Юлия Нарбекова
Непосредственно образовательная деятельность «Национальный костюм мордвы» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Социально-коммуникативное развитие» .
Вид занятия: Развитие речи.
Цель:
Закрепление знаний детей о родном крае, культуре, народном творчестве. Продолжать знакомить детей с культурой своей Родины. Воспитывать патриотическое чувство.
Задачи:
• Образовательные : Расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве. Уточнить информацию о родном городе; вызвать интерес к его будущему.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Национальный костюм мордвы“ для средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Средняя группа
- Темочки
• Развивающие: Развивать речь детей, активизировать в речи употребление слов определений; познакомить детей с мордовским национальным костюмом.
• Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за свой город; воспитывать почтение и уважение к истории своего города, бережное отношение ко всему что окружает. Воспитывать в ребенке чувства гордости, уважение к национальным традициям.
Интеграция образовательных областей : ОО «Речевое развитие» : развитие свободного общения с взрослыми и детьми, умения внятно и отчетливо проговаривать слова; пополнять литературный багаж стихами о родном городе
ОО «Физическое развитие» : развитие двигательной активности; формировать сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
ОО «Социльно - коммуникативное развитие» : создание психологического микроклимата на положительных эмоциях детей, различной смены деятельности, развитие трудовых умений через дежурство на занятии; воспитывать умение работать в коллективе, чувство товарищества, желание прийти на помощь.
ОО «Художественно- эстетическое развитие»- разучивание движений мордовского танца.
ОО «Познавательное развитие». «Ознакомление с окружающим миром (ознакомление с окружающим и социальным миром)» : обогащать
представления о различных видах костюма мордвы.
Словарная работа: рубаха панар, передник икельга паця, набедренное украшение пулай, нагрудное украшение сюлгамо, шапочка-венок паця- коня.
Предварительная работа: Беседы о городе, о родном крае; рассматривание фотографий с видом города; рассматривание фотографий с изображением мордовок; слушание мордовских песен; разучивание движений мордовских танцев; игра «Путешествие по городу»; творческие задания на развитие фантазии и нестандартного мышления.
Материал и оборудование: Воспитатель в национальном костюме, кукла в национальном костюме, аудиозапись мордовской народной музыки.
Используемые формы организации продуктивной деятельности детей : групповая форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.
Методические приемы:
Словесный: организационный момент, чтение стихотворений,беседа.
Наглядный: рассматривание куклы, иллюстраций с изображением костюма мордвы, бус, рубашки, головного убора.
Практический: разучивание основных движений мордовского танца, проговаривание мордовских слов.
Мотив детской деятельности : присутствие игрушечного персонажа.
Ход НОД
Пальчиковая гимнастика «Наш дом»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Этот дом – одноэтажный. (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трёхэтажный.
Этот дом – он самый важный:
Он у нас пятиэтажный.
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Шумбратада, шабат! Давайте мы сейчас вспомним, как называется страна, в которой мы с вами живем?
Дети: Страна, в которой мы живем, называется – Россия!
Воспитатель: А как называется наша республика?
Дети: Наша республика называется – Мордовия!
Основная часть
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, обратили внимание, как нарядно я сегодня одета. Это мордовский национальный костюм. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Вот обо всем этом мы с вами сегодня и поговорим. А сейчас я попрошу вас присесть и послушать стихотворение.
Есть край наш мордовский –
Он самый красивый.
Среди необъятных просторов России,
Среди неоглядных российских широт,
И самый красивый народ в нем живет!
Воспитатель: Ребята, какое красивое стихотворение, правда? А как вы думаете, о чём оно?
Дети: Это стихотворение о нашей республике Мордовия.
Воспитатель: Как вы думаете, почему наша республика называется – Мордовия?
Дети: Потому, что здесь живет народ- мордва.
Воспитатель: Ребята, кроме мордвы в нашей республике живут люди и другой национальности. Кто их перечислит?
Дети: Это – русские, татары, чуваши.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! Эти народы живут в мире и согласии, помогают друг другу так же, как и мы в нашем саду. А как вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей?
Дети: У каждого народа свой язык, говор, свои песни, стихи, танцы, игры, одежда.
