Наталья Ольшевская
Непосредственная образовательная деятельность «Звук [А] и буква А»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД. Звук и буква «А»
Цели:
коррекционно – образовательные :
- познакомить детей с механизмом образования звука «А»;
- формировать и расширять у детей словарь по теме «Овощи»;
коррекционно – развивающие:
- развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
- учить детей выделять звук «А» из ряда гласных звуков и начала слова;
- развивать фонематический слух и восприятие;
коррекционно – воспитательная:
- воспитывать у детей аккуратность и трудолюбие.
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность „Звук [А] и буква А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, символ- девочка звук, кассы,
предметные картинки со звуком «А» (в начале, середине
и в конце слова, картинки фрукты.
Ход: I. Организационный момент.
- Назови с кем ты сидишь: - Я сижу с Сашей; и т. д.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
1. Общее расслабление.
Приходите в огород / Шаги на месте.
Посмотреть, как всё растёт, / Руки поднимать вверх.
Всё растёт, всё цветёт / Потряхивание руками.
Никому не тесно. / Руки в стороны.
Приходите в огород! / Толчкообразные движения.
Очень интересно. / Наклон вперёд,
/ перекрёстные движения перед
/ собой.
2. Развитие общей моторики. «Урожай».
В огород пойдём, / Шаги на месте.
Урожай соберём.
Мы моркови натаскаем / «Таскают».
И картошки накопаем. / «Копают».
Срежем мы качан капусты, / «Срезают».
Круглый сочный, / Показывают круг руками
очень вкусный! / три раза.
3. Развитие мелкой моторики.
«Мы капусту солим»…
4. Массаж лица:
- поглаживание, постукивание, кругообразные движения, поглаживание.
5. Развитие мимических мышц.
- Улыбнулись.
- Огорчились.
- Удивились.
- Рассердились.
6. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения:
- для челюсти: попеременное открывание, закрывание рта;
- для губ: «Заборчик», «Улыбка – Трубочка»;
- для языка: «Чистим нижние зубы».
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.
Логопед: «Сегодня мы с вами будем учить звуки и буквы».
К нам в гости пришёл знакомый звук – человечек, (показ Девочка – звук).
Рот широко открыт, язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними
зубами.
Воздух проходит свободно.
- Кто угадал этот звук?
Характеристика звука «А». Звук «А» - гласный;
- Почему?
Мешают ли – губы?
- зубы?
- язык?
- встречает ли воздушная струя преграду?
Вывод: Это гласный звук.
Воздух выходит свободно, через рот, не встречая преграды,
обозначается квадратом красного цвета.
Длительное повторение звука «А» :
а) логопедом;
б) детьми (хором, индивидуально;
в) тихим – громким голосом.
2. Логопед выставляет картинки: альбом, автомат, апельсин, антенна,
автобус, ананас, азбука, автомобиль и т. д.
3. Выделение звука «А» на слух.
а) Логопед произносит гласные звуки : А – У – О – Ы – А – И – Э – У – И …
Услышав звук «А», дети хлопают в ладоши.
б) Тянем песенку ААА, УУУ, ААА – ООО, ААА – УУУ.
4. Сколько звуков услышали, который по счёту звук «А».
АО; УОА;
5. Найдём фрукты (выставляются картинки фруктов, в названии
которых есть звук - «А» в начале слова.
(апельсин, ананас, абрикос, авокадо).
6. Игра «Почините телевизор» - (пропал звук, плохо работает телевизор,
слышен только кусочек слова, поиграем так:
- «Я, буду говорить слова без звука, а вы почините телевизор
произнесите слово полностью».
()птека, ()рбуз, ()втобус, ()збука, ()ист, ()стра, ()кула.
7. Кто придумает слова со звуком «А»?
Физкультминутка. «Кузнечики».
IV. Знакомство с буквой «А».
Стихотворение: - Я спрятала кукол,
Играть не хочу,
Мне некогда очень
Я буквы учу.
1. Показ буквы.
2. Нахождение буквы в кассе.
3. Отвечают на вопрос, из скольких элементов состоит буква.
4. Выкладывание буквы из палочек.
5. Прорисовывание буквы в воздухе.
6. Печатание буквы в тетрадях.
В букву «А» дощечку вбили
Чтоб держала ножки шире.
- «А» начало алфавита
Тем она и знаменита.
А узнать её легко
Ноги ставит широко.
V. Упражнения по развитию лексико – грамматической стороны речи.
Игра «Подбери слово». Подбор однородных прилагательных к
существительным (овощи лежат в корзине).
Огурец какой? (Зелёный, овальный, твёрдый, крупный, мелкий, вкусный).
Помидор какой? (Красный, круглый, мягкий, сочный, гладкий, спелый,
зрелый, кислый).
Капуста какая? (Круглая, светло – зелёная, хрустящая, сочная, твёрдая,
большая, вкусная).
Морковь какая? (Оранжевая, твёрдая, хрустящая, сочная, сладкая, мелкая,
крупная, вкусная).
Картошка какая? (Коричневая, твёрдая, крупная, мелкая, вкусная).
Лук какой? (Золотистый, крупный, мелкий, горький, твёрдый, сочный).
Свёкла какая? (Бордовая, твёрдая, крупная, мелкая, круглая, овальная,
сочная, вкусная). И т. д.
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Какой это звук?
Как назвать одним словом, обобщить то, что находится в корзине?