Надежда Бангерт
Проект по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром природы посредством чтения детской художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром природы посредством чтения детской художественной литературы»
Воспитатель: Бангерт Надежда Сергеевна
Паспорт проекта:
Вид проекта: познавательное, речевое развитие.
Состав проектной группы: дети старшей группы (5-6 лет, воспитатели, родители.
Вид проекта: групповой.
Срок реализации: долгосрочный (октябрь - апрель).
«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир». Самое главное - в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, личностные качества ребенка».
Сухомлинский А. В.
Цель проекта: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, ее авторам, повысить ее профессиональное мастерство.
Задачи проекта:
1. Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге, через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
2. Познакомить детей с творчеством и биографией писателей.
3. Научить определять жанр произведения.
4. Сформировать у детей интерес к библиотеке.
5. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.
6. Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
7. Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге, как к результату труда многих людей.
8. Способствовать развитию памяти, речи, внимания.
9. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
Актуальность темы
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через художественную литературу, ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о книгах. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
Этапы работы:
-на первом этапе изучила литературу по теме самообразования.
- на втором этапе – велась активная работа с детьми: знакомство детей с художественными произведениями, по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы
- на третьем этапе – велась работа с родителями. Были проведены консультации: «Роль сказки в развитии детей», «Роль книги в развитии детей».
Перспективное планирование:
Месяц Самореализация
Создание РППС Работа с детьми Работа с родителями
Октябрь Определение цели и задачи.
Изучение и подбор методической литературы.
Разработка методического материала и дидактических игр Беседы с детьми «Моя любимая книга», «Что мы знаем о книгах?».
Чтение худ. литературы В. Бианки: «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Что делали рыбы зимой?»
Д/У «Какой лист». Ц: упражнять в образовании прилагательных от существ. (лист клена - кленовый, липы - липовый, дуба - дубовый).
Беседа: «Что такое мир природы» Цель: Способствовать формированию знаний о мире природы.
Д/.И. «Зачем и почему у животных?»
Цель: развивать логическое мышление, общую эрудицию, речь (по набору картинок)
Рассматривание плаката «Мир природы осенью»
НОД по познавательному развитию «Берегите животных!».
Цель: Закреплять знания о животных родного края.
НОД по РР «Заучивание стихотворение И. Белоусова «Осень»
НОД аппликация «Мы в лесок пришли и грибок нашли» Пополнение при помощи родителей в группах библиотеки книгами экологической направленности.
Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников в семье посредством художественной литературы»
Консультация для родителей «Роль сказок в экологическом воспитании дошкольников»
Ноябрь Изготовление дидактических игр, информационного материала, методического матерела, создание цикла презентаций о природе. Изготовление обучающего материала «Этажи леса»
Д. игра: «Слова-друзья»
Учить подбирать близкие по звучанию слова (лес, лесной, лесник, лесничество, пролески).
Рассматривание «Жизненный цикл», «Кому нужны деревья в лесу»
Чтение и пересказ «Муравьиная трапа»
ЧХЛ В. Бианки: «Кто где живет?», «Отчего у сороки длинный хвост?»
НОД: «Осень в произведениях русских композиторов, поэтов, художников»
НОД «Пернатые друзья»
Цель: формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах.
Д. Игра: «Для чего зайцам нужны волки и лисы?»
Объяснить, что в природе все взаимосвязано; в ней нет «лишних» или «вредных» животных; упражнять в подборе сравнений для наиболее точного описания предметов.
Конкурс поделок на тему: «Осенние фантазии»
Рекомендации для родителей «Что читать дома с ребенком о природе».
Консультация для родителей «Приобщение к книжной культуре и детской литературе»
Консультация для родителей «Правила поведения в природе или брать у природы с умом, не нанося ей вред».
Предложить рассмотреть книгу Е. Чарушина «Про птиц и зверей».
Декабрь Разработка рекомендаций для родителей, НОД, дидактического материала, пополнение РППС
Дидактическая игра (окружающий мир) «Чей малыш?»
Цель: учить детей соотносить животных и их детенышей, развивать зрительное внимание
Наблюдение «Что такое заморозок» (формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе).
