Приложение МААМ

Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи «Звуки[ д-д’], буква Д»

Инна Данько
Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи «Звуки[ д-д’], буква Д»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема:“Звуки[ д-д’], буква Д”.

Цель: показ использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда при обучении грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи (дифференциация детьми звуков [ д-д’] и знакомство их с буквой Д).

Задачи:

Образовательные

-формировать четкую артикуляцию и характеристику звуков [д], [д’];

-формировать навыки различения звуков [д-д’] в слогах, в словах;

Публикация «Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи „Звуки[ д-д’], буква Д“» размещена в разделах

-формировать навык определения позиции звуков [д], [д’] в словах;

-совершенствовать навык звуко-слогового анализа слов;

-совершенствовать навык чтения слогов, слов с буквой Д;

-закреплять навык составления предложения по опорным словам;

-закреплять представления о правиле написания имени и первого слова в предложении;

-познакомить с буквой Д.

Коррекционно-развивающие

-развивать фонематическое восприятие;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-развивать психические процессы: внимание, мышление.

-развивать координацию речи с движением;

-формировать интонационную выразительность речи;

-развивать различные каналы восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического);

-осуществлять профилактику дисграфии.

Воспитательные

-воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;

-воспитывать коммуникативную компетентность;

-воспитывать навык работы в группе;

-воспитывать умение прислушиваться и уважать мнения других, чувство сопереживания.

Здоровьесберегающие

-вызывать эмоциональный отклик на результаты своей деятельности.

Оборудование

-посылка;

-воздушные шары с символами;

-“звуковички”;

-заготовки из картона прямоугольной формы 10/15;

- “птички-словички” (для определения места звука в слове);

-звуковые пеналы (для составления схемы слова);

-символы звуков;

-магнитно-маркерная доска, цветные мелки;

-набор для развития мелкой моторики;

-карточки с изображением букв;

-набор букв, разных по размеру и цвету;

-мягкие игрушки-мышата;

-сундук;

-коробочки сока с надписями;

ТСО и ИКТ

-компьютер;

- мультимедийный проектор;

-музыкальный центр;

- мультимедийная презентация;

Ход образовательной деятельности.

Вводная часть. Создание мотивации. (логопед встречает детей, организует приветствие).

Логопед. Ребята, посмотрите, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

(раздаётся звук) Ой, кажется, я что-то слышала. (звук раздаётся ещё раз) Ой, ещё раз. Как вы думаете, откуда доносится этот звук? Мне кажется, что этот звук доносится из посылки. (рассматривают посылку) Да здесь что-то написано… Кто хочет прочитать, кому адресована посылка (ребенок читает). Матвей, а ты прочитай от кого она (ребенок читает). Посмотрите, здесь прикреплён диск. Вам интересно узнать, что на нём? Здесь видеописьмо (слайд №1 мышата). Его нужно срочно прочитать. Ребята, а можно я прочитаю его? (слайд №2 письмо) (логопед читает письмо на интерактивной доске). Текст письма:

Дорогие ребята!

Пишут вам Дик и Дак.

Злой волшебник украл у всех жителей нашего города добрые дела. Нас он спрятал, чтобы мы не рассказали вам про звуки, с которых начинаются наши имена. Без этих звуков вы не познакомитесь с новой буквой.

Сделайте доброе дело – спасите нас!

Логопед. Ребята, а вы знаете, как спасти мышат? Я тоже не знаю. Давайте откроим посылку, может она нам поможет? (слайд №3 шары)Ой, посмотрите, в посылке шары, но не простые, а с символами. Они укажут нам верную дорогу. Вы готовы сделать доброе дело - помочь друзьям? (ответы детей) Тогда я приглашаю вас присесть на свои места.

Основная часть. Фронтальная работа, организация диалога.

Логопед. Ребята, давайте вспомним из письма мышат с чем хотели познакомить нас Дак и Дик?

Ответы детей. Дик и Дак хотели нас познакомить со звуками.

Логопед. Как вы думаете, с какими?

Ответы детей. Со звуками Д и дь.

