Ольга Кельцына
Конспект непосредственной образовательной деятельности в ДОУ «Путешествие в Царство Воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить знания детей о воде, как обязательном условии жизни; закрепить знания о свойствах воды, о разных ее состояниях (жидкая, твердая, газообразная);
Ход ЗАНЯТИЯ.
Под музыку дети входят в зал и садятся.
- Ребята, а что это? (глобус)
Взгляните на глобус, который в точности повторяет Землю, где мы с вами живем. Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этого цвета на нем больше, чем желтого коричневого и зеленого. Голубым цветом на глобусе изображена вода, все моря, океаны, реки и озера. Они занимают много места на нашей Земле, чем суша.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в ДОУ „Путешествие в Царство Воды“» размещена в разделах
Сколько воды на Земле я покажу на примере с яблоком. Представьте, что яблоко – это Земля. (Показывает яблоко, которое предварительно разрезано на 4 части) 0,25 часть на Земле – это суша (показывает одну дольку яблока, 0,75 занимает вода (показывает остальные 3 дольки).
Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я, кто я такая? (вода)
- Правильно, - вода. А загадку про воду я вам не просто так загадала. Сегодня мы с вами будем праздновать «День воды».
Сегодня 22 марта – вся страна отмечает праздник День воды. В этот день мы должны друг другу напомнить, что несмотря на то, что на нашей Земле запасов воды много, воду надо беречь, вода – это жизнь.
Скажите, ребята, а для чего нужна вода в нашей жизни?
Дети: люди пьют воду; варят еду; моют грязные фрукты и овощи, каждый день моют руки и лицо; поливают растения, чтобы не засохли; вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов; люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду, сделать лекарство, помыть машину, смыть пыль с деревьев и т. д.
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
А вот какая она – вода мы с вами сейчас и узнаем. Давайте превратимся мы с вами в ученых – исследователей и в своей лаборатории проведем опыты с водой. Ну что идем в лабораторию?
Опыт 1 «Вода прозрачная, не имеет цвета»
Дети подходят к столу
Воспитатель: Перед Вами стоят стаканы с водой. Посмотрите и расскажите о цвете воды. (Какая вода)
Дети:
- вода прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: Как доказать это?
Дети: Надо в нее что-то положить и посмотреть, будет ли видно.
Воспитатель: Давайте положим в Банку с водой камушки.
дети кладут камушки
Воспитатель: Что Вы видите в воде?
Дети: камушки.
Воспитатель: Почему Вы видите их?
Дети: потому, что вода прозрачная, бесцветная
Воспитатель: Давайте наберем на кисточку краски, опустим в воду и размешаем. Что у нас получилось?
Дети: Вода стала цвета краски, какую мы добавили.
Воспитатель: И что из этого опыта получается?
Дети: Вода не имеет цвета, бесцветная. Окрашивается в тот цвет, какой в нее добавили.
Опыт 2 «Вода не имеет вкуса, вода - растворитель»
У вас в стаканах налита вода. Давайте сделаем глоточек воды (выпили). Скажите, а какой вкус у воды и есть ли он? На тарелочке лежит кусочек сахара, опустите его в стакан с водой. Размешайте всё чайной ложкой. Вода поменяла вкус? (Да) А что стало с сахаром? (Он растворился или растаял). А теперь ложечкой попробуйте воду из стакана и скажите что приобрела вода? (Вкус).Какой можно сделать вывод из этого опыта?
Дети: Вода не имеет вкуса.
Опыт 3 «Вода не имеет формы»
Воспитатель: Перед вами, ребята, стоит стакан с водой, блюдце и кубик.
Положите кубик в блюдце. Что произошло? (Ничего)
Поменял кубик форму? (нет). Посмотрите на стакан с водой. Какой формы вода? (формы стакана).А теперь аккуратно давайте нальем в блюдце воды. Что произошло? (вода приобрела форму блюдца). Какой можно сделать вывод из этого опыта?
Дети: вода не имеет форму.
Воспитатель: правильно. Своей формы у воды нет. Она принимает форму любую, смотря куда ее поместили.
Воспитатель: Вот такие опыты с водой мы с вами провели. Что мы из наших опытов узнали?
Дети: Вода прозрачная, не имеет цвета. Вода не имеет вкуса, вода растворяет в себе различные вещества. вода не имеет формы.
Воспитатель: Сейчас мы отправимся в путешествие вместе с водой в волшебную страну на необычном транспорте. Я буду мамой – тучкой, а вы моими детками. Если я тучка, то кто вы? (Капельки). Посылаю вас, детки – капельки, на землю! Пролейтесь веселым дождиком, напоите землю, оживите деревья, цветы. Погуляйте, а затем возвращайтесь. Да смотрите, не балуйтесь, ведите себя хорошо, за воротник к прохожим не залезайте.
Игра – этюд «Капельки».
Воспитатель. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало играть друг без друга. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (дети встают в колонну по двое). Встретились ручейки и стали большой рекой. (Дети встают цепочкой). Текла, текла река и попала в большое море. (Дети встают в круг). А тут солнышко пригрело!
Игра – имитация «Солнышко»
Солнышко, солнышко, в небе свети.
Яркие лучики к нам протяни.
Руки мы вложим в ладошки твои.
Нас покружи, оторви от земли.
Солнышко греет, как жарко всем нам!
В пар превратились, летим к небесам.
Стали капельки легкими, превратились в пар и вернулись к маме – тучке. Где вы были, что делали, что с вами произошло, откуда вы начали своё путешествие и где закончили? (Ответы детей). Правильно, вы совершили круговорот, т. е. вы двигались по кругу. Это называется круговорот воды в природе.
И сейчас я вам покажу как это происходит с капельками в природе.
Презентация "Путешествие капельки"
Воспитатель: Когда капелька стала легкой о полетела на небо, она превратилась в пар. Вот такая волшебница вода. У воды еще есть разное состояние. Когда она превращается в пар ее состояние называют газообразное. Давай посмотрим как это происходит на примере горячей воды Воспитатель проводит опыт с горячей водой.
Воспитатель: Сейчас я очень аккуратно открою чайник с горячей водой. Что вы видите?
Дети: Появился пар.
Воспитатель: Пар появляется, когда вода очень горячая, поэтому нужно быть очень аккуратным, чтобы не обжечься.
Воспитатель: А если подставить к верху чайника тарелочку, то на нем появятся капельки.
Воспитатель показывает детям опыт.
Воспитатель: Как вы думаете, как они здесь появились?
Дети: из пара
Воспитатель: Значит пар – это тоже вода. Вот какая бывает разная вода! А капельки после пара какие (жидкие). Это еще одно состояние воды - жидкое. Ребята, пар появляется только тогда, когда вода горячая, поэтому паром можно обжечься, нужно быть очень аккуратным.
Звучит шум ветра.
Воспитатель: Ой, как стало холодно, ветер прямо ледяной! Давайте мы с вами пойдем и посмотрим, откуда же дует ветер?
Дети с воспитателем подходят еще к одному столу, на котором лежат кубики льда.
Воспитатель: Дети, да здесь ледяное царство! Посмотрите сколько ледяных капелек, какие они?
Дети рассматривают кубики льда.
Дети: Твердые, тяжелые.
Воспитатель: Как получается лед?
Дети: вода замерзает.
Воспитатель: Давайте положим лед на ладошку. Что происходит, когда мы берем ее в руки?
Дети: Лед тает, превращается в воду.
Воспитатель: Да, ребята, вода может быть твердой, когда превращается в лед. Лед – это еще одно состояние воды твердое.
Воспитатель: Давайте вспомним какое состояние бывает у воды
Картинка - пар - газообразное, картинка - вода - жидкое, картинка - лед - твердое.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у воды бывают и разные звуки, она по разному шумит? Поиграем с вами в игру "Звуки воды". Если вы угадаете шум, то появится картинка. Море, ручеек, дождик, капает кран, фонтан.
Воспитатель: Вот такое путешествие мы сегодня совершили. А почему именно сегодня? Какой сегодня за праздник? И сегодня мы много узнали о воде. Из наших опытов что мы узнали? Какое состояние бывает у воды? Вода как умеет шуметь?