Чтение Крюкова, Т. «Лесная аптека: сказочная энциклопедия лекарственных растений». Цель: воспитывать умение внимательно слушать текст
Дидактическая игра (развитие речи) Разгадывание загадок «Расскажи, кто такой» Цель: формировать у детей подбирать прилагательные для того, чтобы охарактеризовать различных животных.
Беседа «Как лесные звери проводят зиму в лесу». Цель: способствовать формированию знаний о том, что животные по-разному приспособлены к жизни зимой.
Проблемная ситуация «Как пользоваться лесными дарами?». Ц: дать понятие того, что не все съедобные грибы, ягоды можно есть. Рассказать о непригодных местах для собирания грибов или ягод. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на природе.
Беседа «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет?». Цель: развивать мышление, память, умение анализировать, делать выводы.
Чтение В. Бианки «Зимовье зверей» - обогащать знания детей о подготовке зверей к зиме.
С-р/И «Лесная аптека». Ц: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; закрепить знания детей о профессиях работников аптеки.
Чтение рассказа Н. Сладкова «Бюро лесных услуг».
Цель: продолжать воспитывать любовь к животным, интерес к природе.
Театр. игровая деятельность: В. Сутеева «Под грибом».
Цель: Развивать и поддерживать интерес к театру. Упражнять разыгрывать несложное представление по знакомым литературным произведениям. Использовать для воплощения образа известные выразительные средства. Создание альбома «Мой любимы лесной зверек»
Январь Д/И «Когда это бывает?». Цель: закрепить приметы времен года, определить приметы начала зимы.
Экологические игры «Что было бы, если из леса исчезли…» «Узнай и назови»
Д/.и. «Кто где живет и чем питается»
КНИЖНЫЙ УГОЛОК:
Рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц.
НОД «Зимние хлопоты животных и птиц»
Словесная игра «Расскажи, что видишь вокруг». Цель: учить составлять рассказ о том, что вокруг тебя. Активизировать речь ребенка.
НОД «Животный и растительный мир РК»
Чтение рассказов о жизни диких животных зимой Н. Сладкова, М.
Пришвина, О. Берргольц «Пыжик», Т. Шорыгина «Кролик и зайчиха», Н. Сладков «Как заяц всех напугал». /
Загадывание загадок о животных.
Пальчиковые игры и физ. минутки.
Беседы: «Правила друзей леса»
Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников
Участие в акции «Покормите птиц зимой»
Изготовление «кормушки»
Чтение произведений В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова из книг
«Рассказы о природе», «Четыре времени года».
Создание картотеки стихотворений для использования на прогулке «Времена года и природные явления»
Февраль Создание условий для самостоятельной деятельности детей в различных видах деятельности.
Создание методических пособий для реализации проекта.
Составление мероприятий по посещению библиотек. Чтение: М. Пришвин «Деревья зимой» («Четыре времени года» стр. 171-172)
НОД «Не любимое животное»
Внесение иллюстрации «Весна в жизни зверей» Задачи: уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные насекомые.
Квест-игра «Чудеса в книжном
царстве»
Чтение и пересказ М. Пришвин «Разговор деревьев»
Дидактическая игра (ФЭМП) «Куда идут животные». Цель: формирование умения определять направления стрелок.
Экспериментальная деятельность: «Дерево умеет плавать». Цель: формировать представление детей о дереве, его качествах и свойствах; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования через игры - эксперименты.
Беседа «Библиотека-дом, где живут книги»
Драматизация сказки
«Приключение Муравьишки».
Сюжетно – ролевые игры «Ветеринарная клиника». Индивидуальные консультации
Творческие работы по прочитанным произведениям художественной литературы о природе.
Консультация «Традиции семейного чтения» (семья читателей)
Март Разработка анимационных игр, презентаций к занятиям.
Обогащение РППС ЧХЛ Н. Павловой «Ранняя весна»
Н. Сладкова «Медведь и Солнце», «Как Медведя переворачивали?», «Чья проталина?»
НОД «Кто больше всех радуется весне».
- Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об
особенностях природы своего края.
