Ирина Дурновцева
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Свойства воды» с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)
на тему: «Свойства воды».
Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.
Основные задачи:
1. Образовательные задачи :
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Материалы и вещества. Свойства материалов
- Старшая группа
- Темочки
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми : Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи:
формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование. Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды : течёт, смачивает, впитывается, растворяет;
развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
2. Развивающие задачи:
Способствовать развитию любознательности;
Развивать внимание детей;
Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
3. Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать культуру поведения;
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Оборудование и материалы:
- Белые халаты, вода, сок, одноразовые, прозрачные стаканчики, соломинки для коктейля, прозрачные емкости - банки, яйца, соль, ложки, пуговицы, масло, средство для мытья посуды, салфетки, термос, лед, горячая вода, зеркало.
Место проведения - групповое помещение.
Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н. А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О человеке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»
Методические приемы:
Беседа;
Вопросы;
Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);
Загадки;
Сюрпризный момент,
Игра.
Первая часть: (информационно-познавательная)
Ход занятия.
Организационный момент: Дети сидят и играют на ковре.
1 слайд-приходит звуковое письмо. (Обращаем внимание детей)
2 слайд-Появляется на экране профессор
( Текст: Добрый день! Я профессор Умникус. Из центральной лаборатории города Пскова мне пришло извещение о том, что в детском саду №33 появились юные ученые. Я хотел бы пригласить вас к себе в лабораторию. Если вам это интересно-я жду вас! Но путь не близкий, и чтобы добраться быстро, нужно лететь на самолете)
Воспитатель: ну что ребята, примем мы приглашение профессора Умникуса? Посетим его лабораторию?
Ответы детей.
Физкультминутка:
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками,
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо,
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям,
Вот мы с вами прилетели (встать).
Проходим в лабораторию одеваем халаты.
3 слайд Профессора Умникуса: Здравствуйте ребята! Я очень рад, что вы приняли мое приглашение и прилетели ко мне в лабораторию. Хотите узнать, чем мы здесь занимаемся?
Ответы детей.
4 слайд Ну тогда послушайте загадку!
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Ответы детей.
Если дети затрудняются с ответом, на помощь приходит воспитатель.
Воспитатель: дорогой профессор Умникус, я кажется догадываюсь, о чем речь, но вот ребята кажется затрудняются с ответом… Ребята я вам сделаю подсказку.
Воспитатель загадывает загадку: Меня пьют, меня льют. Всем нужна я. Кто я такая? Ответы детей (вода)
5 слайд Профессор: правильно ребята! Молодцы! Наша лаборатория занимается изучением свойств воды (звучит звонок телефона). Простите, ребята, меня срочно вызывали на очень важную конференцию. И мне придется вас оставить в лаборатории одних! Как вы думаете вы справитесь здесь без меня? (пауза). Но я должен быть уверен, что могу оставить на вас свою лабораторию по исследованию воды. А чтобы проверить это, я для вас приготовил кое-что! Вы хотите узнать, что именно? Это небольшой опыт, который поможет мне понять знаете ли вы уже, что-то про воду и умеете ли вы работать в лаборатории. Если вы готовы, тогда вот вам моя подсказка, (всплывает знак).
Дети ищут стол с вопросительным знаком. (воспитатель помогает если дети затрудняются)
Опыт 1: «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха».
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода - это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?
Вывод детей: вода жидкая – течет.
Воспитатель: Сравниваем запах в стакане с обычной водой и соком.
Вывод детей: вода не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете есть ли вкус у воды?
Воспитатель: Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки?
Вывод детей: в стакане с водой трубочки видны – вода прозрачная.
6 слайд. Аплодисменты. Голос профессора: молодцы ребята! Вы прекрасно выполнили поставленную вам задачу и дальше, думаю, справитесь без меня! Удачи вам!
Воспитатель: ну что ж ребята, а куда бы вы хотели отправится дальше! К какому столу мы пойдем?
