Ирина Ильина
Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения «В гостях у Феи»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность старший возраст (5–6 лет) для детей с ОВЗ (нарушениями зрения) в гостях у Феи
Место НОД в изучении темы: НОД проведена в соответствии с календарно-тематическим планом образовательной работы по образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №146».
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения „В гостях у Феи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Старшая группа
- Темочки
Цель НОД: воспитание гуманно-ценностного отношения к природе, формирование представления о природных объектах, как живых существах.
Задачи приоритетной образовательной области :
Познавательное развитие:
• Развитие любознательности и познавательной мотивации.
• Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (причинах и следствиях).
• Формирование познавательных действий, становление сознания.
• Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
• Приобщение к социокультурным ценностям.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей :
Социально-коммуникативное развитие:
• Формирование основ безопасного поведения в природе.
• Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
• Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
• Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Физическое развитие:
• Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, способствующих развитию крупной и мелкой моторики, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег).
• Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами ( при формировании полезных привычек: выполнять физкультминутку, зрительную гимнастику после зрительного напряжения).
Речевое развитие:
• Обогащение активного словаря.
• Владение речью как средством общения и культуры.
• Развитие связной речи, умения отвечать на вопросы.
Художественно-эстетическое развитие:
• Становление эстетического отношения к окружающему миру.
• Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной).
Планируемые результаты НОД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, активно взаимодействует со сверстниками и взрослым; различает условную и реальную ситуации; ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно – следственными связями; применяет правила безопасного обращения с животными, насекомыми, растениями; обладает элементарными представлениями об окружающем; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребенок может следовать правилам в разных видах деятельности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет различными видами движений, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УУД: коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи; умение применять правила безопасного поведения в природе; регулятивные: умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; умение правильно держать инструменты (карандаш) – сформированность мелкой моторики рук; личностные: умение осознавать свои возможности, формирование познавательной мотивации, стремиться оказывать помощь, умение оценивать свои действия и действия сверстников.
Оборудование для педагога:
Оборудование для детей : картинки – раскраски с шаблонами насекомых, растений, животных, цветные карандаши.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций о животном, растительном мире, чтение энциклопедий о природе.
2. Чтение произведений: В. Танасийчук «Экология в картинках», Л. П. Молодова «Экологические сказки»,
3. Заучивание текста и движений физминутки и зрительной гимнастики.
4. Познавательные беседы о животном, растительном мире, о живой и неживой природе.
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Этап 1. Вводная часть (Мотивационно-побудительный этап) (2 минуты)
Цель: активизация внимания, мотивация детей к проведению образовательной деятельности. Цель: переключение на образовательную деятельность.
Воспитатель в образе Феи природы приветствует детей, звонит в колокольчик, предлагает собраться в круг. 1,2,3,4,5 – мы идем скорей гулять?
Вопросы к детям:
-Вы хотите отправиться в гости к лесным друзьям и познакомиться с ними?
-Как вы думаете, какие лесные друзья ждут с вами встречи?
Предлагает отправиться в лесное царство.
Закрываем мы глаза
И попрыгаем слегка.
Руки вытянем вперед,
А потом наоборот.
Чтоб в лесу нам очутиться,
Всем на месте покружиться.
Дети собираются в круг.
Дети отвечают на вопросы.
Дети выполняют движения по тексту.
Этап 2. Основная часть (20 минут)
Вступительный рассказ воспитателя
Цель: углублять представления детей о природе, формировать элементарные знания о живой и неживой природе. Цель: развитие интереса к природе.
Вот мы и в царстве природы.
Вопросы к детям:
-Что такое природа?
-Какая бывает природа?
Раздает картинки с изображением живой и неживой природы. Предлагает объединиться в группы «живая» и «неживая» природа.
Одобряет за правильный выбор.
Приглашает детей пройти по волшебной тропе, которая называется - экологическая.
Вопрос к детям:
-Как вы думаете, почему она так называется?
Уточняет ответы детей, поясняет: экологическая тропа – это волшебные уголки природы, где узнают много нового, интересного, удивительного о живой и неживой природе.
Дети отвечают на вопросы.
Ребята рассматривают картинки, объединяются в группы «живая» и «неживая» природа.
Ответы детей.
Познавательная беседа
Представляет первого лесного друга, загадывая загадку:
Появился из – под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый, самый нежный
Чистый, маленький… (подснежник)
Показывает картинку с изображением цветка, закрепляет на доске.
