Яна Анзина
Непосредственно образовательная деятельность «Составление карты ума»
Тема: «Составление карты ума»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Автор- составитель : Анзина Я. В., воспитатель
Цель: проанализировать и обобщить имеющуюся информацию о лесе, сделать процесс усвоения более структурированным, наглядным.
. Словарная работа:. названия растений- ясень, клен, Иван-да Марья, душица; хищники, травоядные, пищевые цепочки.
Оборудование: Стол большой, 2 маленьких стола для игры, стулья по количеству детей, компьютер, интерактивная доска, мяч, ватман (59.4*84.1 см, конверты для карточек 4 шт.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Составление карты ума“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
- мультимедиа средства: электронное письмо от Незнайки; игры «Четвертый лишний», «Правила поведения в лесу»
Демонстрационный материал:; цветные стрелки для составления карты!0*6 см 4шт., 5*3 см 15-17 шт.); карточки для составления карты (5*5 см 25 шт., 15*15 см 4 шт.).
Предварительная работа:
Чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе, рассматривание иллюстраций о лесе; загадывание загадок о животных, грибах, ягодах. Беседы: «Что растет в лесу», «Какие животные живут в наших лесах?». Составление интеллектуальной карты «Зима», «Осень», «Здоровье» (со всей группой).
Дидактические игры «Найди по описанию», «Пищевые цепочки», «Дикие и домашние животные», «Животные и их детеныши» (с подгруппой и индивидуально).
Ход занятия
- Ребята, сегодня я получила голосовое письмо, но не успела прослушать. Как узнать- действительно ли оно предназначено нам? (ответы)
Включаю запись: «Дорогие ребята, в школе мне дали поручение- составить рассказ о лесе. Я взял в библиотеке энциклопедию, но я еще не все буквы знаю. Как мне самому запомнить информацию и рассказать другим детям? Помогите мне!».
- Ребята, как мы можем помочь маме Незнайке? (ответы детей).
- Вспомните, как называется схема по которой очень легко мы составляем рассказы? Конечно, это карты ума, или интеллектуальные карты. Давайте составим такую для Незнайки.
Подходим к столу, на котором лежит ватман.
-Ребята, с чего начинаем делать карту? (ответы детей)
-Правильно, сначала мы должны выбрать изображение о чем будет наша карта -основную идею (дети выбирают из предложенных изображение лес. Один ребенок располагает картинку в центре).
-А теперь начинаем составлять карту. Посмотрите, сколько у нас больших стрелок? (4). Как мы их располагаем? (в стороны от центра по цвету и цветовому полю).
-С какой стороны начинаем составлять карту? (с правого верхнего угла).
-Что еще нам нужно для заполнения карты? (картинки, рисунки).
-Для того чтобы нам их получить мы будем проходить задания. Что написано на первой стрелке? (прошу прочитать).
-Значит, о чем мы будем говорить? (ответы- детей).
Выполняем первое задание. Дети сидят на стульях. Задание на интерактивной доске. Спрашиваю индивидуально.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: учить детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения.
Задачи: - закреплять умение классифицировать предметы и подбирать к ним обобщающие слова:
- обогащать знаний о предметном окружении;
- развивать память, внимание, мышление;
- воспитывать внимательность, умение соблюдать правила игры.
-Молодцы, все выполнили. Получаем конверт с карточками и заполняем нашу карту.
Берем дополнительные стрелки и распределяем : деревья: дуб, клен, береза, ясень; кустарники- шиповник, лещина (орешник); травы-Иван да Марья, душица.
-Хорошо двигаемся дальше. Что написано на следующей стрелке (животный мир) Кто живет в лесу (ответы детей)
-Чем звери отличаются друг от друга (ответы).
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Цель: Учить подбирать слова противоположные по смыслу, активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют слово противоположное по значению:
- одни животные маленькие, а другие ….
.- у одних длинные уши, у других,
-у одних есть рога, а у других.
-у некоторых зверей длинные и пушистые хвосты, а у других.
-одни животные длинноногие, другие…
-одни быстрые, другие…
-одни травоядные, другие….
- А кто же это такие- хищники? (ответы). Правильно, есть в лесу звери, которые охотятся на других животных – это хищники. Сейчас мы поиграем в игру и посмотрим какие животные чем питаются.
Дидактическая игра «Пищевые цепочки»
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу, применять уже имеющиеся знания, учить составлять правильные пищевые цепочки.
Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки (растения - гусеница – птицы, шишка - мышь – сова и др.).
На обратной стороне игры конверт с картинками.
-Отлично, мы получили картинки, теперь работаем с картой.
Вызываю по одному, предлагаю назвать и расположить на карте обитателей леса - животные лиса, медведь, заяц; к стрелке птицы- сова, кукушка, синица; насекомые- кузнечик, жук).
- Ребята, вы большие молодцы. Я предлагаю вам немножко отдохнуть
Физкультминутка
Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три.)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим. (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
-Молодцы ребята. Что еще важного мы можем сказать о лесе? Прежде чем пойти в лес, каждый должен запомнить как вести себя в лесу. Давайте и мы это вспомним. Присаживаемся. Смотрим на интерактивную доску.
Дидактическая игра: «Поведение в лесу»
Цель: Формирование культурных умений правильного поведения в лесу.
Правила игры: Детям предлагаются картинки с изображением поведения в
лесу и запретные знаки на плохое поведение. Дети выбирают подходящий (ребенок подходит и проводит линию) запретный знак к данной картинке и объясняют, почему они считают, что этот знак соответствует, данной картинке и рассказывают, как нужно себя вести в данной ситуации.
Возле интерактивной доски нахожу конверт с картинками.
-Теперь карточки закрепляем на нашей карте.
-У нас осталась последняя стрелка. Дети читают- Польза.
- Конечно же мы должны помнить о том какую пользу приносит лес.
Предлагаю детям разделиться на подгруппы- у каждой набор картинок. Из предложенных карточек дети выбирают и называют нужные:
- лес дом для животных,
- в лесу собирают ягоды, грибы,
-древесину используют для изготовления мебели и др.
Отвечающий кладет свою карточку на карту.
- Ребята, посмотрите какая карта у нас получилась.
- Как вы думаете, сможет Незнайка рассказать по ней про лес?.(ответы)
- Сейчас мы карту сфотографируем и Незнайке отправим по электронной почте.
Рефлексия.
-Что вам больше всего понравилось сегодня? - Что было трудным?
- Что полезного мы сделали?
- Что нового вы для себя узнали?