Логопед. Как догадались?

Ответы детей. Потому, что их имена начинаются с этих звуков.

Логопед. Какие вы молодцы! Но чтобы спасти друзей, мы должны все знать про эти звуки.

Сообщение новой информации.

Логопед. Повернитесь к зеркалу и произнесите звук “д”. Что делают губки, ротик, язычок?

Ответы детей. Губки улыбаются. Рот открыт. Кончик языка стучит по “бугоркам” за верхними зубами.

Логопед. Как выходит воздух при произнесении звука [д]?

Ответы детей. Несвободно. Значит звук [д] согласный.

Логопед. Он звонкий или глухой (прикладывают ладони к горлу и ушам) Твердый или мягкий, произнесите звук (сжимают с силой кулачок - твердый).

Ответы детей. Твердый, звонкий.

Логопед. А есть ли у звука [д] младший братик? Произнесите его, какой он?

Ответы детей. Мягкий согласный звук [д’]

Логопед. Посмотрите, куда спрятался язычок при произнесении звука [д]?

Ответы детей. За нижние зубки.

Логопед. Итак, ребята, что общего у звуков [д] и [д’]? (слайд №4, маркеры звуков) Посмотрите на доску.

Ответы детей. Они звонкие.

Логопед. А чем они отличаются друг от друга?

Ответы детей. Один мягкий звук, другой твёрдый.

Логопед. Вот мы и познакомились со звуками [д] и [д’]. Вы такие умницы! Но это ещё не всё! Чтобы спасти наших мышат мы должны выполнить ещё и задания, которые зашифрованы на шариках. Давайте не будем терять время. Катя возьми шарик с цифрой 1. Как ты думаешь, что этот символ может обозначать (слайд №5 шары)

Ответ ребенка. Мы будем рисовать звуковой коврик.

Задание №1. Дифференциация звуков [д – д’] в слогах и словах. Игра “Нарисуй коврик”.

Если коврик мы сошьем,

Быстро дом друзей найдем.

Первый звук определяйте,

Нитки с толком выбирайте! (Колтун И. В.)

А узор я вам подскажу…

Настя, выдели первый звук в слоге ДИ, охарактеризуй его и выбери цвет ниток. Почему выбрала зеленый цвет?

Ответ ребенка. Потому что этот звук мягкий.

Логопед. Укрась коврик волнистой, вертикальной линией.

Родион, выдели первый звук в слоге ДО, охарактеризуй его и выбери цвет ниток. Укрась коврик прямой горизонтальной линией (аналогичное задание другим детям со словами дело, дружба, дарить, Дима) Теперь у нас есть красивый коврик? Какое доброе дело мы можем сделать?

Ответы детей. Подарить коврик друзьям.

Логопед. Я думаю, им будет очень приятно получить этот подарок. Молодцы, я рада, что вы так быстро справились с первым заданием. Даша неси второй шарик. Интересно, что там за испытание. Здесь символ, который вам очень знаком. Что он обозначает?

Ответы детей. Определить место звука в слове.

Логопед. А поможет нам «волшебный ноутбук» и уже знакомые нам корзинки.

Задание №2. Определение места звуков в слове

Посмотрите на картинку, произнесите слово и определите, где стоит звук [д] (аналог. звук [д’]).

Молодцы!

Логопед. Ребята, кто хочет принести следующий шарик? Я знаю, что это за символ. А вы знаете, что мы будем делать?

Ответы детей. Составлять схему слова.

Задание №3. Звуко - слоговой анализ слов.

Логопед. Правильно, но чтобы составить схему нам нужно разгадать зашифрованные слова по первому звуку каждой предмета. Прочитайте первое зашифрованное слово с помощью картинок (слайд № 6)

Ответы детей. Дик

Логопед. Произнесите слово еще раз и составьте звуковую схему.

Настя, нарисуй схему на доске. (Ребенок рисует схему на доске цветными мелками, дети не видят. Для проверки логопед разворачивает доску.)

Проверьте друг друга, не допущены ли ошибки?

(аналог. слово Дак- слайд № 7).

Отлично справились и с этим заданием!

Игровая пауза. (слайд №8 шары)Вы проделали большую работу. Чтобы продолжить путь нам нужно отдохнуть. Давайте построим воображаемый домик для наших мышат. Я думаю, они были бы рады. Приготовились, начали.

Задание №4. Координация речи с движением “Дом”.

ТЕКСТ ДВИЖЕНИЯ

Я хочу построить дом, Складываем руки над головой “домиком”

Чтоб окошко было в нем. Смыкаем пальцы перед глазами окошком.

Чтоб у дома дверь была, Ладони поворачиваем к себе и смыкаем их ребра.

Рядом чтоб сосна росла. Пальцы растопыриваем и руки тянем вверх.

Чтоб вокруг забор стоял. Выводим руки перед собой кольцом.

Пес ворота охранял. Одна рука-пес.

Чтоб на травке жил жучок, Пальцы растопырены, смотрят вверх, пальцы правой руки – жучок. Перебираем пальцами правой руки по пальцам левой.

Бегал быстрый паучок. Меняем руки.

Солнце было, Ладони соединяем боковыми поверхностями, пальцы растопырены.

Дождик шел. Выполняем стряхивающие движения.

Чтоб в саду тюльпан расцвел. Предплечья прижимаем, пальцы – лепестки смотрят вверх.

Чтоб флажок на доме был, Качаем кистями рук.

А за домом ежик жил. Пальцы рук переплетаем, направляем вверх – “ежик”.

Логопед. Пора нам продолжить поиски дома, в котором спрятаны добрые дела и наши друзья. Где же он? (Слайд №9 домики.)

Задание №5. Игра “Найди отличия”.

Логопед. Ой, здесь два домика, а нам нужен только один. Внимательно посмотрите, чем один домик отличается от другого, и послушайте, какой именно нам нужен дом.

Дом нам нужен непростой,

А с окошком и с трубой.

Дом огражден забором.

Девочка стоит ЗА домом.

Если в дом другой зайдете-

Ничего там не найдете! (Колтун И. В.)

Логопед. Какой дом надо открыть? Справа или слева от вас.

Ответы детей.

Знакомство с буквой.

А вот и наша буква (слайд № 10 буква!

На письме согласные звуки [д] и [д’] обозначены буквой Д.

На что похожа буква?

Ответы детей.

Задание №6. “Сложи букву”.

Логопед. Ребята, я предлагаю вам выложить букву Д из различного материала. (пуговицы, фасоль, наждачная бумага, паралон, камешки, вата) Хотите?

Дети выполняют задания.

Логопед. Умницы! Замечательно выполнили и это задание. Давайте оставим наши замечательные буквы, чтобы показать ребятам из группы. (слайд № 11 шары)А мы продолжим. Саша принеси следующий шарик с номером 4, и скажи, что мы будем делать дальше.

Ребёнок. Находить букву.

Задание №7. Корректурная проба “Найди букву”. (Индивидуальная работа)

Логопед. Обведите в кружок только букву Д. Я думаю что это задание от злого волшебника не вызовет у вас затруднений.

Выполняет каждый ребенок на индивидуальных карточках.

Логопед. Чтобы взять следующий шарик, мы должны убедиться в правильном выполнении этого задания. Логопед организует взаимопроверку правильности выполнения задания в парах.

Задание №8. Чтение слогов.

Логопед. Арина, что нам нужно сделать, для того, чтобы узнать, где наши друзья. Какой следующий знак на волшебном шарике?

Ответы детей. Прочитать и пропеть слоги.

Логопед. Прочитайте слоги на доске. А теперь давайте пропоём их.

Задание №9. Составление и анализ предложения. Фронтальная беседа.

Логопед. Ой, ребята, посмотрите, у нас остался последний шарик. Катя, где ещё вы видите такой символ? (подходят к столу) Вот какие-то буквы. Как же нам выбрать нужные? Посмотрите, какие они разные. Как можем их разделить?

Ответы детей. По цвету.