Вопрос к детям:
-что вы знаете об этом цветке?
-как по – другому называют подснежник?
-какие еще первоцветы вы знаете?
Сообщает детям: русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. Подснежник - это «растаявшая тайна зимы».
Отгадывают загадку.
Дети рассаживаются на стульчиках в соответствии с окклюзией (назначение врача - офтальмолога) : со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу; дети с низкой остротой зрения, миопией находятся впереди, с расходящемся косоглазием, гиперметропией - на заднем плане.
Ответы детей.
Дидактическая игра «Составь цветок»
Цель: закрепление знаний детей о первоцветах (подснежник, пролеска, мать – и – мачеха, крокус, примула).
Цель: развитие зрительного восприятия, умения составлять целую картинку из частей, сотрудничать со сверстниками в паре.
Хвалит ребят.
Дети распределяются по парам по желанию, подходят к столам, собирают разрезные картинки – пазлы с изображением первоцветов и называют их.
Познавательная беседа
Поясняет: первоцветы – это редкие цветы России. Они занесены в Красную книгу. Их рвать нельзя.
Показывает картинку «Не рвать цветы».
Вопрос к детям:
-почему нельзя рвать цветы?
-что такое Красная книга России?
-почему Красная книга названа именно так?
Благодарит за правильный ответ
Закрепляют правило природы:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Продолжаем знакомиться с обитателями леса.
Загадывает загадку:
Это дерево цветет,
Аромат и мед дает.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна…. (липа).
Показывает картинку «липа», закрепляет на доске.
Вопрос к детям:
-почему оно так называется?
-какие еще вы знаете деревья?
-какую пользу приносят деревья?
Хвалит за правильные ответы, уточняя, поясняет: все деревья выделяют кислород, а поглощают углекислый газ. Поэтому, гуляя по липовой аллее, дышится легко и человек успокаивается. В старину считалось, что в липу никогда не попадает молния и люди не боялись укрываться под ней во время ливней. Лапти, в которых ходили наши предки, были сделаны из липовой коры. Из этого следует, что липа оберегает людей, приносит в дом счастье. Липа – дерево мягкой породы, названное так из – за липкого сока. Листья липы по форме напоминают сердце, поэтому у восточных и западных славян она была символом женской нежности, мягкости, грации и красоты, воплощением таких прекрасных качеств, как сердечность, доброжелательность.
Без природы жить нельзя,
Деревья – лучшие друзья.
Береги и охраняй
Наш родной зеленый край.
Прикрепляет картинку «Не ломай деревья»
Дети рассуждают, отвечают.
Ребята делают вывод, что цветы дарят нам красоту, нектар для насекомых, полезны для здоровья человека (листья мать – и – мачехи помогают при кашле).
Отгадывают загадку.
Ответы детей.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: закрепление знаний детей о лиственных и хвойных деревьях. Цель: развитие зрительного восприятия, умения сотрудничать со сверстниками в паре.
Раздает одной подгруппе карточки с деревьями, а другой - карточки с листьями этих деревьев.
Дети врассыпную двигаются по комнате. По сигналу: 1, 2, 3 – пару себе найди! Останавливаются, рассматривают картинки, находят пару: с какого дерева листок.
Физминутка «Деревья»
Цель: снятие мышечного напряжения. Цель: развитие координации движений, согласование движений с текстом, воспитание дружбы.
Станем мы деревьями, сильными, большими.
Ноги – это корни, их расставим шире,
Чтоб держали дерево, падать не давали,
Из глубин подземных воду доставали.
Наше тело – прочный ствол.
Он чуть – чуть качается
И своей верхушкой
В небо упирается
Наши руки – ветви
Крону образуют.
Вместе им не страшно,
Если ветры дуют. Дети располагаются свободно по комнате, выполняют движения:
-Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.
-Ставят один кулак на другой.
-Наклоняются, складывают ладони чашечкой.
-Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.
-Покачиваются из стороны в сторону.
-Складывают ладони шалашиком.
-Поднимают соединенные руки над головой.
-Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.
-Смыкают пальцы.
-Качают головой.
-Качают поднятыми руками.
Познавательная беседа
Представляет обитателя леса, загадывая загадку:
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой
Похлопочет над цветком –
И поделится медком (пчела).
Показывает картинку с изображением пчелы, закрепляет на доске.
