Катерина
Непрерывная образовательная деятельность по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности «Звук и буква И»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Звук и буква И»
Задачи:
- Образовательная область «Речевое развитие» : Познакомить детей со звуком и буквой И. Учить подбирать слова с заданным звуком. Учить анализу и синтезу сочетаний из 2-3 гласных звуков.
-Образовательная область «Познавательное развитие» : Развивать слуховое внимание
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» : Пополнять литературный багаж детей стихотворениями, загадками
Публикация «Непрерывная образовательная деятельность по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности „Звук и буква И“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Образовательная область «Физическое развитие» : Сохранять и укреплять психическое здоровье детей посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки на занятии через: непосредственное общение с каждым ребёнком;уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» : Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения)
Методы и приё мы: дидактические игры и упражнения,объяснение,загадки, вопросы, физкультминутка, работа в тетради.
Оборудование: демонстрационные предметные картинки, распечатки, карандаши, мяч, наклейки для поощрения,
Ход непрерывной образовательной деятельности
I. Организационный момент
Сейчас сядут те дети, которые назовут по одному слову со звуком А, У
II. Развитие фонематического слуха и слухового внимания на материале неречевых звуков :
Д/и «Скажи, что ты слышишь».
Ход игры. Логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, какие звуки они слышат. (На улице можно услышать шум ветра, шорох листьев, шум или сигналы машин, щебет птиц, разговор прохожих, т. д.)
III. Знакомство с новым звуком, буквой.
1. Выделение звука : Индюк по городу идёт,
Игрушку новую несёт.
Игрушка не простая –
Индюшка расписная.
2. Произнесение звука детьми Ребята, скажите, какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (Звук И).
Артикуляция звука
Сегодня мы с вами познакомимся с речевым звуком «И». Посмотрите, когда я произношу звук «И», мои губы в спокойном состоянии, рот широко открывается, язычок лежит во рту спокойно, горлышко «работает» (для контроля за работой голосовых связок дети кладут руку на горлышко). Я могу петь этот звук, моему голосу ничего не мешает.
Характеристика звука Звук И– гласный, потому что он поётся, тянется, когда мы его произносим, воздух не встречает преграду. Губы даже сделали воротца для воздуха, они улыбаются, их форма напоминает треугольник. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.
Объясните, почему звук гласный?
Обозначение звука. Ребята, напомните, каким цветом обозначаются гласные звуки?Почему звук «И» обозначается красным треугольником? (Звук «И» обозначается красным треугольником потому что, когда мы его произносим, наш рот улыбается и по форме напоминает треугольник. Звук «И» гласный, поэтому треугольник красного цвета.)
2. Развитие фонематического восприятия
Выделение на слух звука И :
а) из ряда гласных: ау, ио, иу, аи, аои. ;
б) из слогового ряда: ап, их, им, ум, ат, ит, ут, ан. ;
в) из слов: ириска, апрель, избушка, инженер, абрикос, ананас, испугаться, уголок, удивляться. ;
г) из имен: Аня, Инна, Оля, Алла, Иван, Антон, Илья.
Звуковой анализ ряда из трех гласных: ауи, аиу, уиа, уаи, иуа, иау
(определение первого звука, последнего, полный анализ, определение на слух количества звуков, воспроизведение звуковых рядов).
IV. Физминутка «Индюк».
Ходит по двору индюк
Среди уток и подруг. (Шаги на месте)
Вдруг увидел он грача. (Остановиться, удивленно посмотреть вниз) Рассердился сгоряча. Сгоряча затопал, (Потопать ногами)
Крыльями захлопал. (Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам) Весь раздулся, словно шар. (Руки на поясе)
Или медный самовар. (Сцепить округленные руки перед грудью)
Затряс бородою. (Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)
Понесся стрелою. (Бег на месте)
V. Работа со слогами
Д/И «Попугайчики» Повторение слогового ряда со сменой ударного слога.
ПИ – пи – пи ми – ми – МИ ви – Ви – ви пи – ПИ – пи ми – Ми – ми Ви – ви – ви пи – пи – ПИ Ми– ми – ми ви – ви – Ви
VI. Работа со словами
1. А чтобы вспомнить слова, которые начинаются на И, я вам предлагаю отгадать загадки! (Дети отгадывают загадки, на доску выставляются картинки с отгадками)
Спорят брошки и заколки:
У кого острей … (иголки).
Из трубы над домом быстро
Вылетают дым и … (искры).
В доме разные … (игрушки).
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его -. (Индюк)
Мама, милая, ну где ты?
Доставай скорей сервиз.
Есть тягучие конфеты,
Называются "Кис-кис". (Ириски)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
2. Игра "Один-много" (взрослый кидает мяч ребёнку, называя слово в единственном числе, ребёнку нужно кинуть назад, называя слово во множественном числе, выделяя последний звук)
носок - носки
иголка -
коробка -
дверь -
кружка -
индюк -
игрушка -
перчатка -
нитка -
снежинка -
мальчик -
капля -
девочка -
зонтик -
сапог - вилка -
VII.Работа с буквой
На калитку посмотри,
Чем тебе не буква И?
Между двух прямых досок Одна легла наискосок.
Буква И – как 3 иголки,
3 иголки очень тонки.
Как вы считаете, на что похожа буква И?
Работа в тетради
VIII. Подведение итогов
Заключительная беседа о звуке.
- Какой звук сегодня учили, назовите его.
- Что узнали об этом звуке, он какой?
- Припомните слова с этим звуком.