Хашханок Лариса Аслановна
Требования к предметному содержанию развивающей ППС
▼ Скачать + Заказать документы
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие!
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является создание образовательной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.
В письме Минобрнауки России от 28.02.14 № 08-240 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования в пункте 3.3 прописаны требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде «… среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности для уединения…. Насыщенность среды должна соответствовать возрасту детей и содержанию Программы. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДО»
Публикация «Требования к предметному содержанию развивающей ППС» размещена в разделах
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.
Интеграция образовательных областей, отмена занятий как основной формы работы с детьми, деятельностный подход, приоритет игры, ориентация на интегративные качества требуют новых подходов к формированию предметно-развивающей среды ДОУ.
Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Программа делает акцент на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.
Прежде чем создать предметно-развивающую среду в ДОУ, нужно изучить основополагающие документы:
-Приказ Минобрнауки №1155 от 17.10. 2013г. «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;
- образовательная программа.
В ФГОС раскрыта система принципов построения развивающей среды в ДОУ, именно ими мы руководствовались при реализаций поставленной перед нам цели.
Принцип насыщенности предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. При реализации этого принципа учитывали, основные виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, а также для двигательной активности.
Принцип вариативности определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.
Принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих среды. По ФГОС с целью полифункциональности использования группового помещения, оно должно быть разделено на три части.
Рабочая зона – она используется для продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности ей отводиться 30% от общей площади.
Зону для спокойной деятельности занимает 20% площади – здесь мы читаем художественную литературу, есть уютное место для отдыха - уголок уединения, мягкой игрушки.
Зону для деятельности связанной с интенсивным использованием место для катания на машинах, для возведения крупных игровых построек, место для двигательной активности.
Принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения среды, а также обеспечить возможность самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
Принцип трансформируемости, обеспечивает возможность изменений ППРС, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. В нашем ДОУ для изменения пространства мы используем подвески, для снятия эмоционального напряжения, для двигательной активности детей.
Принцип интеграций образовательных областей, позволяет использовать материалы и оборудования для одной образовательной области и в ходе реализации других образовательных областей. Центр любимой книги и развития речи объединили с музыкально-театральным центром. Потому что мы сначала с детьми читаем сказки, стишки, рассматриваем иллюстрации в книгах, потом мы для детей и вместе с детьми используя разные виды театра, показываем сказки, обыгрываем потешки, для этого используем музыкальные инструменты.
Принцип учёта поло ролевой специфики, построение среды предполагает предоставления возможностей, как мальчиков, так и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми эталонами в обществе.
Принцип учёта зоны ближайшего развития. Для этого необходимо пополнять и обновлять предметный мир, окружающий ребёнка, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Главная идея дизайнерских разработок по оформлению игровых и спальных комнат групповых помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы.
Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно заключить: развивающая предметно-пространственная образовательная среда нашего ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений; гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.