Екатерина З
Нетрадиционные формы работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Активное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс побуждает искать новые формы работы. Мы все чаще прибегаем к нетрадиционным приемам и методам воздействия на особого ребенка.
В настоящее время возрастает необходимость совершенствования образовательного процесса детей с ОВЗ. Поскольку работа учителя-дефектолога требует постоянной поддержки интереса у детей с ОВЗ из-за их психолого-педагогических особенностей: неустойчивое внимание, рассеянная память, нарушение словесно-логического мышления, речевые нарушения, повышенное утомление. Кроме это, чаще всего у детей с ОВЗ наблюдаются негативные эмоциональные переживания (замкнутость, агрессия, тревожность, неуверенность, возбуждение).
Публикация «Нетрадиционные формы работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Поэтому для обеспечения наибольшей эффективности коррекционно-развивающего занятия, педагогу следует внедрять в образовательный процесс разнообразные нетрадиционные формы работы. Эти формы обучения принадлежат к числу эффективных средств работы, применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только познавательных и речевых трудностей, но и общему оздоровлению детей с ОВЗ.
У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.
Поэтому для развития детей с ОВЗ необходимо обогащать теорию и практику воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы воспитания, включая окружающий его мир.
Реализация проекта «Нетрадиционные формы работы с детьми с ОВЗ» позволит гармонично сочетать традиционные и нетрадиционные формы коррекционной работы, что окажет благоприятное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка с ОВЗ. Цель проекта.
Создать условия для познавательно-речевого развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья посредством использования в коррекционном процессе нетрадиционных форм работы.
Имаготерапия – театрализация коррекционного процесса. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
Для занятий имаготерапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи имаготерапии проходит очень плодотворно и интересно, поскольку занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Такая форма занятия позволяет включить в него больше речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи, избежав переутомления дошкольника. Кроме того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта на занятиях.
Пескотереапия – игра с песком.
Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший коррекционный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Пуговичная терапия – комплекс развивающих, коррекционных, релаксационных игр и упражнений с использованием пуговиц.
Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия. Так же пуговичная терапия оказывает на организм ребенка релаксационное воздействие.
Су-Джок терапия –
позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность, развивает мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Наиболее часто в коррекционной работе используется массажный шарик Су Джок, в который входит собственно массажный шар-ёжик (каштан) и два металлических массажных эластичных кольца.