Ольга Авдеева
Непосредственно-образовательная деятельность по подготовке детей к обучению в школе «Звук [ч] и буква Ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Уточнить артикуляцию звука [ч]; упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; учить детей заканчивать слово одним звуком или одним слогом; ознакомить детей с буквой Чч; закреплять образы букв, развивать моторику рук, слуховую память.
Оборудование. Индивидуальные зеркала; панно букв; кукла Манечка; игрушки: медведь и медвежонок, ворона; набор картинок; листы со схемами; карандаши; ручки шариковые.
Ход занятия.
1. Игра-приветствие:
- Клубочек другому передаю,
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по подготовке детей к обучению в школе „Звук [ч] и буква Ч“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
И ласково имя его назову.
2.- С каким звуком и буквой вы познакомились на прошлом занятии?
Целый час жужжит уже
На цветочке буква (ж)
Найдите, на панно букву Ж. Какой звук обозначает эта буква?
2. Я прочитаю вам шуточное стихотворение. Почти во всех его словах есть звук, с которым мы сегодня будем знакомиться. Слушайте внимательно. (Воспитатель при чтении голосом выделяет звук [ч].)
Оля мучила расческу,
В школе делала прическу.
Мучила-то, мучила,
Да получилось чучело.
3. Артикуляция звука [ч].
Губы округлены и выдвинуты вперед; зубы сближены; широкий кончик языка упирается в передний край нёба; посередине языка идет толч-кообразная воздушная струя.
Характеристика звука. Звук [ч] — согласный, всегда произносится мягко (нежно).
Артикуляционная гимнастика: «Язычок гулять собрался» :
Погулять язык собрался (открываем рот)
Он умылся (облизать верхнюю губу,
Причесался («расчесать» язык верхними зубами)
На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу,
Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно,
Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз,
Наверх залез (потянуть язык к носу,
Раз и в ротике исчез (закрыть рот!
4.— Сегодня я расскажу вам историю, которая произошла с девочкой Манечкой. Слушайте и помогайте мне.
На поляночке возле леса девочка Манечка собирала грибочки. Вдруг откуда ни возьмись появился большой лохматый медведь и спрашивает грозным голосом: «Что ты делаешь в моих владениях?» — «Грибочки собираю для мамочки да папочки», — ответила Манечка. «Кто тебе разрешил! Вот заберу тебя к себе в берлогу, будешь ухаживать за моим сыночком», — сказал медведь да так и сделал. Посадил Манечку к себе на плечи и понес к своей берлоге.
Игра «Докончи слово».
а)Одним звуком [ч] :
— А Манечка умная была. Стала она дорогу отмечать, бросать предметы, которые у нее были. Если вы докончите слово звуком [ч], то узнаете, какие это были предметы: клю. (ч, кала. (ч, обру. (ч, мя. (ч).
б) Одним слогом:
— Дорога была длинной, и Манечка стала бросать предметы, которые у нее еще остались. Если вы докончите слово одним слогом {-чек, то узнаете, какими предметами Манечка отмечала дорогу:
плато. (чек) значо. (чек) фарту. (чек) крючо. (чек) носо. (чек)поясо. (чек)
— Дошел медведь до берлоги. А там медвежонок сидит и поет песенку. Давайте и мы споем вместе с медвежонком.
Под аккампанимент металлофона пропевается скороговорка: «четыре черненьких чумазеньких чертенка, чертили черными чернилами чертеж».
Проголодался медвежонок. Замесила Манечкаона тесто, печь истопила и испекла вкусные пирожки.
Пальчиковая гимнастика:
Маша тесто замесила,
Пирожки слепить решила.
Чтоб пирог был повкусней,
Изюм добавим мы быстрей.
Изменение слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
— Поел и уснул маленький медвежонок, а Манечка прибираться стала. Сначала вымыла большую миску, потом маленькую. (мисочку, сначала большую чашку, потом маленькую. (чашечку, сначала большую ложку, потом маленькую. (ложечку).
Поправила сначала большую подушку, потом маленькую. (подушечку, сначала большую простынку, потом маленькую. (простыночку). Поставила на полку сначала большую корзину, потом маленькую. (корзиночку). И т. д.
Пришел медведь домой. Смотрит, в берлоге чистота и порядок. Говорит медведь Манечке: «Отпустил бы я тебя домой, да некому за Мишуткой моим присматривать». Тут мимо Сорока пролетала, услыхала слова медведя и застрекотала: «Ничего ты, медведь, не знаешь. А в нашем лесочке, на зеленом лужочке детский сад открылся для лесных зверят». Медведь и говорит девочке: «Ну что ж, отведешь Мишутку в детский сад. А потом иди домой, если дорогу найдешь. Не найдешь — у меня жить будешь».
Отвела Манечка медвежонка в лесной детский сад, а там звери на полянку играть выбежали. Давайте, ребята и мы немного отдохнем.
Физкультминутка: «Если весело живется делай так».
Понравилось Манечке в лесном детском саду, решила она ненадолго остаться и загадать зверятам загадки:
1. Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник)
2. У них усы не для красы,
Они показывают время.
И называются (часы).
3. Кто же это ходит,
В каменной рубахе.
В каменной рубахе
Ходит….(черепаха).
Начали рассказывать звери Манечке о том, что заблудились у них буквы в стихах. Попросили помочь им.
1. Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
2. На болоте нет дорог,
Я по кошкам скок да скок.
3. Наевшись рыбы до отвала,
На море гайка отдыхала.
Собралась Манечка домой идти. Ребята, вспомните пожалуйста, какие предметы бросала Манечка, когда нес ее медведь? (Дети отвечают развернутым предложением. Воспитатель поощряет ребенка, если он называет несколько предметов, используя интонацию перечисления. При необходимости педагог помогает детям вспомнить предметы.)
5. Знакомство с буквой Чч.
Мы знакомились со звуком [ч], а вот буква Ч (показ буквы) :
Ч — вы правильно решили
Пишут так же, как 4 (четыре).
— Только с цифрою, друзья,
Путать букву нам нельзя. (В. Степанов.)
Размещение буквы на панно по адресу : первый этаж, квартира № 3.
Закрепление образа букв.
— Посмотрите на эти буквы. Сколько здесь букв Ч?
Ч А У Ч М Ж Н Ч Б Ж Д Ч
-Ребята, перед вами лежит схема. Найдите на ней букву Ч, и закрасьте ее карандашом.
-Сегодня на занятии вы очень хорошо работали. Что вы запомнили? (Ответы детей).