Лучший педагог года

Формирование креативного мышления у дошкольников

Анна Семик
Формирование креативного мышления у дошкольников

Формирование креативного мышления у дошкольников.

Автор - воспитатель Семик Анна Олеговна

Что такое креативное мышление?

Многие ошибочно думают, что креативное мышление — это художественная деятельность, творчество. На самом деле это способность человека находить какое-то нестандартное решение для проблемы или задачи.

Актуальность проблемы.

Характеристики креативного мышления :

Беглость — способность к генерированию большого числа идей.

Оригинальность — способность предлагать нестандартные идеи.

Публикация «Формирование креативного мышления у дошкольников» размещена в разделах

Гибкость — способность продуцировать идеи, относящиеся к различным категориям.

Мыслить креативно может научиться любой. Для этого необязательно быть талантливым или одаренным. Более того, каждый человек рождается с этой способностью. Просто, когда мы растем и развиваемся, то получаем жизненный опыт, который формирует в голове шаблоны решений и поведения. Например, суп мы едим ложкой, а не вилкой. И нам не нужно каждый раз об этом думать. Эти шаблоны значительно упрощают нашу жизнь, но приводят к последствиям. Одно из них — мышление становится не таким гибким.

Система образования отчасти накладывает на детей шаблонность мышления. В школе обучающиеся часто попадают в строгие рамки учебника, так учиться быстрее и проще. Не учатся решать открытые задачи, у которых может быть много путей решения и ответов, а наоборот, идут по одному пути, по одному алгоритму действий. Однако итоговые задания ВПР, ОГЭ, ЕГЭ предполагают в числе прочих задания творческого характера.

Мыслить креативно — полезно…

Креативное мышление учит ребенка одному из важнейших навыков успешного человека: подмечать проблемы вокруг, конвертировать их в задачи и уметь их решать. Именно это будет отличать во взрослой жизни высококлассного специалиста от рядового сотрудника. И не только в творческих профессиях. Даже пилоты самолета, которые всегда работают по инструкции, в аварийной ситуации должны уметь действовать креативно. Или врач, чей пациент находится в критической ситуации: чтобы спасти чью-то жизнь, он должен мгновенно принять правильное решение. Ребенок с развитым креативным мышлением имеет больший потенциал, становится более уверенным, открыт, не боится выражать свое мнение.

Когда мы занимаемся с детьми, нужно озвучивать любую идею. Не бывает «правильно» и «неправильно». Очень важно давать детям свободу выражения. В этом случае у них появляется свое мнение и смелость.

Упражнения для развития креативного мышления

Беглость.

1. Задаем определенное количество идей для решения конкретной задачи.

Пример: На столе стоит стакан. Трогать его нельзя. Придумайте не менее десяти способов, как из него удалить воду.

Ставим таймер на 10-15 минут и пишем максимальное количество способов решения конкретной задачи.

2. Задание: напишите любые варианты использования обыкновенной канцелярской скрепки. (Это упражнение — тест, который в США проводили для проверки уровня креативности детей раннего возраста.) Школьники начального звена легко находили 40-50 способов, а в отдельных случаях и больше сотни. Дети средней школы справлялись с этой задачей в три раза хуже, а в старших классах варианты можно было пересчитать по пальцам.

Оригинальность

В качестве инструмента подойдет метод фокальных объектов.

Придумываем предмет, который хотим улучшить. Например, кастрюлю.

Выбираем ряд случайных объектов — например, котенок и ластик — и пишем их свойства. Чем больше, тем лучше.

Присоединяем их свойства к исходному объекту, развиваем полученные варианты путем ассоциаций.

И вот уже готовы идеи новой кастрюли. Например, мяукающая кастрюля — прообраз мультиварки или гибкая кастрюля — идея посуды из силикона.

Гибкость

Для развития гибкости нужно расширять кругозор, «насмотренность». Люди не создают идеи из воздуха — информация берется из той картины мира, которая на данный момент есть в голове. Поэтому так важно посещать музеи, выставки, путешествовать, читать книги, общаться с разными людьми и так далее. Детям очень полезно будет почитать фантастику, где есть масса идей, которые могут реализоваться уже в ближайшем будущем.

Ассоциативное мышление

Помимо беглости, оригинальности и гибкости, для развития креативности полезно развивать ассоциативное мышление. Во-первых, на ассоциациях рождаются идеи. Во-вторых, дети очень любят игры в ассоциации.

«Цепочка ассоциаций».

Выбираем любое слово или словосочетание и начинаем строить цепочку ассоциаций. Например, «банк» — работа, отпуск, предвкушение, радость.

«Неправильная цепочка ассоциаций».

Выбираем два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе — ее концом. Задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например, исходные слова «собака» и «машина». Цепочка: «собака — лай — прохожий — тротуар — дорога— машина».

Упражнения показывают, как обстоят дела с характеристиками креативного мышления. Чем длиннее цепочка, тем лучше беглость. Если играете в команде с ребенком, можно оценить оригинальность ваших ассоциаций (если повторяются у обоих — неоригинально, если у кого-то одного — браво). И чем больше будет категорий, по которым можно распределить ваши ассоциации, тем лучше развита гибкость.

С помощью этих несложных занятий можно развить креативное мышление не только у детей, но и у взрослых. Развивайте креативное мышление в семье — это отличный вариант досуга, который не только учит, но и сближает

Публикации по теме:

«Маленькие инженеры». Формирование инженерного мышления с использованием 3 д ручки«Маленькие инженеры». Формирование инженерного мышления с использованием 3 д ручки Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, постоянно возрастает техническая сложность средств производства. Современное общество.

Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались на очередную ассоциацию педагогов по теме: «Формирование предпосылок инженерного мышления.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления» Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»» 4 февраля в нашем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование креативного мышления у дошкольников
Опубликовано: 8 апреля 2025 в 23:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование креативного мышления у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Семик (УИ 1313935) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД