галина рябчикова
Конспект экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «Опыты с водой и воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование.
Задачи: познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, показать как можно проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов; побуждать детей рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; дать детям почувствовать радость открытий, способствовать развитию любознательности, пытливости ума, познавательному интересу.
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы „Опыты с водой и воздухом“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование и материалы: столы, накрытые клеенкой, емкости и сосуды разной формы и размера, банки с холодной водой, чайник с горячей водой, бутылка с узким горлышком, подставка под горячее, соль, сода, йод, перманганат калия, крахмал, лимонная кислота, 2 баночки с раствором акварели желтого и синего цветов, 2 апельсина, 2 сырых яйца, воздушный шарик, мерные ложечки, пипетки, пинцет, палочки деревянные, соломинки для коктейля, макет гейзера (бутылка, облепленная пластилином в виде горы с жерлом).
Ход мероприятия:
На сцене оборудованая минилаборатория. Выходит человек в халате и очках и напевая «Сделать хотел грозу, а получил козу» наводит порядок на рабочих столах и полках.
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Доцент Почемучкина. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)
- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- вставать с места
- трогать оборудование, приборы и реагенты
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)
- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают)
- Сейчас мы проведем такой опыт, что все в этом зале смогут увидеть воздух.
- Мне нужны два помощника.
(Выбирает двух детей, предлагает им подуть через соломинки в банку с водой. Пока дети дуют, Доцент обращается с вопросами к детям).
- Что мы видим?
- Откуда берется этот воздух?
- Куда деваются пузырьки воздуха?
- Почему пузырьки не остаются в воде?
- Да, воздух легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. Один из них мы сегодня проведем.
- Какого цвета воздух?
- Можно ли услышать воздух? (можно услышать ветер, вьюгу, музыкальные духовые инструменты.) Доцент предлагает одному ребенку надуть шарик, а затем выпускает воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук. (Дети смеются).- Что мы слышим? (Воздух)
- Предлагаю вам познакомится с еще одним свойством воздуха. Для этого проведем эксперимент – нагреем воздух, а потом охладим его.
(Вос-ль предлагает ребенку надеть шарик на горлышко бутылки; ставит бутылку в емкость с горячей водой, шарик наполняется теплым воздухом и принимает форму гриба; дает детям убедиться, что вода горячая; ставит бутылку в емкость с холодной водой; дает детям убедиться, что вода холодная; воздух в бутылке и шарике остывает, и шарик втягивается в горлышко бутылки; дети пытаются вытянуть шарик из горлышка бутылки, но у них ничего не получается; дети помогают объяснять, что происходит с воздухом в процессе опыта).
- Нагревшись, воздух расширился, его стало больше, он надул шарик. Когда воздух остыл, он сжался, его стало так мало, что шарик втянулся в бутылку. Итак, воздух при нагревании – расширяется, а при охлаждении – сжимается.
(Дети повторяют это свойство воздуха вместе с вос-лем, сопровождая слова движениями: на слова – расширяется – встать, руки в стороны, на слова сужается – сесть, опустить голову, подтянуть колени и обнять их руками) .
- Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух? (Доцент побуждает их называть разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п., чем он пахнет в этом зале.)
- А чем пахнет воздух в этом пакете? (апельсинами).
- Значит, что лежит в этом пакете? (открывает пакет, в нем лежат апельсиновые корки).
- Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был. (Вос-ль вытрясает корки в мусорное ведро, и опять дает детям понюхать воздух в пакете).
-Апельсина нет, корочек нет, что же пахнет апельсинами? (воздух в пакете пахнет апельсинами).
- Вы любите апельсины, а еще какие ягоды и фрукты вы любите? (Дети отвечают).- Да-а-а, летом много всего вкусненького можно унюхать и слопать, но важно не забывать, что перед едой надо мыть ноги (Дети смеются) .
- А, что надо мыть? Уши? Шею? (руки).
- Это, да! Но профессор Умелкин мне говорил про что-то другое. Надо хорошенько мыть фрукты, ягоды и овощи. Так, что прежде, чем есть наши апельсины, надо их вымыть. (Доцент достает два апельсина – один очищенный, другой с кожурой и бросает их в две банки с водой.)
- Смотрите, коллеги, этот утонул, а другой плавает! Чем можно объяснить этот феномен? (Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах апельсиновой шкурки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды) .
- Вы, ребята, наверняка проводили в группах опыты на плавучесть предметов. Давайте поиграем в игру «Тонет-плавает». Я буду показывать предмет, а вы показывайте, если тонет – сидите на стульчиках и говорите «буль-буль-буль», если плавает – вставайте, гребите руками и говорите «шлеп-шлеп-шлеп».
(Проводится игра «Тонет-плавает», для демонстрации используются изображения на мультимедийном экране).
- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть, многие из вас являются регулярными его участниками. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? (в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А где легче всего плавать? (в море). А почему? (в море вода соленая, она лучше держит). Абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом. (В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, доцент заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине. Дети активно помогают в проведении опыта).
- А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятиях по рисованию вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? (акварель). У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (синий). Проверим! (Двое детей выходят на сцену и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый).
Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
(Доцент растворяет в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим зрелищем).
Какого цвета получился раствор? (малиновый). А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (ничего, цвет слегка побледнеет. Доцент добавляет пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной).
- Следующее превращение! (Предлагает добровольцу из зала растворить в воде картофельный крахмал).
- Какого цвета получился раствор? (белого). Какой цвет получится, если в него добавить йод? (Йод оранжевого цвета, значит, получится светло оранжевый или коричневатый. Дети, приглашенные на сцену, добавляют пипеткой йод и размешивают раствор палочкой. Все наблюдают появление сиреневого цвета).
- В заключении нашей встречи предлагаю вам устроить вулкан! Нет, вулкан нельзя, техника безопасности не позволяет… Тогда – водяной вулкан, т. е. гейзер!
Вос-ль приглашает желающих, дети насыпают в кратер соду и лимонную кислоту, Доцент выливает в кратер воду и, зал ахает от неожиданности – гейзер извергает шипучий фонтан).
- Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают)
- На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своим родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья!