Фавзана Аюпова
«Чтение без принуждения». Игры для закрепления первоначальных навыков чтения
▼ Скачать + Заказать документы
"Чтение без принуждения"
И
Игры для закрепления первоначальных навыков чтения.
Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Как писала в предыдущей публикации, на родительской конференции, посвященной игровой деятельности, выступила c сообщением об играх для закрепления первоначальных навыков чтения. Вашему вниманию предлагаю это выступление. Надеюсь, что при обучении чтению старших дошкольников они вам пригодятся.
Публикация «„Чтение без принуждения“, Игры для закрепления первоначальных навыков чтения» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2015
В подготовительной группе практически все дети читают. Кто - то довольно хорошо, есть слитно и бегло читающие, но многие читают слоги и короткие слова. Но у них все волевые усилия уходят на то, чтобы прочесть слово из 4 - 5 букв и короткое предложение, но смысл слова и предложения тут же теряется, так как все внимание поглощено процессом соединения звуков. Переход от чтения слов к чтению текста должен быть подготовлен. Здесь нам снова помогут игры - с их помощью ребёнок одолеет технические сложности чтения. Читательскую мотивацию заменит мотивация игровая.
"Помоги Мишутке"
. У Мишуткиной бабушки - день рождения. Мишутка хочет ей подарить любимое варенье бабушки - малиновое. Но на полке много банок, они подписаны, но Мишутка не умеет читать. Помогите ему найти малиновое варенье. А теперь ему нужно бежать на почту и отправить поздравительную открытку. (С Новым годом! С днём Победы! С новосельем) Помоги Мишутке выбрать открытку.
"Переставь вывески"
Над нашим городом пролетел сильный ветер и сорвал с магазинов и зданий и поменял их местами. Помоги жителям вернуть вывески на свои места. Чтобы привести все в порядок, детям необходимо не только прочитать вывести, но и дописать недостающие.
h3]"Дом для черепахи"[/h3].Черепашка Клара решила найти себе дом и дала в газету объявление: "Ищу дом - крепкий, надёжный, уютный и небольшой., чтобы можно было носить с собой". Кларе пришло много писем, помоги их прочесть и посоветуй, что лучше выбрать: "Дупло", "Берлога", "Гнездо", "Норка", "Улей, "Болото" и наконец, "Панцирь".
"Накорми зверей".
У детей картинки с изображением животных и птиц. которых они будут "кормить". На столе карточки с названиями кушаний. Карточки перевёрнуты, дети по очереди открывают и читают названия. Кому что предложить.
"Перевод с вороньего"
. Ворона все слова называет словом "кар". надо им дать человечьи названия. т. е. ребёнок должен дополнить, дописать слова, которые начинаются на "кар"- картина, карандаш, карлик, карусель.
Аналогично можно играть "Перевод с козьего" (слова на "МЕ", "Перевод с гусиного" - слова на "га")
"Какая буква заблудилась"
или "Бюро находок" - детям предлагаются картинки - слова с ошибками. Игра помогает читая, задумываться о значении слова и исправить ошибки.
"Кто больше слов составит?"
Дети должны соединить слова первого и второго столбиков, чтобы они образовывали осмысленные слова. Если играющих несколько, можно посоревноваться.
"Найди слово по половинке"
Ребенок читает слово по его верхней или нижней половине, затем находит вторую половину, соединяет и проверяет правильность выполнения задания.
"Найди меня"
К предметным картинкам необходимо подобрать надписи.
Если предыдущие игры делали трудный процесс чтения увлекательным, то следующие игры сочетают задачи обучения грамоте с другими задачами подготовки к школе.
Игра "
Проведи границу"
. На листе бумаги разбросаны различные слова, подданные двух стран, например, живого и неживого мира, животные дикие и домашние и т. д. Ребёнку нужно провести границу между 2 мя странами так, чтобы ни одно слово не осталось на чужой территории. Здесь важно не только умение читать, но умение рассуждать и размышлять: речка живая или нет, она движется, а дерево, оно стоит на месте, живое или нет?
Игра
"Варим щи"
. В кастрюле слова - карточки со словами. Ребёнок - повар с помощью "ножа - карандаша" "отрезает" - вычеркивает во всех предложенных словах слог - "ЩИ". Делать надо быстро, чтобы щи не убежали и чтобы в кастрюлю не попало ничего лишнего. "Лишними " в этой игре будут "свёкла", "капуста", "морковь", а в кастрюлю попадут "ящик". "дрессировщик", "щит".
Игра
"Четвёртый лишний"
тренирует не только в чтении и в логическом рассуждении. Слова можно написать на листочках а мы играем в эту игру на компьютере. Предлагаются 4 слова, 3 слова можно объединить, а одно не подходит, если ребёнок сумел объяснить, почему лишнее, он щелкает мышью, и "лишнее" слово исчезает. Слова можно сравнивать как по значению, смыслу, так и по написанию (сравнивать по количеству слогов, наличию букв, звучанию и т. д.)
Играя в эти игры, развивающие навыки чтения, мы, конечно, не забываем об играх со звуками и звуковыми моделями.
Вы их видите на слайде. Почему это так важно? Потому что- эта основа грамотного письма.
Мне очень коротко хочется остановиться об универсальном и уникальном по своим возможностям для ориентировки в звуковой системе языка, пособии - планшетах
"Логико - малыш"
.
Принцип работы таков. Есть рамочки с разноцветными фишками и наборы карточек. Их много по разным образовательным областям ("Окружающий мир"., "Математика", "Сенсорика"). Я использую 2 набора
"Поймай слог", "Поймай звук"
. Карточки вставляется в рамочку и по принципу "Найди пару", соединяем большие и маленькие картинки с помощью цветных кружков по одинаковому первому звуку, последнему звуку, твёрдой и мягкой паре, звонкой и глухой паре и т. д.
Ценность пособия ещё и в том, что она дает возможность самоконтроля. Перевернув карточку и вставив снова в рамку, проверяем, совпали ли цвета фишек и со цветами на карточке. Если у вас будет такая возможность, я настоятельно рекомендую приобрести их.
Предложенные игры направлены на обучение грамоте, органически вплетаются и другие задачи подготовки к школе: тренируются внимание и память, развивается речь и мышление, воспитывается вкус к интеллектуальным играм. Что особенно важно для качественной подготовки к школе.