Наталья Осадченко
Игровая образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Знай и люби свой край»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувств любви к Родине, воспитание у него эмоционально – положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.
«Знай и люби свой край»
Публикация «Игровая образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста „Знай и люби свой край“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
(образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста)
Программные задачи: способствовать расширению полученных знаний детей
с историческим прошлым; воспитывать любовь и уважение к
местам, где живет ребенок, чувство гордости за свой народ, чувство
прекрасного; развивать познавательные способности и интерес к
жизни родного края; приобщать к культуре и традициям русского
народа; воспитывать лучшие качества присущие ему: трудолюбие,
доброту, взаимовыручку, сочувствие; учить сопереживать,
стремиться к победе.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова : край, кубанцы, Кубань,
малая родина, станица, курени, хаты, ремесла.
Используемый материал: хлеб, рушник, 2 фланелеграфа, фишки, посуда
старинная и современная.
Предварительная работа: посещение комнаты «Кубанского быта»,
рассмотрение фотографий «Музей станицы Каневской»,
иллюстрации «орудие труда», просмотр альбома с иллюстрациями
г. Екатеринодара, станиц, домов, убранств старинных хат-куреней,
одежды казаков и казачек; открыток и фотографий с видом станиц
Каневская, Стародеревянковская, города Краснодара; экскурсия в
природу, чтение художественных произведений, разучивание
стихов, песен, поговорок, пословиц, закличек, считалок;
знакомство с историческим прошлым края, обычаями;
рассматривание одежды: папаха, сапоги, рубаха, брюки, вышитые
пояски, фартуки; посуды: глэчики, кувшины, миски, чугунки,
деревянные ложки; предметы обихода: коромысло, рубель, скрыня,
веретено, лампа; рассматривание картин Каневского района.
Ход образовательной деятельности:
(дети входят в зал под звуки песни «Ой, да краснодарский край» - 1ч.)
Воспитат: Ребята, сегодня у нас с вами необычная игра – викторина. Все задания будут относиться к нашей малой родине – нашему краю и называется она «Знай и люби свой край». Сейчас мы с вами разделимся на две команды, выберем капитанов и назовем наши команды.
(деление на команды, название команд, выбор капитанов)
Воспитат: Ребята, среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой дом родной, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда
будешь вспоминать свою родной Кубань:
«Посмотрите вокруг: зачарует краса,
Нет края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба, зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена.
А какие сады на Кубани у нас,
А какие девчата красавицы!
Кубань – это житница нашей страны,
Стихами и песнями славится».
(прослушивание 2 части песни)
«Рады мы гостям у нас
Мы расскажем вам сейчас,
Что мы знаем о родном крае!»
Воспитат: И так мы начинаем нашу викторину. Первый тур – «Из истории Кубани».
Ребята, давайте мы сегодня вместе с вами вернемся в старое, доброе время: когда на Кубани поселились люди вольнолюбивые, гордые. Как можно назвать нашу малую родину?
Дети: Кубань.
Воспитат: «Земли Кубани широки, необъятны,
Каждый день и хорош и пригож.
Поезжай за моря-океаны,
Лучше Кубани – ты не найдешь!»
Кто подарил кубанскую землю казакам?
Дети: Царица Екатерина II, за верную службу.
Воспитат: Почему радовались казаки такому подарку?
Дети: Потому, что земля была покрыта степями, поросшими густой травой, ковылем, терновником. Над степями парили белоголовые орлы. В лесах обитали дикие кабаны, зайцы, лисы, волки. Было много рыбы.
Воспитат: «Там, где выгнула русло река,
Как подкову у глинистой кручи,
Свиток царский был раскручен
И прочитан под гул тростника:
«Здесь границу держать, защищать от врагов,
И пшеницу сажать и растить казаков…».
Где казаки заложили крепость?
Дети: На высоком берегу Кубани, в урочище Карасунский Кут казаки заложили крепость, построили укрепления, с нее и начинался город Екатеринодар.
Воспитат: Из каких материалов казаки строили свои хаты?
Дети: Хаты-курени казаки строили из местных природных материалов: хворост, глина, солома, каркас хаты из прутьев обмазывали с двух сторон глиной. Крыша из камыша и соломы, пол глинокобитный, хаты белили, чтобы было красиво.
Воспитат: Главное занятие казаков?
Дети: Охраняли южные границы от набегов врагов.
Воспитат: Чем еще занимались казаки?
Дети: Выращивали хлеб, сажали сады, виноградники, растили скот, ткали, вышивали, резали по дереву, плели из соломки, прутьев ивы.
Воспитат: Верно. Но одним из самых любимых занятий у казаков, в котором они изрядно преуспевали, было кузнечное дело. Они ковали решетки, крылечки, украшали дома. Из какого материала выполняли эти изделия?
Дети: Из металла.
Воспитат: Ребята, семьи у казаков были большие, много детей, жили в любви и дружбе. А вы знаете, чему учили в казачьих семьях?
Дети: Уважать и почитать старших, быть вежливыми, послушными, скромными, четкими, приучали к труду.
Воспитат: Дети, а какие поговорки и пословицы вы знаете?
Дети: - кто землю лелеет, того и земля жалеет;
- день прозевал, урожай потерял;
- что посеешь – то и пожмешь;
- будешь трудится, будет у тебя и хлеб и молоко водится;
- где работают, там густо, а в ленивом доме – пусто;
- почет и труд рядом живут;
- где труд – там и счастье;
- землю солнце красит, а человека труд;
- труд и хлеб – всему голова;
- без труда не вынешь и рыбку из пруда;
- нэ сыды сложа рукы, та й и нэ будэ скукы;
- кончил дело, гуляй смело.
