Любовь Баранова
Нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. К физической культуре мы приобщаем ребёнка постоянно, ежечасно, ежеминутно.
Физическую культуру детей формирует система знаний, основанная на следующих принципах:
- непрерывность (с утра до вечера);
- добровольность (вызывать желание, а не принуждать);
- доступность упражнений;
- чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.
Публикация «Нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий» размещена в разделах
В последние годы существенно изменился подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться.
Физкультурная ООД и игра является ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ.
Традиционное, классическое занятие, состоит из трех частей: вводно-подготовительная часть, основная и заключительная.
Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Одним из оснований – модернизации оздоровительной работы являются нетрадиционные формы физического воспитания.
Постоянное использование только классической структуры зачастую «ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и подбора движений.
В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога – непосредственная организация деятельности детей, передача им в деятельности своего взрослого опыта, личностно ориентированная модель отводит педагогу иную роль, заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей, то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе.
На данный момент существует множество нетрадиционных методик, которые обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею.
Нетрадиционность предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное:
- на каждом занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребёнка;
- обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;
- содержание и методика проведения должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.
Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий в детском саду :
· Занятия, построенные на музыкально-ритмических движениях
нравятся детям, применяются для успешного создания бодрого настроения у детей.
Вводная часть состоит из разных видов ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения проводятся в виде ритмической гимнастики. Это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку. Ритмическая гимнастика базируется на арсенале разнообразных движений и упражнений. Занимаясь ритмической гимнастикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах является для них новым и необычным. Веселая музыка, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. После неё можно предложить детям музыкальные игры и танцы. Эти занятия проводятся не менее двух раз в месяц. Они служат своеобразным отчетом о проводимой работе по обучению детей музыкально-ритмическим движениям;
· Занятия, построенные на подвижных играх
· Занятия в форме эстафет и соревнований
Целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций, Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т. к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой или средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть такого занятия должна обеспечить снижение нагрузки.
Коррекционно-профилактические занятия
На этих занятиях дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу.
Так же в период пандемии мною были разработаны и проведены дистанционные спортивные квесты для детей и их родителей.
Основная цель таких занятий — это помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности. Способствовать развитию межличностного общения ребенка с взрослым.
Чтобы занятия были интересными и увлекательными, на занятиях следует использовать сюжетные, интегрированные и игровые формы совместных физкультурных занятий. Содержание интегрированных занятий позволяет ребенку вместе с родителем преодолевать трудности, решать проблемные ситуации.
Игровые занятия, построенные на основе игр и игр-эстафет. Целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой.
Занятия-тренировки или тренировочные занятия – это серия по обучению спортивным играм с элементами легкой атлетики; закрепление определённых видов движений. Оно обеспечивает возможность многократно повторить движение, потренироваться в технике его выполнения.
Занятие, построенное на одном движении - для упражнений в основных движениях отбирается только один из видов (например, лазание, дети упражняются в различных его видах: ползании по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании в обруч.
Круговая тренировка – принцип организации такого занятия достаточно прост. Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарём в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу.
Сюжетно-игровые занятия «Театр физического воспитания» — это новый подход к физическому воспитанию, предполагающий использование новой методики физического развития детей, построенный на сказочной или реальной основе. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей.
Занятия из серии «Забочусь о своем здоровье». На этих занятиях дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу.
Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.
Основная цель таких занятий — это помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности. Способствовать развитию межличностного общения ребенка с взрослым.
Чтобы занятия были интересными и увлекательными, на занятиях следует использовать сюжетные, интегрированные и игровые формы совместных физкультурных занятий. Содержание интегрированных занятий позволяет ребенку вместе с родителем преодолевать трудности, решать проблемные ситуации.
Кроме нетрадиционных форм НОД используются альтернативные технологии
Дыхательная и звуковая гимнастика.
Цель – научить детей дышать через нос.
Дыхательная гимнастика играет значимую роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. Ее необходимо включать в физические занятия, утреннюю гимнастику и физкультминутки.
С помощью этой гимнастики повышается общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям.
У детей развивается дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшается кровообращение в легких.
Пальчиковая гимнастика.
Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Точечный массаж,самомассаж.
Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже, Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж дает хорошие результаты в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов. Этот элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно – эмоционального напряжения.
Арома - терапия и фито - терапия.
Детям, часто болеющим ОРВИ, рекомендована фито - терапия для общего оздоровления и повышения иммунитета. В своей практике я использую сборы трав, рекомендованных нашими медицинскими работниками. Мелиса, ромашка, цветы календулы, мята, душица, зверобой – обладают противовоспалительными действиями
Релаксация.
Сон - естественный отдых организма. Он предохраняет клетки головного мозга от истощения и разрушения, восстанавливает энергию, расходуемую при бодрствовании. Во время сна нормализуются все обменные процессы, поэтому, большое значение нужно уделять для организации засыпания детей.
Гимнастика после сна.
Гимнастика после сна позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость, быстрее прийти в бодрое состояние и настроение. Проснувшись, улыбнуться.
Массажные дорожки.
Хождение по «дорожке здоровья» (со следами, направлено на исправление и коррекцию неправильного положения стопы. Способствует расслаблению и укреплению мышц стопы. Это интенсивный метод закаливания стоп, а также профилактика плоскостопия.
Игры в сухом бассейне.
Во время «плавания» в таком бассейне ребенок получает общий массаж тела, развивается координация движений, связочно-мышечный аппарат. Упражнения, выполняемые в бассейне, способствуют более быстрому освоению основ техники плавательных движений.
Психологическая гимнастика.
Это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка.
Включает мероприятия: Массаж. Игры с водой. Работа с природными материалами - песком, водой, крупой, снегом. Музыкальная терапия. Предоставление ребенку самостоятельности и свободы. Минутки тишины.
10. Гимнастика для глаз.
Гимнастика помогает снять напряжение глазных мышц при длительной нагрузке на глаза. Поэтому очень важно проводить беседы с родителями о смене видов детской деятельности, о мероприятиях направленных на сохранение здоровой зрительной системы и рекомендовать им проводить с детьми гимнастику для глаз, которую мы проводим в детском саду ежедневно.
Фитболл – гимнастика.
Фитбол-гимнастика, как современная форма корригирующей гимнастики,
имеет преимущество перед традиционными методиками, поскольку позволяет решать оздоровительные, лечебные, воспитательные и образовательные задачи: учить выполнять упражнения, укрепляющие мышцы, формирующие и поддерживающие правильную осанку; развивать способность удерживать равновесие, мелкую моторику; побуждать детей к проявлению самостоятельности, творчества, инициативы, активности.
Закаливание.
Способствует: укреплению нервной системы; улучшает работу внутренних органов; активизирует обмен веществ; повышает сопротивляемость организма к вредным влияниям окружающей среды.
Индивидуальный подход.
С детьми, отстающими в физическом развитии, проводится индивидуальная коррекционная работа: выполняются упражнения для укрепления всех групп мышц, но не снижая требований к качеству выполнения движений.
Кружковая работа.
С целью оздоровления, формирования жизненно важных двигательных навыков и умений, развития физических способностей.
Все разнообразие, в проведении альтернативных физкультурных занятий помогает мне как педагогу развить в детях интерес к физкультуре, повышать двигательную активность детей и моторную плотность занятий.
Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через «ворота детской игры».
Я полагаю, что только в этом случае новые стандарты дошкольного образования станут достойным ответом как на активный родительский запрос, так и на потребность государства и общества в здоровом и успешном поколении