Д/и «Найди и опиши» Цель: формировать умение отмечать особенности животных.
НОД рисования «Весенний пейзаж»
НОД конструирование «Лесные жители» (оригами)
Рассмотреть иллюстрации: «Весна» - обогатить знания детей об особенностях весенней природы.
Дидактическая игра «Животные весной» Цели: знать о том, что весной просыпаются после долгой зимы насекомые, возвращаются из теплых краев перелетные птицы, которые строят себе гнезда, высиживают и выкармливают птенцов; заканчивается зимняя спячка зверей: из берлоги выходит медведица с подросшими медвежатами, у волчицы, лисицы, зайчихи, ежихи, бельчихи появляются малыши;
Подвижная игра. «У медведя во бору». Цель: развивать умение бегать врассыпную, формировать умение играть в коллективные игры.
Д/игра «Времена года». Задачи: закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе.
С/р игра «Следопыты». Задачи: учить детей самостоятельно создавать игровой замысел, используя метод косвенного руководства; развивать познавательную активность.
Чтение : «Весенняя сказка», В. Бианки «Лесная газета» (Приход весны)»
Свободная деятельность в уголке рисования с трафаретами диких животных.
Домашнее задание «Вечер загадок и отгадок по произведениям»
Конструирование из бумаги «Мишка», «Зайка», Оригами
Акция «Книга даром»
Поход в библиотеку.
Участие в конкурсе «Безопасность глазами детей»
Создание фотоальбома из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе»
Апрель Представление опыта работы по самообразованию.
НОД «Мы друзья природы»
Раскраски. «Обитатели леса» Упражнять детей в раскрашивании раскрасок. Цель: учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контуры рисунка.
Беседа «Лекарственные растения леса».
Цель: расширять представления детей о труде сотрудников аптеки, рассказать о значимости их труда, лекарственные растения леса.
Исследовательская деятельность
Дидактическая игра «Определи вид леса и его время года»
Чтение Крюкова, Т. «Лесная аптека: сказочная энциклопедия лекарственных растений». Цель: воспитывать умение внимательно слушать текст
«Рассматривание картины «Дети живут на севере». Цель: обогащать знания детей о Коми крае; совершенствовать умение целенаправленного рассматривать картину; формировать умение отвечать на вопросы по картине.
Д/и «Природа и человек» - систематизировать и дополнить знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Настольная игра. «Кто чем питается?» Цель: познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать память, внимание.
Индив. Работа. «Сравни деревья». Цель: Формировать умение сравнивать предметы по высоте, ширине, толщине (объему). Активизировать в речи понятия, связанные с названиями деревьев, их строением, с величиной предметов.
Беседа на тему: «В лес за грибами и за ягодами». Цель: уточнить представления детей о значении леса в жизни людей; расширить представления детей о лесных грибах и ягодах.
Хороводная игра «Мы по лесу идем». Возьмитесь за руки и ходите по кругу: Мы по лесу идем, Зверей найдем. Зайца громко позовем: «Ау-ау-ау!» Никто не откликается, Лишь эхо отзывается, Тихо: «Ау-ау-ау!» Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису позовем».
Чтение рассказа Н. Сладкова «Бюро лесных услуг».
Цель: продолжать воспитывать любовь к животным, интерес к природе.
Итоговое мероприятие: Викторина «Знатоки природы» Цель: закрепление полученных знаний о природе.
Слушание аудио произведений Е. И. Чарушин «Путешествие по произведениям»
Задание на придумывание стихов, загадок на экологическую тему.
Родительское собрание «Подведение итогов учебного года» (результаты мониторинга)
Результат проекта:
Результат показал, что у детей произошли значительные, позитивные изменения по всем показателям, что показывают результаты мониторинга. Отмечено расширение и углубление интереса к животному и растительному миру. Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивые к явлениям, происходящим в живой и неживой природе, более наблюдательны, научились сопереживать в различных ситуациях, выражать доброжелательность по отношению к объектам природы. Кроме того, у детей появился интерес к чтению художественной литературы. Родители стали больше уделять внимания семейному чтению. Таким образом, мы пришли к выводу, что художественная литература оказывает огромное значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.