидуальные консультации

Творческие работы по прочитанным произведениям художественной литературы о природе.

Консультация «Традиции семейного чтения» (семья читателей)

Март Разработка анимационных игр, презентаций к занятиям.

Обогащение РППС ЧХЛ Н. Павловой «Ранняя весна»

Н. Сладкова «Медведь и Солнце», «Как Медведя переворачивали?», «Чья проталина?»

НОД «Кто больше всех радуется весне».

- Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об

особенностях природы своего края.

Д/и «Найди и опиши» Цель: формировать умение отмечать особенности животных.

НОД рисования «Весенний пейзаж»

НОД конструирование «Лесные жители» (оригами)

Рассмотреть иллюстрации: «Весна» - обогатить знания детей об особенностях весенней природы.

Дидактическая игра «Животные весной» Цели: знать о том, что весной просыпаются после долгой зимы насекомые, возвращаются из теплых краев перелетные птицы, которые строят себе гнезда, высиживают и выкармливают птенцов; заканчивается зимняя спячка зверей: из берлоги выходит медведица с подросшими медвежатами, у волчицы, лисицы, зайчихи, ежихи, бельчихи появляются малыши;

Подвижная игра. «У медведя во бору». Цель: развивать умение бегать врассыпную, формировать умение играть в коллективные игры.

Д/игра «Времена года». Задачи: закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе.

С/р игра «Следопыты». Задачи: учить детей самостоятельно создавать игровой замысел, используя метод косвенного руководства; развивать познавательную активность.

Чтение : «Весенняя сказка», В. Бианки «Лесная газета» (Приход весны)»

Свободная деятельность в уголке рисования с трафаретами диких животных.

Домашнее задание «Вечер загадок и отгадок по произведениям»

Конструирование из бумаги «Мишка», «Зайка», Оригами

Акция «Книга даром»

Поход в библиотеку.

Участие в конкурсе «Безопасность глазами детей»

Создание фотоальбома из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе»

Апрель Представление опыта работы по самообразованию.

НОД «Мы друзья природы»

Раскраски. «Обитатели леса» Упражнять детей в раскрашивании раскрасок. Цель: учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контуры рисунка.

Беседа «Лекарственные растения леса».

Цель: расширять представления детей о труде сотрудников аптеки, рассказать о значимости их труда, лекарственные растения леса.

Исследовательская деятельность

Дидактическая игра «Определи вид леса и его время года»

Чтение Крюкова, Т. «Лесная аптека: сказочная энциклопедия лекарственных растений». Цель: воспитывать умение внимательно слушать текст

«Рассматривание картины «Дети живут на севере». Цель: обогащать знания детей о Коми крае; совершенствовать умение целенаправленного рассматривать картину; формировать умение отвечать на вопросы по картине.

Д/и «Природа и человек» - систематизировать и дополнить знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Настольная игра. «Кто чем питается?» Цель: познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать память, внимание.

Индив. Работа. «Сравни деревья». Цель: Формировать умение сравнивать предметы по высоте, ширине, толщине (объему). Активизировать в речи понятия, связанные с названиями деревьев, их строением, с величиной предметов.

Беседа на тему: «В лес за грибами и за ягодами». Цель: уточнить представления детей о значении леса в жизни людей; расширить представления детей о лесных грибах и ягодах.

Хороводная игра «Мы по лесу идем». Возьмитесь за руки и ходите по кругу: Мы по лесу идем, Зверей найдем. Зайца громко позовем: «Ау-ау-ау!» Никто не откликается, Лишь эхо отзывается, Тихо: «Ау-ау-ау!» Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису позовем».

Чтение рассказа Н. Сладкова «Бюро лесных услуг».

Цель: продолжать воспитывать любовь к животным, интерес к природе.

Итоговое мероприятие: Викторина «Знатоки природы» Цель: закрепление полученных знаний о природе.

Слушание аудио произведений Е. И. Чарушин «Путешествие по произведениям»

Задание на придумывание стихов, загадок на экологическую тему.

Родительское собрание «Подведение итогов учебного года» (результаты мониторинга)

Результат проекта:

Результат показал, что у детей произошли значительные, позитивные изменения по всем показателям, что показывают результаты мониторинга. Отмечено расширение и углубление интереса к животному и растительному миру. Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивые к явлениям, происходящим в живой и неживой природе, более наблюдательны, научились сопереживать в различных ситуациях, выражать доброжелательность по отношению к объектам природы. Кроме того, у детей появился интерес к чтению художественной литературы. Родители стали больше уделять внимания семейному чтению. Таким образом, мы пришли к выводу, что художественная литература оказывает огромное значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по ознакомлению дошкольников с окружающим миром «В гостях у птиц»Дидактическое пособие по ознакомлению дошкольников с окружающим миром «В гостях у птиц» Дидактическое пособие «В гостях у птиц» является многофункциональным в использовании с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

«В гостях у зубной феи». Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром«В гостях у зубной феи». Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром Цель: научить детей правильно ухаживать за зубами. Задачи: Сформировать представление о значении зубов для человека. Расширить знания.

Педагогический проект — логомарафон «Читай-ка» по чтению детской художественной литературы в домашних условияхПедагогический проект — логомарафон «Читай-ка» по чтению детской художественной литературы в домашних условиях «…Телевидение покоряет воображение, а не раскрепощает его. Но хорошая книга одновременно развивает и освобождает мышление…» Бруно Бетелхайм.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром природы посредством чтения детской художественной литературы
Опубликовано: 8 февраля 2025 в 10:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром природы посредством чтения детской художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Бангерт (УИ 3490465) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 февраля 2025 воскресенье
Самолёт построим сами!
Бережем зубки с детства!
Играем в волейбол!
Готовим, играем и учимся с пиццей!
10 февраля 2025 понедельник
Чудеса-кудеса!
Велесов День
Посвящается памяти А. С. Пушкина!
Праздник фасоли и горошинки!
Путешествуем в прошлое утюга!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД