Светлана Каратаева
Нейротренажеры как современный инструмент в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Нейротренажеры – устройства, стимулирующие работу мозга, улучшающие память и концентрацию внимания. Мозг детей очень пластичен. Чем раньше начинать занятия, тем лучше. Упражнения с нейротренажерами стимулируют гармоничное взаимодействие полушарий головного мозга, концентрации и устойчивости внимания; мелкой и общей моторики; координации движений; умения ориентироваться в пространстве; активизируют речь, внимание, память.
Цель нейротренажеров заключается в создании эффективных условий для развития и коррекции познавательных процессов дошкольников через стимулирование межполушарного взаимодействия.
Публикация «Нейротренажеры как современный инструмент в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Задачи:
• укрепление взаимодействия между полушариями;
• мозжечковая стимуляция мозга;
• снижение эмоционального напряжения;
• улучшение восприятия;
• расширение интеллектуальных возможностей.
Нейротренажеры подходят малышам с трёх лет. Но в особенности, они рекомендованы в работе с детьми, имеющими следующие проблемы в развитии:
• нарушение развития речи;
• заикание;
• гиперактивность;
• повышенная тревожность;
• и другие нарушения в работе центральной нервной системы.
•
Нейротренажеры – это совместные разработки нейропсихологов, кинезиологов и логопедов, направленные на развитие интеллекта, и воздействующие через тело на мозг. Нейротренажеры помогают расширить возможные границы головного мозга. Большинство упражнений ориентированы на развития физических и психофизиологических качеств, на сохранения здоровья и профилактику отклонений их развития. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы.
При выполнении заданий на нейротренажерах в организме наступают положительные структурные изменения. Когда ребёнок, выполняет нейроупражнения на нейротренажерах, он получает активную тактильную, вестибулярную и проприоцептивную стимуляцию.
Нейротренажеры делятся на три основные группы:
1. Нейровосьмерки;
2. Балансиры;
3. Лабиринты (межполушарные доски).
Нейротренажер «Умная восьмёрка»
Нейротренажёр «Умная восьмёрка» представляет собой деревянное пособие в виде цифры «восемь» с углублениями для выполнения заданий – катания шарика. При выполнении этих упражнений происходит снятие общего напряжения организма, развитие координации движений, стимулирование работы периферического зрения, повышение концентрации внимания.
Нейротренажер активно применяется для развития моторики, координации, пространственного восприятия и способности удерживать внимание продолжительное время, а также межполушарного взаимодействия. Игра на тренажёре требует повышенной зрительной концентрации, прикладывания усилий для того, чтобы шарик двигался по траектории, не останавливался и не падал. Именно поэтому, за счёт сконцентрированного внимания у ребёнка развиваются наружные глазные мышцы и произвольное движение глаз. В результате работы с ним значительно улучшаются восприятие, внимание, память, мышление, необходимые для успешного обучения, снижается эмоциональное и физическое напряжение.
Нейротренажер «Межполушарный лабиринт»
Межполушарный лабиринт – игровой тренажёр, для формирования межполушарного взаимодействия, которое важно для гармоничного развития интеллектуальных способностей каждого ребёнка.
Такая нейроигрушка представляет собой деревянную дощечку, на которой вырезан лабиринт в виде спирали или квадрата. Именно для развития и создания новых нейронных связей, специалистами был придуман межполушарный лабиринт. Задача занимающегося - одновременно двумя руками водить бегунки по лабиринту, согласно заданиям.
Занятия с межполушарным лабиринтом рекомендованы детям с 3-х лет. Сначала ребёнок пробует работать с лабиринтом одной рукой, передвигать бегунок. Сложность упражнений постепенно увеличивается.
Занятие на межполушарном лабиринте способствуют:
- созданию новых нейронных связей и синхронизации полушарии;
-скорости письма и чтения;
- повышению концентрации внимания, усидчивости;
-развитию образного и креативного мышления;
- зрительно-моторной координации;
-развитию мелкой моторики.
Нейротренажер «Бильгоу»
Мозжечковая стимуляция на доске Бильгоу помогает синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции, а также развить зрительно-моторное взаимодействие и координацию.
Занятия повышают частичную пластичность мозга, происходит заполнение пробелов, возмещающих недостатки в функциональности структуры поведения.
При балансировании на доске провоцируется положительная нагрузка работы спинного мозга. Комплекс упражнений на мышцы ног, спины, рук оказывает сильный эффект на мозжечок, что делает спокойнее ребенка.
После занятий на доске заметно улучшается настроение, полезная активность, появляется любознательность и концентрация.
Программа мозжечковой стимуляции показана детям при следующих состояниях:
• Гиперактивность,
• Нарушение внимания,
• Несовершенство работы вестибулярного аппарата,
• Нарушения осанки,
• Проблемы с обучаемостью,
• Поведенческие нарушения,
• Отставания в развитии моторики и координации
• Нарушении устной и письменной речи,
• Дисграфия, дислексия,
• Нарушениями аутического спектра и др.
Метод мозжечковой стимуляции значительно увеличивает эффективность любых коррекционных занятий с логопедом, дефектологом, детским психологом. Комплекс занятий на тренажере нормализует и стимулирует работу ствола мозга и мозжечка.
Систематическое применение нейротренажеров оказывает положительное влияние на эффективность коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.
Помимо развития речи, у дошкольников развивается интеллект, улучшается общее состояние физического здоровья, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю.