Елена Ретунская
Навыки эффективного чтения младших школьников. Активное чтение
▼ Скачать + Заказать документы
Навыки эффективного чтения младших школьников. Активное чтение.
Большинство людей читают пассивно. Читая книгу, они надеются, что информация запрыгнет им в голову и провозгласит: «Выучи меня!». Это чудесно, если вы читаете только для развлечения, но что делать, если ваше чтение предназначено для каких-то особых целей? Для быстрого чтения требуется активное чтение. Это значит, что вместо того, чтобы снисходительно принимать информацию, которая надолго не задерживается в вашей голове, вы должны стать любознательным хищником. Перед тем, как начать читать, организуйте своё мышление, поставив перед ним вопрос, что вы же надеетесь извлечь из последующего сеанса чтения. Даже если вы на 100% знаете, что вам нужно выучить, это организационное упражнение поможет вашему мозгу быстрее заметить соответствующие детали в тексте. Если вы нашли что-то интересное, остановитесь, чтобы подумать, или даже отметьте эту информацию в книге. Активное чтение также подразумевает, что вы будете останавливаться, чтобы обдумать то, что вы прочитали. Остановка для обдумывания не очень похожа на тактику для быстрого чтения. И она ею не является, но это – тактика осознанного чтения, которой должен владеть каждый.
Публикация «Навыки эффективного чтения младших школьников, Активное чтение» размещена в разделах
Помимо ежедневного чтения знакомых и любимых книг необходимо еще и так называемое активное чтение. Это чтение, во время которого ребенок не только слышит знакомый ему текст, ваш голос, рассматривает картинки, но и усваивает новую информацию. Это новая для ребенка книжка с новым сюжетом, соответствующая возрасту малыша по объему, так как это чтение не может занимать больше 5-10 минут. Читать ее нужно очень медленно, выразительно, параллельно рассматривая картинку, поясняя новые слова, показывая на картинке незнакомые предметы. Если есть такая возможность или необходимость (для детей гиперактивных) — возьмите в руку игрушку, соответствующую содержанию книги. То есть читая сказку "Колобок", вы берете в руки колобка, и он "переворачивает" странички книжки. Для всех детей полезнее заниматься активным чтением в первой половине дня, а для детей эмоциональных, активно реагирующих на сюжет, это строгое правило. Для лучшего освоения прочитанного во второй половине дня можно вернуться к прочитанной утром книжке. Еще одно важное дополнение — сначала вы читаете соответствующую книжку, а уже потом смотрите мультфильм, а не наоборот. Только таким образом мы можем совместить процесс познания с чтением книги и сделать это привычкой. После первого прочтения эта книжка переходит в разряд известных, и ее вам ребенок приносит почитать наряду с другими. С определенного возраста, для всех очень индивидуального, обычно с 2-3 лет, сюжетная линия может быть длиннее, чем 5-10-минутное чтение, и первое прочтение книги может разбиться на несколько раз. В этом случае начать чтение следующей части (главы) надо либо с перечитывания уже прочитанного, либо с краткого пересказа или вспоминания по картинкам, либо с обсуждения того, что малыш запомнил. Книжки "не на один раз" встречаются двух видов: либо это книга, просто разбитая на главы, со сквозным сюжетом; либо это один (два-три) главный герой и короткие рассказы о его приключениях, не связанные между собой единой сюжетной линией. Отвечая на ваши вопросы, ребенок не только развивает долговременную память, но также учится азам пересказа, монологовой речи, аргументированному ответу на вопрос.
При обучении важен навык чтения, т. е. усвоить то, что читаешь и не спутать все мысли в голове. При чтении технического характера учащиеся должны уметь применять навыки критического мышления. Это отличается от того, когда вы просто пассивно читаете что-то для развлечения, в котором история разворачивается как в кино. При правильном применении активных навыков чтения будет лучше вспомнить информацию и применить, которую читали. Предварительный просмотр: внутреннее интервью о материале.
o Подсчитать количество страниц.
o Посмотреть фото и подписи.
Это первый шаг к пониманию – обзор текста.
Обзор: собираем информацию, необходимую, чтобы сосредоточиться и формулировать цель.
1). Цель для чтения.
2). Сделать прогнозы о содержании.
3). Вдумчиво прочитать заголовок.
4). Прочитать название картинок.
5) Прочитать введение, выбрать основные моменты.
Чтение текста :
Помогает уму активизироваться и концентрироваться.
1) Коллективное обсуждение вопросов, на которые вы бы ожидали найти ответы в тексте.
2) Вопросы о структуре: изменение заголовков.
3) Как бы перефразировали содержание, если описывали его кому-то.
4) Каковы основные понятия, идеи. Что автор пытается сказать?
5) Понятны ли все слова и понятия?
Приемы активного чтения :
1. Установить реалистические цели для количества времени и числа страниц, которые будут прочитаны.
2. Разделить главу на маленькие разделы.
3. Задать вопросы перед каждой главой и затем определить местонахождение ответа в тексте.
4. Делать перерывы.
5. Думать, интерпретировать и анализировать.
6. Выполнить древовидные схемы.
Таким образом, активное чтение включает определенные навыки критического мышления и представляет собой внутреннее интервью с собой о материале.