Приложение МААМ

Профилактика речевых нарушений

Титкова Анастасия Петровна
Профилактика речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые родители! Вы первые учителя для своего ребенка. Семья – первая школа!

В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ребенком не торопясь, четко и ясно, «не съедайте» слоги и окончания слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.) Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослого.

Не подделывайте под детскую свою речь, сами не навязывайте детям неправильных, надуманных слов, как «ням-ням» или «бо-бо». Ребенку придётся переучиваться и запоминать вновь правильные слова. Не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами («надень шапочку», «почитаем книжечку», «большая собачка») – всё это тормозит речевое развитие ребёнка.

Как можно больше разговаривайте с ребенком о том, что он видит и слышит вокруг, о том, что вы делаете с ним вместе, о планах на сегодняшний день, о его и ваших чувствах и т. д.

Помогите ребёнку расширять и обогащать словарный запас и усваивать новые речевые конструкции. Для этого чаще читайте и рассматривайте книжки с картинками, побуждая повторить прочитанное или рассказанное. Читая малышу книжку, обращайте внимание на непонятные слова и ситуации. Поинтересуйтесь, понимает ли ребенок значение того или иного слова, пословицы, «крылатого» выражения. Если нет, объясните словами, доступными для его понимания. Во время чтения иногда полезно остановиться и спросить у малыша: «Что-то я забыла, что пчела принесла Мухе-Цокотухе?» или «Подскажи, кого колобок встретил после зайца?» Возьмите себе за правило читать ребенку перед сном.

Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку время договорить то, что он хочет сказать. Обязательно смотрите на ребенка, когда он говорит с вами. Тем самым вы показываете, что обращаете на него внимание и что его слова для вас не безразличны. В тех случаях, когда ребенок рассказывает что-то эмоционально, постарайтесь его не перебивать, поправляя произношение или порядок слов.

Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – попросите послушать, правильно ли вы скажите это слово (произносите слово искаженно).

Прививайте детям правильные речевые навыки. Не допускайте у детей быстрой речи. Приучайте говорить неторопливо, чётко, выразительно.

Как отвечать на детские вопросы: 1. Относитесь к вопросам ребёнка с уважением, не отмахивайтесь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос. Постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в этом предмете, явлении, о котором он спрашивает. 2. Давайте краткие и доступные пониманию ребёнка ответы, при этом избегайте сложных слов. 3. Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям. 4. Поощряйте самостоятельную речевую деятельность ребенка. Отвечайте на его вопрос встречным: «А как ты думаешь?» 5. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за общественной жизнью, почитать ему книгу по теме, рассмотреть иллюстрацию и т. д.

Плохие слова Что делать, если малыш с улицы или из садика принес грубое, нецензурное слово? Прежде всего - не паниковать. Бранное слово в устах вашего крохи не значит, что его ждет преступное будущее. И не значит, что вы плохие родители. Это просто слово, смысл которого ребенок чаще всего не понимает.

Лучшее, что вы можете сделать в этой ситуации – не обратить внимания. Не стоит кричать и ругать малыша. Вряд ли ребенок поймет, чем вы недовольны, а вот ваша бурная реакция его заинтересует. Не стоит смеяться, поскольку, порадовав родителей один раз, ребенок постарается добиться этого снова. Поэтому сделайте вид, что не заметили в речи малыша ничего необычного. Спросите ребенка: «А что это значит?» Если ребенок объяснит – равнодушно скажите, что не понимаете, зачем использовать такое грубое слово. Но скорее всего, малыш не сможет ответить, и тогда выразите удивление, как можно использовать непонятные слова, мало ли что они обозначают.

Малыши, экспериментируя с речью, нередко сами изобретают звукосочетания, способные вогнать родителей в краску. Если вас это беспокоит – придумайте другие, созвучные звукосочетания. Возможно ваши «блюм» и «блям» вдохновят малыша и заставят «сменить пластинку».

Если ваш ребенок достаточно взрослый для того, что бы понять объяснения и усвоить правила поведения, расскажите (спокойно и без лишних эмоций) о том, какие речевые запреты приняты в обществе и в вашей семье. Скажите, что бранные слова вас огорчают.

Следите за своей речью.

Если ребенок использует слово по назначению (чаще всего это бывает с грубыми словами, допустимыми, но неприятными родителям) предложите приличный, но столь же эмоциональный синоним.

Развивайте речь ребенка, больше читайте, учите стихи. У начитанного ребенка плохое слово непременно затеряется в словарном многообразии, и не будет представлять значительной угрозы.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В последние годы увеличилось количество.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика речевых нарушений
Опубликовано: 6 марта 2025 в 08:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика речевых нарушений» (включая файлы) размещена пользователем Титкова Анастасия Петровна (УИ 703893) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 марта 2025 пятница
Празднуем день рождения телефонного аппарата!
Бусы на все вкусы
Расцвели в саду тюльпаны!
08 марта 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД