татьяна викторовна петрова
Конспект НОД по развитию речи «Поздняя осень» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Пр. содержание: Закреплять знания детей о признаках осени, о том, как звери и птицы готовятся к зиме. Обучение детей творческому рассказыванию (придумывание продолжения рассказа). Воспитывать в детях желание бережно относиться ко всему живому.
Ход занятия:
(Под музыку П. И. Чайковского «времена года» читаю стих-е А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», затем дети читают стихи Плещеева «Осень наступила»)
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Поздняя осень“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
- Поздняя осень. Всё глохнет, пустеет, темнеет, теряет яркие цвета лес и приобретает однообразный, грязноватый серый вид осени. В это время года природа похожа на уставшего, много работающего человека, которого одолевает сон. Ещё пройдёт несколько дней, и она, закрывшись пушистым белым одеялом, заснёт на целую зиму.
Итак, своё очередное заседание клуба знатоков природы мы начали музыкально-литературной страничкой. В своих стихах поэты Пушкин и Плещеев говорили об осенних приметах. Давайте и мы вспомним о них. (Дети перечисляют приметы осени)
Физминутка
(Предлагаю детям взять осенние листочки и покружиться с ними по музыку Чайковского «Октябрь», «Ноябрь»)
- Ребята, что по-вашему мнению повлияло на все эти изменения в природе? (Предположения детей)
- Как готовятся звери к зиме? С этого вопроса мы открываем вторую страничку нашего заседания – театральную. Наши постоянные члены клуба сейчас представят вашему вниманию несколько подслушанных разговоров в природе. Итак, сцена 1. «Белка и лесная мышь».
Белка: Видали? Видали? Я грибы на сучок сушить повесила, а Мышь их у меня таскает…. Ах злодейка!
Мышь: кто у кого больше стащил! Я орехи на пеньке разложила, и оглянуться не успела, как они у тебя, Белка в дупле оказались!
- Ребята, какие звери на зиму запасают корм? (белка, лесная мышь. Бобр, барсук, бурундук)
- Какие звери впадают в спячку? (ёж, сурок, суслик, медведь, бурундук)
- Как они готовят себе жильё на зиму? (ответы детей)
Сцена 2. «Кабанчик и лисёнок»
Лисё нок: Ай, ай. Ты же совсем голый, Кабанчик! Щетинка редкая да ещё жёсткая. Как же ты зимовать будешь?
Кабанчик: Худой ты до чего, Лисёнок! Хребет один. Кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?
Лисё нок: У меня шёрстка густая. Шубка тёплая – не замёрзну!
Кабанчик: А у меня хуже думаешь? У меня под кожей-то жир. Жир лучше всякой шубы греет!
- Как готовится к зиме лисёнок? (лисёнок как и некоторые другие звери меняет летнюю шубку на зимнюю, более густую и пушистую).
- Что помогает перезимовать дикому кабану?
- Какие ещё звери наедают к зиме жир? (барсук, медведь)
Сцена 3. «Недовольная лиса»
Лиса: Заяц-беляк всё лето серым был, а сейчас вон весь в белой щеголяет. Белка летом рыжая была, сейчас серую шубу надела. Одна я, бедная, зимой и летом одним цветом!
- Почему лиса осталась недовольной?
- Назовите зверей, которые ведут зимой активный образ жизни (лиса, волк, заяц, лось)
- У зверей на зиму мех становится густым, у некоторых меняется окраска шерсти, откладывается жир. Всё это помогает им перенести зиму.
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю побыть писателями. Я начну рассказ о белке, а вы придумайте продолжение.
«В одном лесу жила-была белочка. И были у неё детки-бельчата. Всё лето они играли, резвились. Но вот всё чаще небо стало покрываться серыми тучами, стал дуть холодный ветер, моросить дождь. Наступила осень….» А что дальше произошло с белкой и бельчатами должны придумать вы. (рассказы детей)
Игра «Кто у кого»
- Да, ребята, вы сейчас рассказали, как звери готовятся к зиме и о том, что им помогает перезимовать. Но самое разумное существо на земле – человек. И он должен заботиться обо всём. Отдельные животные подлежат охране, потому что их становится всё меньше и меньше.
Поэтому в нашей стране создано много заповедников, где спокойно живут и размножаются разные звери. А когда их становится много, звероводы вывозят их в другие заповедники и выпускают на волю. Здесь запрещён отстрел животных.
Лесники также проводят подкормку животных.
Следующая страничка – о птицах.
( Предлагаю задание на классификацию птиц: на одном дереве сидят 4 перелётные птицы и одна зимующая, на другом 4 зимующих и одна перелётная)
- всё ли здесь в порядке? Ни какая птица не заблудилась?
- Как назвать одним словом птиц, которые сидят на ёлке, берёзе? (ответы детей)
- Да, уже не распевают птицы весёлых песен, тихо стало в лесу. Перелётные птицы улетают на юг. Почему же птицы улетают на юг? (ответы детей)
- Птицы улетают, чтобы избежать голод потому-то остаются на зиму те птицы, которые умеют найти корм зимой. Во время перелётов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря.
Зато вместо улетевших птиц в наших краях появились стайки снегирей, клестов, свиристелей.
- откуда они к нам прилетели? А птицы запасают себе корм? Какие это птицы? Каким образом они это делают? (ответы детей)
- И всё же птицы зимой нередко голодают. Очень трудно найти им корм во время снегопадов, метелей, когда деревья покрыты изморозью и им трудно добраться до спрятавшихся насекомых. В такую погоду очень много птиц погибает от голода.
- А что мы с вами можем сделать, чтобы такого не случилось? (ответы детей)
И если вы поможете птицам зимой, то весной, они расплатятся добром, будут прилетать сюда и очищать растения от насекомых вредителей, а также радовать нас своим пением.
Физминутка
(Дети изображают птиц и под музыку «летают»)
- И закрываем мы своё заседание клуба любителей природы – страничкой синоптика. Синоптик – это люди, которые предсказывают погоду. Синоптиками могут быть и растения, и животные, и птицы. (Пословицы и народные приметы о поздней осени)