оксана лихачева
Занятие по экологии «Волшебные свойства магнита». Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебные свойства магнита». Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: Накопление у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; о способности некоторых предметов проводить магнетизм.
Задачи:
- формировать у детей элементарные представления о физических свойствах предметов;
Публикация «Занятие по экологии „Волшебные свойства магнита“, Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
- поощрять выдвижение гипотез детьми, стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
-развивать у детей мыслительные операции – анализ, синтез.
-развивать исследовательскую активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.
- формировать у детей умение чётко решать поставленные задачи самостоятельно и при взаимодействии со сверстниками;
- развивать и закреплять сенсорные способности
-приучать детей – будущих первоклассников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний; воспитывать культуру речевого общения; расширять словарный запас детей,
-обогащая лексический запас (лаборатория, ученые, опыт-эксперимент, магнит, магнетизм, притяжение) .
-обучение безопасному проведению опытов. Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Планируемый результат: дети активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых проблемных задач; высказывают свою точку зрения; проявляют интерес к исследовательской деятельности; имеют элементарные представления о свойствах магнита.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь, карандаши, посылка с заданием от Деда Мороза.
Технические средства: проектор, сюжет о свойствах магнита.
Раздаточный материал: магниты, различные металлические предметы (скрепки, шайбы, шурупы, железные пластинки и другие, лоскутки ткани, меха, предметы из резины, пластмассы, лист бумаги, стекло, картон (на каждого ребёнка, стакан с водой и металлическими предметами.
Ход занятия:
-- Ребята, сегодня заглянув на электр. почту я обнаружила новое письмо от деда мороза.
«Дорогие ребята! Я очень рад,что мои задания помогают вам узнавать много нового и приближают вас к званию Академиков занимательных наук! Получите от меня новое задание –загадку!»
-- Ну что посмотрим? – Да!
Для этого нам нужно сказать волшебные слова и превратиться в настоящих ученых. (Говорим слова)
-- ну вот мы и очутились в нашей лаборатории. Как себя нужно вести здесь? (тихо,сосредоточенно,внимательно,аккуратно). А с чего начинает исследования ученый? (с опытов или эксепериментов)
Достаю волшебную посылку. В ней магниты и разные предметы
-- ну что давайте посмотрим, что за загадку нам прислал дедушка? (записка)
«Что это такое? И какими свойствами оно обладает?»
(магнит и на нем предметы)
-- что это такое? ---магнит!
-- правильно. Возьмите его в руки,пощупайте его, постучите магнитом. Какой магнит на ощупь?
(Магнит твёрдый, тяжёлый, холодный).
У меня в руке магнит
Много секретов в себе он хранит.
Важное дело эксперимент
В нём интересен каждый момент.
-- ну что на первый вопрос мы ответили – это магнит.
--А что это такое? ---это металл!
А вот что бы узнать о его свойствах нужно провести опыты. Правильно?---Да!
Для этого нам надо настроиться на рабочий лад и сделать зарядку.
Физкультминутка
А сейчас мы быстро встанем.
Будем делать по порядку нашу бодрую зарядку.
«В понедельник я купался.
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался.
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу с воскресеньем
Целый день я отдыхал.»
А теперь займите свои рабочие места и будем проводить опыт.
Опыт №1
Перед вами находятся картон с различными предметами из разного материала и у каждого есть свой магнит.
По очереди подносите магнит к предметам.
Те предметы, которые притянутся к магниту, положите слева, а те предметы,что не притянутся – справа.
А я пойду, посмотрю на вас во время опыта. На рабочем столе учёных порядок, а в лаборатории тишина.
Молодцы, справились с заданием.
А теперь перечислите те предметы, которые притягиваются к магниту.
(индивидуальные ответы детей)
А на какие предметы не действует сила магнита?
Из какого материала они сделаны (индивидуальные ответы детей)
ВЫВОД: магнит притягивает лишь железные предметы и не действует на другие материалы: резину, пластмассу, дерево, ткань, мех)
Только металлические предметы как будто приклеились к магниту, примагнитились. Предметы из других материалов не примагничиваются. Это свойство примагничивать предметы называется магнетизм, от слова магнит.
Опыт №2
Возьмите лист картона, положите на него скрепки, а снизу к нему поднесите магнит и двигайте им в разных направлениях.
Что происходит со скрепками (они соединились и двигаются)
Почему двигаются скрепки (они притягиваются магнитом)
А теперь снимите скрепки с картона и положите их на стол, а магнит поднесите под крышку стола и посмотрите, что происходит. (скрепки не двигаются)
Почему не двигаются скрепки (потому, что стол толще, чем картон)
ВЫВОД: чем толще преграда, тем меньше сила магнита и магнит меньше притягивает железные предметы, но чем больше магнит размером тем он сильнее.
Опыт №3
Теперь продолжим эксперименты с магнитом.
Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась.
Подношу вторую, она то - же притянулась. Теперь – третью.
Образовалась цепочка из скрепок.
Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит.
Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась.
Проделайте этот опыт самостоятельно.
Работайте тихо, не мешайте друг другу делать опыт.
Вы сейчас учёные, а они работают аккуратно и помогают друг другу.
Молодцы, вы у меня настоящие учёные – умело справились с опытом.
Почему скрепки не рассыпались (они намагнитились)
ВЫВОД: под действием магнита, железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
-- Молодцы ребята! А скажите где мы в обычной нашей жизни сталкиваемся с магнитами и с его волшебными свойствами? Зажимы на шкафчиках, компас, телефон, магнитная доска, азбука, игрушки «Рыболов»)
Показ слайдов на экране
Опыт №4
-- У кого была игра «Рыболов»? Как нужно в нее играть? (вытащить рыбок удочкой с магнитом)
--предлагаю новый эсперимент: вытащите скрепку из стакана с водой не намочив рук. (каждый пробует это сделать самостоятельно)--получилось!
ВЫВОД: магнитная сила действует сквозь воду и стекло. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магнит используют при строительстве подводных сооружений.
--А сейчас я предлагаю нам посмотреть на настоящих ученых,которые работают с магнитом и узнать из-за чего этот металл притягивает к себе предметы
(обучающее видео о магнитном поле)
ВЫВОД: у магнита есть магнитное поле и поэтому он или отталкивает их притягивает предметы.
-- Ну что ребята вы большие молодцы! Что же мы нового узнали
о магните сегодня?
- у магнита есть магнитное поле с помощью которого он и притягивает или отталкивает металлические предметы.
- магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.
- чем толще преграда между магнитом, тем меньше его сила.
- под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
- сила магнита действует сильнее, если магнит большего размера.
--Ответили мы с вами на вопрос Дедушки Мороза? – Да!
-- Напишу ему на почту, что мы отгадали и эту его загадку. Пусть присылает новую.
-- Ну а теперь нам нужно записать результаты наших опытов в научную тетрадь
---Но для начала сделаем гимнастику (пальчиковая гимнастика «Шарик»)
(работа в тетради по таблице) и получить за работу награду (звезды) которая нас приближает к нашему званию академиков.
-- Нучто ребята, возвращаемся обратно в свой класс (говорим волшебные слова)
--Молодцы, хорошо потрудились сегодня ребята – ученые, а когда вы пойдёте в школу – вы узнаете о магните намного больше, и опыты будут серьёзнее.