Бочкарева Марина Алексеевна
Непосредственно-образовательная деятельность «Экскурсия в музей русской народной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-образовательная деятельность
«Экскурсия в музей русской народной игрушки»
Выполнила воспитатель подготовительной группы:
Бочкарева М. А.
Задачи:
Образовательные:
• Обобщить знания детей о глиняных игрушках – дымковских и филимоновских.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Русская народная культура, фольклор
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
• Закрепить понимание взаимосвязи русского декоративно-прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.
• Расширить знания о самой популярной деревянной игрушке – матрешке.
• Продолжать знакомить детей с народными традициями.
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве.
• Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
• Воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Развивающие:
• Развить у детей интерес к русскому декоративно-прикладному
искусству и художественное творчество в процессе восприятия предметов
декоративного искусства.
Материалы для занятия:
Народные игрушки : дымковские, филимоновские, матрешки; костюмы для детей (русские народные, музыкальные инструменты (бубенчики, ложки, трещотки, свистульки, картины русских народных праздников и обрядов. Непосредственно-образовательная деятельность сопровождается мультимедийным показом.
Ход занятия.
Сказительница:
Здравствуйте, мои дорогие ребята! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли.
Я сказительница и хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество и могу вам рассказать.
Сегодня я хочу с вами побеседовать о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах.
Сказительница: Давайте вспомним, какие виды росписей вы знаете.
Дети: Гжель, Городецкая, Хохломская, Дымково, Филимоново.
Сказительница: Хорошо, молодцы! А кто сможет показать изделия городецкой росписи?
Дети: Я
Сказительница:) иди покажи и расскажи как ты узнал что это Городецкая роспись.
Дети: В городецкой росписи художники используют яркие краски: красные, желтые, зеленые, черные.
Сказительница : А какие элементы используются в городецкой росписи?
Дети: купавки, ромашки, листочки, травка.
Сказительница : Да, ребята, видя изделия расписанные этими элементами, мы всегда знаем, что это Городецкая роспись.
Сказительница : Послушайте стихотворение и найдите предметы о которых в нем говорится.
Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Дети: Это Гжель. Вот тарелка, ваза….
Сказительница : Какого цвета гжельская посуда?
Дети: это сине-голубая роспись.
Сказительница : из такой раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
Сказительница : (берет в руки изделие из Хохломы) Кто хочет рассказать об этом изделии.
Дети: Это хохломская роспись. В ней используется черный, красный, зеленый, желтый цвет.
Сказительница : из чего состоит узор хохломской росписи?
Дети: Узор состоит из изогнутых веток - завитков с ягодами, листьев, цветов, травки.
Сказительница: А какие изделия расписываются хохломской росписью?
Дети: Ложки, тарелки, чашки, самовар, столы, стулья.
Сказительница: Молодцы, ребята, много знаете! А, вот здесь живут сказки из Дымково. Вы с ними уже знакомы. Кого вы узнали?
Дети: Барышня водоноска, петух, индюк, няня.
Сказительница: Верно, ребята, здесь и барышня водоноска и храбрый солдат, и петушок - золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого своя сказка есть.
Сказительница: Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Сказительница: Ребята, а из чего изготавливается дымковская игрушка, из какого материала?
Дети: из глины.
Сказительница: Правильно, ребята, для их изготовления используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.
Сказительница: А какого цвета росписи в дымке?
Дети: Много красного, синего, зеленого, желтого.
Сказительница: Совершенно верно, использование много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.
Сказительница: Как вы, ребята, узнали, что это дымковская игрушка? Какие элементы росписи используются художником?
Дети: Художники для росписи дымковской игрушки используют клетки, полоски, круги, точки.
Сказительница: Правильно, ребята, строго геометрический орнамент: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из золота, наклеенные поверх узора.
Сказительница: А знаете ли вы, ребята, кого больше всего люди лепили в дымке?
Дети: Барыни, олени, бараны.
Сказительница: Да, наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Сказительница: Молодцы, порадовали меня! Вы хорошо разбираетесь в дымковской игрушке.
Сказительница:
Филимоновская деревушка
Синий лес, холмы, косогор
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор. Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники, павлины
И солдатиков войско цвет.
Сказительница: ребята, вы догадались о какой игрушке говорится в этих стихах?
Дети: о филимоновской игрушке.
Сказительница: филимоновская игрушка — древнерусский художественный промысел из деревни Филимоново. Поэтому, она и называется филимоновской.
Сказительница: ребята, а кто знает, чем филимоновская игрушка отличается от дымковской?
Дети:, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры.
Сказительница: Молодцы, знаете. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц.
А как они свистеть – свиристеть умеют эти яркие, веселые, добрые и шумные игрушки. Послушайте (свистит)
Сказительница: Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. А какие цвета в росписи они используют?
Дети: Малиновый, зеленый, желтый.
Сказительница: Верно, и игрушки получаются яркими и весёлыми.
Это и барыни, и всадники, и коровы, и медведи, и петухи
Сказительница: Вот сколько мы сегодня узнали о народных игрушках. С ними не только можно играть, но и использовать в оркестре.
Сказительница: Оркестр в сборе? Возьмите инструменты.
Дети: встают, берут инструменты. Затем садятся на свои места и
начинают играть.
Сказительница: Спасибо, ребята! У вас замечательный оркестр! Хорошо играли.
Сказительница: А сейчас давайте пройдем в музей.
