Басырова Людмила Анатольевна
Нетрадиционные методы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
“Речь - величайшее богатство, данная человеку,
и её, как и любое богатство, можно либо
приумножить, либо незаметно растерять".
Своевременное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка. Сегодня ребёнок, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить развернутый ответ, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, плохая дикция.
Публикация «Нетрадиционные методы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Поэтому перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей. Традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с традиционными методиками, нужно использовать и инновационные комбинированные методы обучения.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Интегрированный метод включает в себя проектную деятельность. Исследовательская деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи. Работая над проектом дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют словарный запас слов, учатся общению со взрослыми и сверстниками.
Для запоминания незнакомых слов, текстов, разучивания стихотворений используется мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание путем дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному (с простейших мнемоквадратов, в которых изображено 4 – 5 схематичных рисунка). Их можно применять при пересказе небольших текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность. Когда дети научились использовать мнемоквадраты, постепенно вводятся мнемотаблицы.
Мнемотаблица - это графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Изображаются в таблице главные герои сказки и предметы, действия и явления, которые «завязаны» вокруг них. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображений, а так же символы (н-р, для изображения диких животных рисуем ёлку, а для домашних – дом. Использование символов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, черти графики”.
Решить задачи развития речи позволяет ТРИЗ – технология. Эта аббревиатура расшифровывается так: теория решения изобретательских задач. Основатели ее Г. С. Альтшуллер, Г. И. Альтов и др. Теория ТРИЗ разработана на базе наук о развитии, воспитании и обучении человека и предусматривает систему средств, методов и приемов развития мышления, воображения, фантазии, навыков творческой работы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно, поэтому выделяют следующие этапы работы :
1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и домом) и др.
2. Учить детей фантазировать, изобретать.
3. Придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. (Например, "«А что, если ты превратишься в дерево?")
Использование методов данной технологии : мозговой штурм, метод фокальных объектов, круги Луллия, эмпатии, значительно повышают уровень связной речи детей, они становятся более общительные, не боятся высказать свое мнение.
Творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу бедности активного словаря. В связи с этим используется метод каталога, разработанный профессором Берлинского университета Э. Кунце.
Для работы понадобится любая детская книга с иллюстрациями. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальцем в любое место на странице. Слова попадаются разные, не связанные между собой. Выбранные методом "тыка" слова связываются в историю, сказку.
Кейс-технология - это технология на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная на формирование у детей новых качеств и умений, для развития связной речи. Главное ее предназначение - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение. В России эта технология стала внедряться последние 4 г. Технология метода заключается в том, что разрабатывается или подбирается готовая конкретная ситуация, ставится комплекс вопросов или задач, разворачивается дискуссия. Широко применяют кейс - иллюстрации, кейс-фото, интервью.
Например, "Миша потерял машинку".
Сегодня Миша пришел в детский сад с машинкой. Придя с прогулки, он не нашел свою любимую игрушку и расплакался. Как бы вы поступили на месте Миши?
В результате применения таких занятий у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, повышается уровень познавательных способностей. Нетрадиционные формы работы в детском саду совершенствуют традиционные, модернизируют их и дополняют.
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!». (Е. Щукина.)
Список использованной литературы:
1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Пособие для воспитателей д/сада. / С – Пб., «Детство – пресс», 2005.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : методическое пособие для воспитателей ДОУ/ А. М. Бородич. 2-е изд. - М. : 1984.
3. Дьяченко О. М. Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада/ Т. А. Ткаченко. - М. : Эксмо, 2006
4. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008.№4. С. 102-115.
5. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей. Пособие для воспитателей детского сада/ Е. И. Тихеева. - М. : 1981.
6. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
7. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина. — М. : Просвещение, 2007. - 192 с.
8. Периодические издания: - «Дошкольное воспитание» № 8 (1988 г.) , № 5, 6 (1989 г., № 1, 2, 3, 5 (1990г.) , № 4 (1993г.) , № 1 (1994 г., № 5 (1996 г.) , № 11 (1997 г., № 5, 9 (1998 г.); - «Ребёнок в детском саду» : №1, 2, 4 (2001г.)