Мая Степанова
Статья «Развития зрительного восприятия У Детей старшего дошкольного возрастас нарушениями зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
М. В. Степанова
ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары
Публикация «Статья „Развития зрительного восприятия У Детей старшего дошкольного возрастас нарушениями зрения“» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Ключевые слова: восприятие,зрительное восприятие, старший дошкольный возраст, дети с нарушениями зрения
Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми с нарушениями зрения направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира.
При данном подходе особую значимость приобретает проблема развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. А. Г. Литвак[3]отмечает, что одной из специфических закономерностей аномального развития является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у детей со зрительной патологией в изменении и замедлении процесса зрительного восприятия, что обуславливает нечеткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего мира. Л. А. Дружинина[1] считает, что именно через проблемы со зрительным восприятием ребенок с нарушениями зрения начинает чувствовать свой дефект.
В отечественной тифлопсихологии и тифлопедагогике вопросы, связанные с особенностями развития детей с нарушениями зрения, рассматривали такие исследователи, как И. П. Волкова, В. П. Ермаков, М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. А. Семенова, Л. И. Солнцева, Г. А. Якунин и др. Л. И. Солнцева[5] указывает, что у детей с нарушениями зрения чаще наблюдаются трудности в социальной адаптации, установлении адекватных взаимоотношений со сверстниками. По мнению А. Г. Литвак[2] это связано со спецификой дефекта – нарушением зрения, которое воздвигает барьеры на пути постижения ребенком окружающего мира, прежде всего, зрительного восприятия.
К настоящему времени разработаны и внедрены в практику специальных дошкольных учреждений для детей с патологией зрения системы работы по развитию зрительного восприятия (Л. И. Плаксина[3], Е. Н. Подколзина[4] др.). Однако на современном этапе дошкольного образования вопросы актуализации, разработки психолого-педагогических оснований и принципов, построение форм, методов, средств развития зрительного восприятия в педагогической практикев достаточной мере не используются.
Основываясь на анализе педагогических и психологических исследований по изучаемой проблеме, было установлено противоречие между объективной потребностью в развитии зрительного восприятияу детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и недостаточной разработанностью системы работы по развитиюзрительного восприятияу детей данной категории. Это и обусловило выбор темы нашего исследования, цель, которого заключалась в выявлении педагогических условий, способствующих эффективному развитию озрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
В соответствии с обозначенной целью и предметом исследования была выдвинута следующая гипотеза: мы полагаем, что процесс развития зрительного восприятияу детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения будет наиболее эффективнымесли создавать установку на восприятие (усвоение нового движения, действия в пространстве, изучение приспособления или оборудования с которыми выполняется действие, формировать умение наблюдать. В процессе наблюдения ребенка следует учить наблюдать; выделять наиболее важные моменты.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 48 «Журавлик» г. Новочебоксарска Чувашской Республики. В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 5-6 лет.
Для реализации цели и решения поставленных задач были использованы методики ««Восприятие цвета», «Восприятие формы», «Проба на узнавание перечеркнутых изображений», представлены Р. С. Немовым.
Результаты изучения развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения указывают на то, что, в обеих группах дети с нарушениями зрения выявлен средний уровень зрительного анализа формы предмета,В определении основных цветов отмечались затруднения в восприятии промежуточных хроматических цветов, ошибались, затрачивали много времени. Затруднялись в словесном обозначении цветов. При определении зачеркнутых изображений дети воспринимали часть предметов как отдельный предмет.
Перечисленные выше особенности зрительного восприятия обусловливают необходимость организации и проведения коррекционной работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения.
Даннаяработа была распределена на три этапа и включала в себя упражнения по развитию восприятия цвета, формы и величины объектов, зрительно-пространственной и зрительно-моторной координации.
Целью первого этапа являлось создание установки на восприятие; активизацию смыслового восприятия. На втором этапепроходило развитие приемов и способов формирования представлений и соответствующего последовательного образа о предметах (его качествах, свойствах, геометрических и цветовых параметрах, посредством одномоментного обозрения и вычленения отдельных признаков. 3 этап был направлен на закрепление выработанных навыков, их автоматизацию.
На контрольном этапе исследования мы использовали аналогичные методики, и оценка результатов проводилась по тем же критериям. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по данным методикам показывает, что наблюдается положительная динамика показателей уровня развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Исходя из качественной интерпретации результатов контрольного этапа исследования, мы подошли к выводу, что убольшинства детей экспериментальной группы развилось зрительное восприятие предметов по существенным признакам (цвету, форме, величине, умение выделять и сравнивать различные свойства и качества окружающих объектов.
Следовательно, гипотеза нашего исследования, представленная выше, экспериментально подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дружинина, Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения / Л. А. Дружинина. – М. : Экзамен, 2006. – 159 с.
2. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих / А. Г. Литвак. – Санкт-Петербург : КАРО, 2006. – 336 с.
3. Плаксина, Л. И. Развитие зрительного восприятия / Л. И. Плаксина. – Москва : ВОС, 1985. – 105 с.
4. Подколзина, Е. Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения / Е. Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – № 3. – С. 35-38.
5. Солнцева, Л. И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях / Л. И. Солнцева // Дефектология. – 2000. – № 4. – С. 3-8.