Логопед. Получились буквы шести цветов, значит, составим шесть слов. Арина, собери все розовые буквы. Саша, собери коричневые буквы. Катя, собери желтые буквы. Даша, собери черные буквы. Настя, собери зеленые буквы. Матвей собери синие буквы. Соедините буквы по порядку и прочитайте свое слово. Настя, прочитай слова еще раз. Составьте из этих слов предложение. Если составим предложение правильно, то узнаем где искать Дика и Дака.

Проверьте, правильно ли мы составили предложение (слайд №12 предложение?

Дети читают предложение: Дик и Дак ждут в сундуке.

Логопед. В сундуке? Ребята, а где же сундук? Я, кажется, догадываюсь. Может злой волшебник хочет, чтобы мы рассказали про это предложение. Давайте докажем ему, что нам всё по плечам.

-Сколько слов в предложении?

-Прочитайте первое слово, последнее.

-Почему слово “Дак” и “Дик” написано с заглавной буквы?

-Что стоит в конце нашего предложения?

-Как прочитаем это предложение, если в конце будет стоять знак вопроса? Знак восклицания (читают предложение с разной интонацией).

Логопед. Да что же мне мешает под столом? Ну-ка, посмотрим. Ребята, так это же наш сундук. Оказывается, он был так близко! Дети находят сундук, в котором спрятаны мышата.

Сюрпризный момент.

Логопед. (слайд № 13 мышата)Ребята, вы молодцы, вы поступили как настоящие друзья, освободили наших чудесных мышат. В знак благодарности они приготовили для вас волшебный напиток. Достает из сундучка сок.

3. Заключительная часть. Анализ и подведение итогов.

Логопед. И я желаю вам, друзья,

Делать добрые дела.

И дружить, и дорожить,

И добро друзьям дарить! (Колтун И. В.)

Логопед. Настя, прочитай, какие добрые дела достались ребятам. (Ребенок читает надпись на соке. ДАРИТЬ, ДРУЖИТЬ, ДОРОЖИТЬ).

Логопед. С какой буквы начинаются эти слова?

Логопед. Но это еще не все подарки. Дик и Дак дарят вам мультипликационный фильм про букву Д. Спешите в группу на просмотр (слайд №14 начало)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [ф, ф’]. Буква Ф» Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [ф, ф']. Буква Ф» для детей группы общеразвивающей направленности от 6-х до 8-ти лет Цель:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’] и буква Ф» Тема: Звуки Ф, Фь и буква Ф. Цель: Познакомить детей с глухими согласными звуками ф, ф’, буква Ф, ф. выделение заданного согласного звука.

Конспект ООД по обучению грамоте «Звуки [Х], [Х′]. Буква Х» «Звуки [х], [х]. Буква Х». Конспект ООД по обучению грамоте Образовательные задачи: Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой.

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л» Тема: «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л» Цель: Закрепить навык четкого произношения звука л в слогах, словах, фразах, познакомить с буквой Л. Задачи:.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква М. Звуки [М] — [М’]» Тема: «Буква М. Звуки [М] – [М’]» Цель: Знакомство с буквой М; правильное произношение и различение звуков [М] – [М’]. Задачи: - развитие.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте «Звук Ы». Конспект НОД. Цель: Познакомить детей с гласным звуком [Ы] и буквой «Ы». Упражнять детей выделять его среди других гласных звуков. Формировать.

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф» Цель: - познакомит детей со звуками Ф,Ф’, буквой Ф; - находить место звука в слове (в начале, середине или конце слова); - закреплять умения.

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т]-[т’] и буква Т» НОД Звуки «Т,Ть». Буква «Т» Цель: коррекционно – образовательные: - научить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков «Т»,.

Самоанализ непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте «Звуки [ф, ф’]. Буква Ф» Уважаемые коллеги, вашему вниманию была представлена непосредственная образовательная деятельность в группе общеразвивающей направленности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи «Звуки[ д-д’], буква Д»
Опубликовано: 8 октября 2017 в 18:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи «Звуки[ д-д’], буква Д»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Данько (УИ 835548) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД