Евстигнеева Яна Сергеевна
Нетрадиционная техника рисования как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи играет ключевую роль в развитии детей и является фундаментальным условием для успешной реализации разнообразных видов деятельности. Речь является основным инструментом общения, позволяющим детям выражать свои мысли, чувства и потребности, а также устанавливать контакты с окружающим миром.
Публикация «Нетрадиционная техника рисования как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Рисование оказывает значительное влияние на развитие речи у детей. Когда дети рисуют, они не только тренируют мелкую моторику рук, но и развивают воображение, координацию движений, пространственное мышление и самовыражение. Общение с другими детьми и взрослыми во время рисования также стимулирует развитие речи и усвоение новых слов.
Работая в детском саду, я заметила, что уровень развития речи у детей заметно снижается. Занимаясь этой проблемой, я пришла к выводу, что это во многом связано со слабым развитием моторики рук. Поэтому, целью моей работы стало — развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования.
Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:
- разработка комплексов нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук дошкольников;
- повышение уровня речевого развития детей;
- формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к овладению письмом;- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
- проговаривание слов, формирование и обогащение словаря, закрепление лексических терминов;
- создание эмоционально положительного настроя;
- развитие наглядно-действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения;
- развитие у детей эстетических чувств и умения общаться между сверстниками.
Затем я приступила к созданию условий для реализации поставленной цели. В группе нами была создана необходимая развивающая предметно - пространственная среда. Я постоянно искала новые пути создания такой развивающей среды, которые бы расширили мир детей, стимулировали их творческую деятельность и способствовали развитию мелкой моторики и координации движений рук. Материал я расположила таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать игрушки,пособия, проявлять свое творчество и реализовывать свои замыслы.
В нашей группе оборудованы специальные уголки, чтобы развивать различные навыки у детей. Один из них - "Речевая активность", где расположены книги и разнообразные журналы, чтобы поощрять интерес к чтению и развивать речевые навыки. Еще один уголок - "Развиваем пальчики", в котором мы предлагаем различные игры и задания для развития мелкой моторики рук. Здесь дети могут позаниматься мозаикой, собирать пазлы, заниматься шнуровкой, играть с вкладышами, нанизывать бусы, работать с разноцветными палочками, кубиками, крышками и прищепками. Мы также предлагаем занимательные прописи для дошкольников, а также задания по рисованию по трафаретам и работу с дыроколом. Однако, наши материалы не ограничиваются только традиционными. Мы также предлагаем нетрадиционные материалы для развития навыков и воображения детей. У нас есть наборы пористых губок, наборы колец разной величины, которые дети могут нанизывать на стержень, развивая свою моторику и координацию движений. Мы также предлагаем цветные клубочки ниток для перемотки, чтобы развивать навыки изготовления узоров и мотивацию креативного мышления. А также мы предлагаем пластмассовые или деревянные палочки, с помощью которых дети могут выкладывать узоры по образцу. Все эти материалы и уголки созданы с заботой о развитии и разностороннем обучении наших детей. Мы стремимся предложить разнообразные и интересные активности, чтобы сделать процесс обучения и развития приятным и увлекательным.
В своей работе я составила перспективный план, основанный на принципах последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач. Я подобрала речевой материал, направленный на развитие произносительных навыков и формирование различных видов речевой деятельности. Для развития мелкой моторики рук и речи я использую различные методики, такие как пальчиковые игры-упражнения, пальчиковый театр и пальчиковую гимнастику. Кроме того, я применяю нетрадиционные техники рисования, такие как рисование пальчиками и ладошкой, рисование пробками и ватными палочками, рисование губкой и тычком полусухой жесткой кистью. Каждая из этих техник представляет собой маленькую игру, целью которой является развитие речи, элементов воображения, образного мышления, волевых проявлений, а также желания практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от завершенной работы. Использование этих методик позволяет детям чувствовать себя более раскрепощенными и смелыми. Формирование активного и пассивного словаря происходит при использовании различных слов, обозначающих свойства и качества материалов, а также способы действия с ними, во время взаимодействия с детьми.
Также я веду работу с родителями, делая их активными участниками педагогического процесса. Я провожу встречи, на которых рассказываю о важной роли развития мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования. Я показываю основные приемы работы изготовления рисунков в домашних условиях, чтобы углубить и обогатить знания родителей. В результате моей работы, у детей наблюдается улучшение произношения, речь становится более отчётливой. Их пальчики становятся более ловкими, кисти рук - подвижными и гибкими. Я наблюдаю положительную динамику развития мелкой моторики.
Список используемых источников:
1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2018. - №18
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М. :Издательство «Скрипторий»,2018.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М. :Издательство «Скрипторий»,2018.
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под редакцией Л. А. Венгера. – М. : "Просвещение", 1978.
5. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. -М. : "Каро", 2009.
6. Журнал "Дошкольное воспитание". Речевое развитие. №11, 2007г., с. 103