Татьяна Огаркова
Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте «Буква М. Звуки [м]-[м’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Учить детей выделять первый согласный звук в слове; ознакомить с буквой Мм; учить детей подбирать глаголы действия к предложенным существительным; ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зеленый цвет).
Оборудование. Картинки со звуками [м—м']; картинки с изображением цветов маков; цветные карандаши; фасоль.
Ход занятия
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Педагог предлагает детям послушать историю про девочку Машу.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте „Буква М, Звуки [м]-[м’]“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
— Жила-была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Маша проснулась и подумала: «Какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Маша подошла к окну и увидела корову и кошку. Корова мычала: «Му-у-у!» А кошка отвечала: «Мяу!»
Какой первый звук в песенке коровы? ([м]).
Какой первый звук в песенке кошки? ([м']).
Маша улыбнулась: «Значит, я сегодня играю и дружу со звуками [м—м']». Маша пошла на кухню, где мама готовила завтрак. Она сказала маме: «Ты в моей игре самая главная, потому что в твоем слове есть сразу два звука».
— Какие два звука имела в виду Маша? ([м]). Где в слове мама слышен звук [м]? (В начале и середине слова)
Маша вышла в сад. Она хотела нарвать букет цветов со звуками [м—м']. На клумбе росли цветы: ирисы, маки, пионы.
— Как вы думаете, какие цветы Маша сорвала? (Маки) Почему? Маша вернулась с букетом маков. Поставила их в вазу.
Дети послушайте стихотворение.
Мало меду, мало каши,
Мало ела наша Маша.
- Назовите слова из стихотворения со звуком (м).
Артикуляция звуков. При произнесении звуков [м—м'] губы сомкнуты; на пути воздушной струи стоит преграда; воздушная струя как бы разрывает губы. Воспитатель произносит, дети повторяют.
В: При произнесении которых встречаются преграды во рту, будут называться согласными.
Характеристика звуков. Звуки [м—м'] — согласные; могут быть твердыми и мягкими. Твёрдые звуки обозначаем синим цветом, мягкие – зелёным.
А каким цветом обозначаем гласные звуки?
Д: Красным.
3. Послушайте загадки
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки. Кто это?» (Мышки)
Бьют его рукой и палкой —
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут». (Мяч)
— Дети вместе с воспитателем сравнивают звуки [м—м'] в словах мышь и мяч. Определяют, что в первом слове звук произносится твердо, во втором слове — мягко.
4. Звуковой анализ первого звука в словах мышь и мяч (Поднять Синюю или зелёную карточки). Какую карточку подняла Аня? Егор?
Физкультминутка.
Будем хлопать мы в ладоши,
Если звук услышим «м».
На другие звуки —
Опускаем низко руки;
И пойдем по кругу
Друг за другом.
Выделение звука [м] из ряда гласных звуков : у, а, о, м, и, м, у, а,м.
Закрепление нового материала. Игра “Сигнальщики”
- Воспитатель произносит слова со звуками М, Мь. Дети должны определить какой слышится звук – твердый или мягкий и показать синюю или зеленую карточку.
Примерные пары слов: масло — мясо, мак — мяч, море — мель, мышка —мишка, машина — метро и т. п.
5. Игра «Подбери слово».
Воспитатель показывает картинки со звуком [м] — дети подбирают к ним глаголы действия. Например: муха — летала, жужжала, надоедала.
Примерный набор слов: машина (ехала, остановилась, везла, морковь (росла, зеленела, макароны (лежали, варились, жарились, мышка (бежала, пищала, мальчик (прыгал, бегал, рисовал, спал, играл) и др.
6. Знакомство с образом буквы.
— Звук [м] имеет свой знак — букву? А звук [м'] имеет свою букву? в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой. Сейчас я вам покажу букву, которая обозначает звуки [м—м']. Показ демонстрационной буквы
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
В: Посмотрите на неё внимательно.
В: Сколько в ней элементов?
В: Нарисуйте в воздухе пальчиком букву «м».
В: А теперь давайте выложите эту букву фасолью.
В: Какой праздник мы скоро будем отмечать?
Д: День матери
В: Что можно подарить мамам в этот день?
Д: книги, цветы, торт и т. д.
В: Красивым подарком будут цветы, но сейчас поздняя осень. Цветы завяли, высохли. Вы верите в чудеса?
Д: Да.
В: На ваших столах лежат листочки, на них нарисованы точками цветы, обведите их цветным карандашом.
Какой получился цветок?
Как вы думаете, почему мак?
В: Чтобы, наш мак ожил, раскрасьте его цветными карандашами.
В: Наши маки расцвели даже осенью. Вот чудо!
Рефлексия.
Что вам трудно было на занятии?
Что понравилось?