Воспитатель: Правильно, ребята, у каждой национальности есть свой родной язык, свои игры, песни, танцы, стихи. А так же есть свой национальный костюм. В который одеваются в праздничные дни. И вот сегодня к нам в гости пришла кукла Алдуня в своем национальном костюме. А как вы думаете, в какой костюм одета наша гостья?
Дети: Наша гостья одета в мордовский национальный костюм.
Воспитатель: Обратите внимание, какой красивый этот костюм. И хочу сказать, что он состоит из десятка предметов.
Воспитатель: Основной одеждой считается рубаха по-мордовски - панар. Рукава которой расшиты разноцветными нитками, бисером. Старинный эрзянский костюм обязательно включал – передник, который подвязывали на поясе. И называли по-мордовски - икельга паця. А так же набедренное украшение – пулай. Впервые надевали на девочку пулай, когда она взрослела. Мордовочки любили носить большое количество украшений (бусы, ожерелья из монет, ленточек, перьев). Нагрудное украшение называлось – сюлгамо. А на голове носили головные уборы в виде налобной ленты, украшенную: блестками, бисером, шерстью, бахромой. Или одевали шапочку – венок по-мордовски паця-коня.
Воспитатель: Ребята, вам понравился мордовский национальный костюм? А давайте теперь вспомним, как называются по-мордовски предметы мордовской национальной одежды и произнесем их.
Рубаха Панар.
Передник Икельга паця.
Набедренное украшение Пулай.
Нагрудное украшение Сюлгамо.
Шапочка-венок Паця- коня.
Воспитатель: Ребята, мордва народ очень веселый, любит трудиться и умеет веселиться. Очень мелодичны мордовские песни и красивые танцы. Мы учили песни и танцы мордовского народа, а сейчас, давайте мы с вами потанцуем под мордовскую мелодию. (Танец под мордовскую мелодию).
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, кто-то стучится к нам в дверь. Я пойду посмотрю кто
К нам пришел.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости? Как зовут
нашу гостью (ответы детей).
Воспитатель: Правильно. Это матрёшка.
Воспитатель: Ребята матрешка чем-то расстроена. Давай те спросим чем она расстроена.
Дети: Матрешка чем ты так расстроена?
Матрешка: Ребята вот беда. Я собралась на день рождение к мишки, стала одеваться и увидела что у меня нет красивого передника. И теперь не знаю что мне делать. Помогите пожалуйста.
Воспитатель: Ребята поможем матрешке. (ответы детей)
Воспитатель: для этого нам нужно с вами разукрасить передники для матрешки. Давай те пройдем за столы.
Воспитатель: Ребята посмотрите какой красивый узор у нашей матрешке на переднике. Он состоит из треугольников и ромба. Какого цвета узор на переднике матрешки? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте вспомним как правильно нужно сидеть за столами. (ответы детей). Перед вами на столах лежат передники, они бесцветные. У матрёшки передники расписаны разными узорами, мы будем расписывать своим способом. Cкладываем передник матрёшки пополам, затем выпремляем передник. Перед тем как мы начнем рисовать мы разомнем наши пальчики пальчиковой гимнастикой:
Мы весёлые матрёшки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (идут по полу)
В сарафанах наших пёстрых (соединяют ладошки вместе)
Мы похожи словно сёстры (ручки в замок)
Мы будем рисовать пальчиками, обмакиваем указательный палец в краcную краcку, левую руку положим на левую половину передника, чтобы эту сторону не расписывать,а на правую половину передника силуэта матрешки пальцем наносим узоры. После рисования одной половины передника матрёшки, пока не высохла краска, силуэт снова складываем пополам по линии сгиба и прогладим рукой так чтобы получился отпечаток на (левой) чистой половине сарафана. Открываем силуэт матрёшки и смотрим рисунок, похожий на узор (показ работ детей – работа с «монотипией»). Получился вот такой нарядный передник у матрешки.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? (ответы) Что вы узнали нового? Чем вам понравилось заниматься? Что вы расскажите своим родителям?
Ну, что же ребята, молодцы! Мы, с куклой Алдуньей и матрёшкой остались вами довольны. Вы многое узнали сегодня, и о мордовском национальном костюме, и о мордовских развлечениях, песнях, танцах, играх. Но нашим гостям пора возвращаться к себе домой, там их ждут родные.