Воспитат: Второй тур – «Мой край». А как называется земля, где мы живем?
Дети: Кубань.
Воспитат: А где же находится эта Кубань?
Дети: Кубань называют наш краснодарский край, в котором мы живем.
Воспитат: А почему так называют наш край?
Дети: Потому что в нашем крае протекает полноводная река Кубань.
Воспитат: Правильно, а как называется наша станица?
Дети: Стародеревянковская.
Воспитат: Какая река протекает у нас?
Дети: Река Челбасс.
Воспитат: Назовите близ лежащие станицы нашего края?
Дети: Каневская, Новоминская, Привольная, Крыловская, Староминская.
Воспитат: Города нашего края?
Дети: Сочи, Геленджик, Кабардинка, Новороссийск, Ейск Краснодар, Славянск-на-Кубани.
Воспитат: А какой город является центром нашего краснодарского края?
Дети: Город Краснодар.
Воспитат: Назовите моря краснодарского края?
Дети: Черное море и Азовское море.
Воспитат: Третий тур – «Кубанская народная игра». Ребята, кто из вас здесь самый ловкий? Выходите, да покажите нам сноровку.
«Ну, держитесь-ка, ребята,
Состязаться вы должны,
Покажите свою удаль, свою силу,
Так велит обычай старинный».
(игра-соревнование «Перетяжки»)
(жюри подсчитывает фишки, определяется победитель)
Воспитат: Четвертый тур – «Кубань – жемчужина России». Своеобразна и красива природа Кубани. Наши города и села утопают в зелени. Ни с чем не сравнимы наши кубанские сады, реки, луга и поля. Ребята, а какой ландшафт окружает нас?
Дети: Степи, леса, горы, соря, реки, лиманы.
Воспитат: Мы знаем, что в нашем крае очень богатый растительный и животный мир. Знаете ли вы, какая рыба водится в водоемах нашего края?
Дети: Карась, щука, окунь, лещ, судак, красноперка, карп, осетр, пеленга-с.
Воспитат: Назовите животных, которые обитают у нас на Кубани?
Дети: Бурые медведи, волки, лисицы, барсуки, зайцы, косули, дикие коты, туры, кавказские олени, кабаны, ласка, кавказские зубры, шакалы, кроты, хомяки и т. д.
Воспитат: Какие птицы живут в нашем крае?
Дети: Совы, дятлы, сойки, синицы, дрозды, кукушки, щеглы, воробьи, скворцы, сороки, вороны, чайки, лебеди, цапли и т. д.
Воспитат: Какие породы деревьев растут в нашем крае?
Дети: Дуб, клен, сафара, акация, тополь, береза, ель, сосна.
Воспитат: Назовите травы Кубани?
Дети: Ромашка, лебеда, подорожник, мята, лопух, тысячелистник, полынь, чистотел, пастушья сумка, одуванчик, зверобой и т. д.
Воспитат: Богат краснодарский край хлебами и овощами. А какие сельскохозяйственные культуры выращиваются у нас в крае?
Дети: Пшеница, подсолнух, кукуруза, овес, просо, ячмень, свекла, овощи, фрукты.
Воспитат: Дети, послушайте прекрасное стихотворение:
«Путь его довольно долгий, вот он в булочной на полке,
Вот уже к тебе на стол он пожаловал, пришел.
В нем – здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
В нем – земли родимой соки, солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!»
О чем это стихотворение?
Дети: О хлебе.
Воспитат: Верно. Хлеб – это богатство нашего края и по телевизору вы не раз слышали, что нашу Кубань называют хлебосольной. Почему ее так называют?
Дети: На полях Кубани выращивают много пшеницы и у нас много хлеба. Мы рады встречать гостей, угощаем их, принимаем с радостью, поэтому и называют Кубань хлебосольной.
Воспитат: Верно. Ведь хозяева гостей встречают хлебом – солью, поэтому и звучит слово «хлебосольная». Хлеб – наш господин. Испокон веков его несли из печи до стола, на рушнике и рушником покрывали. Хлеб – его величество.
(ребенок, одетый в кубанский наряд вносит на рушнике хлеб и читает стихотворение)
«Вот он хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он, вкусный, золотистый,
Словно солнцем налитой».
Воспитат: Скажите, а как называют людей, выращивающих хлеб?
Дети: Хлеборобы.
Воспитат: - будет хлеб – будет пища;
- хлеб батюшка, вода матушка;
- хлеб кормилец, если хлеба нет ни куска, так и в доме тоска;
- хлеб бросать – силу терять;
- потрудится – так и хлеб поесть;
- худой обед, когда хлеба нет;
- хлеб – всему голова.
Какие фруктовые деревья растут на Кубани?
Дети: Вишни, черешни, груши, яблоки, сливы, персики.
Воспитат: Какой транспорт участвует в уборке урожая?
Дети: Комбайны, трактора, машины.
Воспитат: Люди, каких сельскохозяйственных профессий живут у нас в крае?
Дети: Агрономы, комбайнеры, трактористы, шоферы, доярки, свинарки, ветеринары, зоотехники, механики по ремонту машин.
Воспитат: Пятый конкурс – «Конкурс капитанов». «Какие предметы лишние?»
Игра-викторина закончилась, а пока жюри будет подсчитывать результаты, я угощу вас пирогами.