Ответы детей.
Опыт 2: «Подводная лодка из яйца».
Цель: вызвать у детей желание продолжить опыты с водой, систематизировать знания о свойствах воды, познакомить детей с некоторыми неизвестными им свойствами воды и их практическим применением в обыденной жизни.
Наполняем чистой водой половину литровой банки. Опускаем в нее сырое яйцо.
Во второй банке разводим до 5 столовых ложек поваренной соли на 0,5 л воды (очень насыщенный раствор).
Опускаем в банку с раствором соли яйцо. Что происходит? Яйцо остается на поверхности раствора.
Вспоминаем с детьми, что в море на воде держаться гораздо легче, чем в бассейне. Почему? Потому что в море вода соленая, а в бассейне – нет. Говорим, что воду в речках, озерах, прудах называют пресной.
Вывод: Соленая вода тяжелее, чем пресная, поэтом плавать в море легче, чем в реке. Яйцо всплывает, потому что вода стала тяжелой из-за раствора соли.
Опыт 3: «Плавучесть предметов в разных средах».
Что произойдет, если в банку с водой опустить пуговицу?
Вспоминаем, что яйцо тонуло, значит и пуговица утонет.
- Что произойдет, если в банку с соленой водой опустить пуговицу?
Предположения детей:
- Яйцо в соленой воде всплыло, значит, пуговица будет плавать.
Опускаем пуговицу на поверхность воды, действительно, не потонула – осталась на поверхности воды.
- Что произойдет, если взять растительное масло и добавить в эту же емкость воды?
Проверяем опытным путем, масло остается в банке над водой. Пробуем перемешать, масло разделяется на шарики, но с водой не смешивается и снова поднимается на поверхность. Опускаем пуговицу, Она остается на граничном слое масла с водой.
- А если воду добавить в жидкость для мытья посуды? Как поведет себя пуговица в этом случае?
В банку с жидкостью для мытья посуды наливаем воды, слой воды остается сверху. Пуговица задержалась на граничном слое, а потом упала на дно банки.
Перемешается ли жидкость для мытья посуды с водой? Пробуем помешать ложечкой. Да, все перемешалось, получился мыльный раствор.
Вывод: есть жидкие вещества, которые смешиваются с водой, есть, которые не смешиваются.
Все зависит от плотности и растворимости этих веществ
В разных веществах одинаковые предметы могут плавать или тонуть. Это зависит от плотности предмета и вещества.
Опыт 4: «Лед – твердая вода».
Воспитатель: На столе термос. Зачем он нужен? Как думаете зачем он нужен? (Если не знают рассказывать о том, что он сохраняет температуру). Наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой.
Вывод детей: лед – твердая вода.
Опыт 5: «Газообразная вода - пар».
Цель: Подвести детей к пониманию трех состояний воды.
Беру стакан с горячей водой посмотрите, ребята, что мы видим? А теперь я накрою стакан зеркальцем и давайте посмотрим что же произойдет?. Дети наблюдают. Показываю зеркало. Что вы видите на зеркале?
Ответ: Образовались капли воды.
Вывод: вода может превратиться в пар.
Воспитатель: молодцы ребята! Вы справились со всеми опытами! Но нам пора возвращаться обратно в свой детский сад! На чем мы отправимся?
Ответы детей (на самолете).
Воспитатель: прежде чем отправиться в путь, давайте снимем халаты.
Физкультминутка:
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками,
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо,
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям,
Вот мы с вами прилетели (встать).
Воспитатель: вот и вернулись мы с вами обратно в наш детский сад! Ребята, а где мы сегодня с вами были?
Дети: в лаборатории.
Воспитатель: а чем мы там занимались? Что вам понравилось больше всего? (спрашиваю каждого ребенка)
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, а давайте отправим профессору Умникусу письмо? И поблагодарим его за приглашение!
Ответы детей.