Вопрос к детям:
-Что вы знаете о пчелах?
-Какую пользу приносят пчелы?
-Чем опасны пчелы?
-Каких жалящих насекомых вы знаете?
Показывает картинки с изображением разных насекомых (бабочка, шершень, комар, оса, стрекоза, шмель, муравей, жук).
-Как пчелы общаются между собой?
Поощряет детей за правильные ответы и обобщает: пчелы изобрели свой способ общаться…. при помощи танцев. Именно в танце она рассказывает, где находится пища и как к ней добраться.
Прикрепляет картинку «Не ловите насекомых».
Всех нужней насекомых на свете,
Это пчелы – запомните дети.
Опыляют цветы, все деревья, кусты,
Мед нам дарят, что спрятан в буфете.
Нас в любое время года учит мудрая природа:
Птицы учат пению, паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.
Дети располагаются на стульях с учетом назначения врача – офтальмолога (см. выше).
Отгадывают загадку.
Ответы детей.
Дети называют жалящих насекомых по картинке.
Массаж лица «Пчела»
Цель: нормализация мышечного тонуса общей мимической и артикуляционной мускулатуры.
Цель: оказание положительного влияния на мышечную и нервную систему.
Ла-ла-ла – на цветке сидит пчела
Ул-ул-ул – ветерок подул
Ала-ала-ала – пчелка крыльями махала
Ила-ила-ила – пчелка меда приносила Дети стоят свободно по комнате, выполняют массаж:
-проводят пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам – 7 раз.
- проводят пальцами по щекам сверху вниз – 7 раз.
-кулачками энергично провести по крыльям носа – 7 раз.
-растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком – 7 раз.
Познавательная беседа
Этот лесной друг – очень интересная птица. О ней сложено много легенд, сказок, поверий. Представляет обитателя леса, загадывая загадку:
В лесу, заметьте, дети, есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих, мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы филины и …. (совы)
Показывает картинку с изображением совы, закрепляет на доске.
Часто эту птицу называют лесной или пернатой кошкой. Почему?
-Что вы знаете о сове?
Обобщает ответы детей, поясняет: оба животных (сова и кошка) ведут ночной образ жизни, хорошо видят в темноте, ловят мышей. Сова – единственная птица, у которой оба глаза находятся «на лице», а не по бокам головы. Повернув голову, сова может увидеть свою спину, такая у нее шея. А слух у совы в 50 раз острее, чем у человека.
-Для чего сове такой слух?
Хвалит за правильный ответ, дополняет: такой слух необходим сове, чтобы находить под снегом бегущих мышей. Ученые подсчитали, что одна сова уничтожает за год в среднем 1000 – 1200 мышей. Это значит, она спасает около тонны хлеба, т. е. столько, сколько за год съедает примерно 10-11 человек.
-Каких птиц вы знаете?
-Зачем на Земле птицы?
Хвалит за правильные ответы. Выводит правило:
Дети запомнить должны и понять:
Гнезда у птичек нельзя разорять!
Прикрепляет знак «Не разоряйте гнезда птиц!»
Дети отгадывают загадку.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей
Подвижная игра «Совушка»
Цель: закрепление названий животных, насекомых, птиц, частей суток, двигательных навыков, развитие слухового внимания. Цель: участие в игре, применение правильных действий в условной ситуации.
С помощью считалки выбирается «Совушка», остальные дети – изображают животных, насекомых, птиц.
На слуховой сигнал: «утро», «день», «вечер» - дети двигаются свободно по комнате, играя свою роль, «Совушка» - «спит». На сигнал «ночь», дети – замирают, «Совушка» - вылетает и смотрит: кто шевелится, забирает в свое дупло.
Познавательная беседа
Вот и следующий друг, который хочет с вами подружиться. Сам расскажет о себе:
Я и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И как хочешь поиграть. (песок)
Показывает картинку с изображением песка, закрепляет на доске.
-Песок относится к живой или неживой природе?
-А вы знаете, как образуется песок?
Хвалит детей за правильный ответ, уточняет: что под воздействием ветра, дождя, мороза горы разрушаются, превращаясь в маленькие частички; вот такие частички и называются песком. Показывает настоящий песок в коробочке пластмассовой.
Вопросы к детям:
-Песок опасен или полезен?
Песок может, как лишить зрения, так и помочь лучше видеть. Например, песчаная буря способна ослепить человека. А вот линзы в очках тоже делают из расплавленного песка. Они помогают человеку лучше видеть.
