Александра Диокер
Нетрадиционные техники рисования как средство развития воспитанников раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что немаловажную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д. Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования как средство развития воспитанников раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Тема моей работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития воспитанников раннего возраста».
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. (СЛАЙД) Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник в раннем возрасте способствует развитию у ребёнка :
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Мышления;
• наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Таким образом, задачами моей работы являются
- знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования : «рисование руками» (рисование пальчиками, ладошкой, кулачком, тампонирование (рисование поролоном или скомканной бумагой);
- формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).
1. Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности своих воспитанников, для овладения разными умениями нетрадиционного рисования использую особенные техники и приемы.
1. Техника «рисование руками» (ладошкой, кулачком, пальчиками).
2. Техника «тампонирование» - оттиски печатями скомканной бумагой или поролоном.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
(СЛАЙД) Рассматривая подробнее каждую из этих техник можно отметить, что в ходе занятий рисованием пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание, кулачком (рисуют отпечаток, которые сопровождаю словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинаю после освоения азов рисования ладошками : она сложнее и требует более целенаправленных движений.
Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по бумаге. После нескольких игр-тренировок на листе возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения дорисовываю с детьми каждое изображение (обмакнув пальчик в краску, рисуем глазки, носик, ротик, хвостик, при этом использую отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают рисунок самостоятельно, показывая своим примером принцип изображения.
Пальчиковая живопись и рисование ладошкой помогают ребенку почувствовать свободу творчества, дают ощущение взаимодействия с изобразительным материалом (с краской) без кисточки, поскольку большую часть внимания и энергии ребенка (особенно на раннем этапе развития изобразительного творчества) занимает процесс овладения инструментом.
Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия использую тампон из поролона или из скомканной бумаги. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта. Эта техника обеспечивает максимальную успешность при создании творческой работы вне зависимости от изобразительных умений ребенка.
Для рисования скомканной бумагой лучше использовать глянцевую тонкую бумагу, поскольку она хорошо сминается в плотные комочки, образует острые края, медленно размокает в краске. В зависимости от цели рисования бумагу можно сжать в маленькие или большой комок, при этом регулируя густоту складок. Важно учесть, что для каждого цвета, используемого в рисунке, необходим отдельный комочек бумаги, поэтому следует приготовить достаточное их количество.
Для рисования поролоном подготавливаю кусочки поролоновой губки от простых геометрических форм до фантазийных (листочки, цветочки и т. д.). Обмакивая их в краску, дети печатают при помощи трафарета для получения необходимого изображения.
2. План работы.
Свою работу я начала с наиболее доступной детям данного возраста техники : рисование пальчиками и ладошками.
В связи с особенностями раннего возраста, на каждом занятии использовала игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, музыкальное сопровождение.
Мною был составлен следующий план занятий:
1-я неделя 3-я неделя
Октябрь
Рисование ладошкой
«Шли ладошки по дорожке»
(коллективная работа) Рисование ладошкой
«Мой любимый цвет»
(ладошки в краске понравившегося цвета)
Ноябрь
Рисование ладошкой
«Осьминожка» Пальчиковое рисование
«Снег»
(синий фон, белый снег)
Декабрь
Пальчиковое рисование
«Веточка елочки – зеленые иголочки»
(1-е занятие) Пальчиковое рисование
«Елочный шар»
(круговые движения) (2-е занятие)
Январь
Рисование ладошкой
«Елочка»
(1-е занятие) Пальчиковое рисование
«Украсим нашу елочку»
(2-е занятие)
Февраль
Рисование ладошкой
«Снежинка» Тампонирование (поролон)
«Открытка для папы»
(с использованием трафарета)
Март
Тампонирование
«Букет для мамы»
(скомканная бумага) Рисование кулачком и пальчиком
«Зайчик»
Апрель
Рисование кулачком
«Гусеница» Рисование ладошкой
«Бабочки»
Для родителей подготовила консультацию: «Значение рисования нетрадиционными способами в раннем возрасте», «Нетрадиционные техники рисования»
Заключение
Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами детей раннего возраста позволило раскрыть в детях творческий потенциал, повысить интерес к художественной деятельности, развить психические процессы. Рисуя, дети чувствуют себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Благодаря проделанной работе я приняла участие:
- в конкурсе детского творчества «Кольский лес полон сказок и чудес», получен сертификат участника от Комитета по лесному хозяйству Мурманской области;
- в межмуниципальном конкурсе рисунков детей раннего возраста «Радуга на ладошках», получен сертификат Управления образования Администрации г. Апатиты.
Автор:
Диокер Александра Александровна