Сказительница: Послушайте загадку, она расскажет ещё об одной игрушке.
Дети: «Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке, А всего одна игрушка!
Что же это за подружки? (матрешка)
Сказительница: А, хотите я расскажу вам сказку о том, как родилась эта красивая игрушка, которую матрешкой назвали?
Дети: Да.
Сказительница: Присаживайтесь и слушайте.
Сказительница: В некотором царстве, в нашем государстве жил-был богатый и мудрый купец (человек, который продает и покупает)
Однажды отправился он торговать за горы и долины, за синие моря-океаны, в дальние заморские страны. И приехал он в страну восходящего солнца – Японию. Удачно торговал он соболями, да куницами, жемчугом и другим красным товаром. Да так подружился с одним японским купцом, что тот на прощание подарил ему удивительную деревянную игрушку – монаха, сделанного из дерева, да не простого, только дотронешься до игрушки, она качается. Поблагодарил купец за знатную игрушку и опять через моря-океаны, горы и леса возвратился в Россию, в своё царство-государство. Как приехал, перво-наперво побежал он к известному в его деревне мастеру-игрушечнику Семену, который жил в деревне Семенов и показал ему затейливую игрушку из заморских стран. Да и говорит мастеру: “ Можешь ли ты сделать для наших ребятишек такую красоту?”. Мастер отвечает: “Отчего не сделать. Сделать то можно, да больно уж чудная она, да и непонятна будет нашим ребятишкам”. Попросил купец мастера сделать к утру японского монаха и ушел. А тут в избу прибежала мастерова дочка – Матрена, с любимым другом петушком.
Посмотрела Матрена на японского монаха, залюбовалась, и стала играть. А мастер смотрит на дочку и думает: “Скоро у моей Матрены именины, дай-ка я сделаю ей подарочек”. И стал точить из дерева куколку. Выточил, да и расписал: платочек, сарафанчик – как у Матренушки, весь расписной в цветочек, а так же ягодки, травинки, листочки. Одну куколку для Матрены сделала, другую для купца.
Пришел рано утром купец– смотрит – что за чудо: маленькая девочка, как живая, глазки блестят, бровки тонкие, губки алые, щечки румяные (дети рассматривают матрешку)
Залюбовался купец работой Мастера и заказал ему 100 таких Матрен.
Прибежала утром Матренушка, да так и ахнула – себя узнала. Поцеловала отца и скорей подружкам хвастать. Прибежали подружки в избу к Мастеру. Все просят такую же Матренушку. Всем сделал по куколке Мастер, а сам задумался. Вон сколько у Матрены подруг, дай-ка сделаю разных кукол и всех в одну положу. Будет матрешка с секретом. Выточил он большую куклу, потом по-меньше, и еще по-меньше…
Сказительница вынимает и показывает детям матрешек.
Сказительница: И расписал мастер их нарядными, красивыми. Дети, а кто знает, как звали мастера?
Дети: Семенов.
Сказительница: А почему?
Дети: Жил он в деревне Семенов, где все носили фамилию Семенов.
Сказительница: В честь кого куклу назвали Матрешкой?
Дети: В честь дочери мастера Семенова Матрены.
Сказительница: А каким узором расписывал мастер своих матрешек?
Дети: Цветочками, ягодами, листочками, травинками.
Сказительница: А я знаю, что Оля знает стихи про матрешку. Давайте послушаем.
Дети: 1. Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах, на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!
Сказительница: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из бруса дерева, она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка и так до десяти, двенадцати кукол. Посмотрите, ребята, это семеновская матрешка: фартук с цветами и букет держит в руке. Эта матрешка сделана в Семенове, поэтому она так и называется. А, сейчас, ребята, слушайте мой рассказ дальше.
Сказительница: А еще русский народ богат любовью своей –к родной земле и очень трудолюбив. Люди на Руси занимались рукоделием, ткали ковры, платки и пряли нитки. Была распространена земельная работа: пахота, выращивание овощей.
Сказительница: Знаете ли вы, ребята, русские народные пословицы о труде?
Дети: Да.
Дети: “ Делу время, а потехе час”
“Не спеши языком, а спеши делом”
“Сделал дело – гуляй смело”
Сказительница: А сейчас я буду начинать, а вы продолжайте!
• Любишь кататься… (люби и саночки возить)
• Поспешишь… (людей насмешишь)
• Что посеешь,то … (и пожнешь)
• Делу время- … (потехе час)
Сказительница: Ребята, а давайте с вами вспомним традиции отдыха русского народа. Как вы думаете, ребята, каким образом люди отдыхали на Руси?
Дети: Водили хороводы, танцы, пели песни.
Сказительница: Так давайте же ребята с вами, окунемся в мир русского народного фольклора
Сказительница: Какие вы нарядные сегодня. Что это на вас?
Дети: Русские народные костюмы.
Сказительница: Верно, основными тканями были: льняные, сукно, шёлк и бархат. Применялись ткани ярких цветов: зелёные, малиновые, лиловые, голубые, розовые и пестрые. Чаще всего: белые, синие и красные. Одежда богатых людей шилась из богатых тканей, украшалась вышивками. По краям одежды и по подолу пришивали кружево — широкую кайму из цветной ткани с вышивкой.
Сказительница: Ребята, мы с вами сегодня окунулись в мир древности русского народного искусства, узнали много нового о быте и традициях русского народа.
Сказительница: А чтобы ощутить атмосферу того времени приглашаю вас на русский народный хоровод.