Отгадывают загадку.
Ответы детей.
Ответы детей.
Зрительная гимнастика «Прогулка»
Цель: снятие зрительного напряжения. Цель: расслабление глазных мышц.
Собираемся мы в лес,
Там деревьев много есть.
Вдалеке мелькает степь,
И в близь нам надо посмотреть.
Оглянемся мы вокруг,
Иди рядом со мной, друг!
По дороге мы идем
Песню звонкую поем.
Слева - ягоды растут
Справа - ландыши цветут
Сверху - неба синева,
А внизу растет трава.
А теперь пора домой,
Загулялись мы с тобой. -Дети моргают.
-Дети смотрят вдаль.
-Дети смотрят перед собой.
-Круговые движения глазами вправо.
-Круговые движения глазами влево.
-Движения глазами влево.
-Движения глазами вправо.
-Движения глазами вверх.
-Движения глазами вниз.
-Дети моргают.
-Закрывают глаза.
Игровое упражнение «Закон природы»
Цель: закрепление знаний детей о взаимосвязи природы и человека. Цель: участие в игре, закрепление правил поведения в природе.
-Знаете ли вы, что на свете важнее всего?
-Не хвались, микроб! Солнце, свежий воздух и чистая вода тебя победят!
- Это один из главных законов жизни на Земле: человек и природа влияют друг на друга. Сохраняя природу, мы сохраняем свое здоровье!
Ответы детей.
Ребята выбирают себе знаки с изображением живой и неживой природы. Поочередно произносят слова игры:
Я – солнышко, самое главное. Всем нужно тепло.
Я – вода, я главнее. Без меня вы погибнете от жажды.
Я – воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я – самый важный.
Я – почва, я самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет.
Я – растение – земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.
Я – насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян!
Я – заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее.
Я – хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.
Я – человек. Могу управлять водой и ветром, распахать землю, посадить растение, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.
Я – микроб. Если ты, человек, не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я главный!
Дети с каждой фразой берут друг друга за руки, образуя круг.
Дети (хором) : Все связано со всем! - Поднимают руки вверх.
Вот и закончилось наше знакомство. Мои лесные друзья рады, что вы много знаете о природе и будете ее беречь.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь,
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
-А сейчас пора возвращаться в садик.
Закрываем мы глаза
И попрыгаем слегка.
Руки вытянем вперед,
А потом наоборот.
Чтоб в саду нам очутиться,
Всем на месте покружиться.
Дети выполняют движения.
Этап 3. Заключительная часть (рефлексия(3 минуты)
Итог НОД. Рефлексия. Мотивация на дальнейшую деятельность. Постепенный переход к самостоятельной деятельности.
Цель: уточнение уровня достижения целей задач НОД; получение обратной связи. Мотивирование и заинтересованность детей на самостоятельную дальнейшую деятельность вне рамок данной НОД. Цель: высказывание детьми собственных суждений.
Вот мы снова в садике.
-Где вы сегодня побывали?
-Кому понравилось, похлопайте в ладоши.
-Что интересного узнали?
-Как называется тропа, по которой мы ходили?
-Какой лесной друг вас заинтересовал? Почему?
-Какие правила природы вы запомнили?
-А кому вы расскажите о правилах?
Воспитатель предлагает раскрасить карточки ( картинки лесных друзей: подснежник, сова, пчела, липа) и рассказать о нашей встрече родителям, друзьям своим. Дети отвечают на вопросы.
Высказывают свое мнение по поводу того, что было интересно, что узнали, какие правила запомнили, с кем бы они хотели поделиться своими знаниями.
Принимают, либо не принимают (по желанию) участие в дальнейшей деятельности, предложенной воспитателем.
Информационные ресурсы:
1. «От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Н. Е. Вераксы.
2. Аксёнова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2008.
3. Н. Н. Кондратьева «Формирование системы знаний о живом у детей старшего дошкольного возраста».
4. Метод проектов в дошкольном образовании : метод пособие/авт. - сост. Н. А. Кочкина. - Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011.
5. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. - М. : ВАКО, 2008.
6. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. -М. : ТЦ Сфера, 2012.
7. В. Танасийчук «Экология в картинках». – М. : Детская литература, 1989.
8. С. Николаева, «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте» - М. : Новая школа, 1995.