Эльмира Искалиева
Научно-исследовательская работа «Духовное становление личности на основе театрального искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Публикация «Научно-исследовательская работа „Духовное становление личности на основе театрального искусства“» размещена в разделах
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.
Каждый человек, не замечая того, за свою жизнь многократно вынужден выполнять актерские функции. Маленький ребенок, охотно демонстрирует, как выглядят гуси-лебеди, разводя в стороны руки и помахивая ими, как передвигается неуклюжий косолапый медведь или резвый скачущий зайчик. При этом начинающий «актер», как правило, испытывает видимое удовольствие от своих действий. Да и позднее, вырастая, в повседневной жизни каждый из нас вынужден сотни раз перевоплощаться, выступая в роли участника какой-либо семейной игры, выполняя реальные действия продавца, учителя, посетителя больницы и т. д.
Постигая технику актерской работы, ребенок знакомится с основами разных видов театральной деятельности – тренингами сценического движения, упражнениями по правильному дыханию, дикции и артикуляции, приемами постижения нужного художественного образа. Таким образом, театральная художественно-эстетическая деятельность является одним из основных средств развития личности ребенка : его интеллектуальных качеств, речи и памяти, эмоциональной отзывчивости.
Во время театральных занятий младшие школьники знакомятся с важнейшими эстетическими категориями, в первую очередь прекрасного и безобразного, так как, разыгрывая роли в постановках, они должны передавать чувства, изображать поступки и поведение разных героев – добрых и злых, хороших и плохих.
В связи с этим руководителям театральных коллективов, приходится решать и задачи этического плана, которые возникают на разных стадиях занятий с детьми. Это является причиной того, что данная проблема на сегодняшний день является актуальной.
Цель работы : выявление и определение педагогических возможностей театрального искусства в формировании духовных, нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс духовного становления личности на основе театрального искусства.
Предмет исследования – школьная театральная педагогика.
Гипотеза исследования заключается в следующем: театральное искусство может влиять на процесс формирования духовных, нравственных и эстетических ценностей у детей младшего школьного возраста и может быть эффективным, если будет учитываться принцип единства художественного и общего психологического развития детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования :
1. рассмотреть особенности психологического развития детей младшего школьного возраста;
2. изучить специфику формирования нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста;
3. исследовать педагогические принципы театральной педагогики;
4. рассмотреть этапы работы занятий.
Практическая значимость работы заключается в возможности практического использования материала для подготовки и проведения мероприятий в семейном кругу, в работе детских творческих коллективов на базе школ, а также в учреждениях культуры.
Глава 1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ДЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
1.1 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.
Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.
Во-вторых, существенные изменения происходят в психической сфере ребенка. Если для начальных стадий рассматриваемого возрастного периода характерно доминирование наглядно-действенного мышления, то в дальнейшем у ребенка происходит формирование абстрактно-логического мышления. Под влиянием выполняемой ребенком деятельности изменяется характер функционирования его памяти. Основным видом памяти у ребенка становится произвольная память.
Существенные изменения происходят в развитии речи ребенка и других психических процессах. Для изучения данного процесса следует рассмотреть основные понятия связанные с ним.
Познавательная деятельность - сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.
Наглядно-действенное мышление - особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.
Абстрактно-логическое мышление - особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании понятий и логических конструкций.
Произвольная память - психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий.
1.2 СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сущность системы нравственного воспитания заключается в том, что в центре находится личность и индивидуальность ребенка, совершающая долгий и сложный путь внутреннего содержательного художественно-эстетического и нравственного становления. Нравственное и эстетическое воспитание должно осуществляться целенаправленно и организованно в структуре учреждений просвещения.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении- везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное побуждает к борьбе за справедливость. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Начало 3-го тысячелетия ознаменовано экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном состоянии людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Следствием (или причиной) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом. Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество.
Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В силу специфики своей работы, с проблемами семьи и общества сталкивается педагог. Первое знакомство - с ребёнком, второе - с его семьёй. И здесь практика показывает, что, как это ни парадоксально, обнаружилась такая закономерность: родители должны правильно воспитывать своих детей, но так как они этого не умеют или не хотят делать, педагогу приходится учить родителей. Их необходимо вооружить психологическими и педагогическими знаниями, указать способы нравственного воспитания детей в семье. Вот здесь и начинается взаимодействия двух главных субъектов системы образования: Учителя и Ученика. В этот момент необходимо обратить особое внимание на творческое развитие детей.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело - задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
Задача дополнительного образования - выявить и развить творческие способности в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности - это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
Глава 2. ВОЗМОЖНОСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Театральная педагогика занимает особое место в учебном процессе. Эффективность применения театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя обусловлена тем, что:
1. Вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира. Именно их в первую очередь посредством игры исследует театр. В силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии, как с учениками, так и с коллегами.
2. Профессия учителя имеет много общего с профессиями актера и режиссера. Публичность - специфика педагогической и актерской профессиональной ситуации. Как актер, так и учитель воздействует на чувства и ум зрителей - учеников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм учителя, как и актера, могут обеспечить ему успех. Как режиссер в процессе репетиций, так и учитель на уроке должны обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на актеров или учеников. Учителю необходимо простроить логику учебного процесса так, чтобы он был воспринят и понят учениками. Режиссер также выстраивает драматургическую логику будущего спектакля.
В последнее время проблема использования методов театральной педагогики становится актуальной для теории и практики образования. В современной педагогике возможности школьного театра трудно переоценить. Школьный театр способствует решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; «приучение выступать перед обществом в качестве ораторов». «Школьный театр – театр пользы и дела и только попутно с этим - театр удовольствия и развлечения».
Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.
Наиболее распространенная форма существования театра в современной школе - драматический кружок: в нем участвуют талантливые, интересующиеся театром дети. Его репертуар произволен и диктуется вкусом руководителя. Будучи интересной и полезной формой внеклассной работы драматический кружок ограничен в своих возможностях и не оказывает существенного влияния на организацию учебно-воспитательной работы в целом.
Цель театральной педагогики - раскрепощение психофизического аппарата ученика-актера. Театральные педагоги выстраивают систему взаимоотношений таким образом, чтобы организовать максимальные условия для создания предельно свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы.
Что же включает в себя термин «школьная театральная педагогика»? Являясь частью театральной педагогики и существуя по ее законам, она преследует иные цели. Если целью театральной педагогики является профессиональная подготовка актеров и режиссеров, то школьная театральная педагогика говорит о воспитании личности ученика средствами театрального искусства.
Воспитание школьников начальных классов нуждается в театре как источнике духовного обогащения, требует систематического и последовательного накопления опыта театральных впечатлений, опыта их осмысления.
Таким образом, использование театрального искусства в системе эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы должно строиться с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Идет ли речь о требованиях к художественному вкусу, эстетическим суждениям, нравственно-эстетическому идеалу, который должен быть свойствен младшему школьнику, подростку, юноше, или о характере, жанрах и критериях оценки творческой, в том числе художественно-творческой, деятельности, - каждый раз оптимальное требование и решение проблемы должно быть соотнесено с возрастными возможностями ребенка.
2.2 ЭТАПЫ РАБОТЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Работа нашей театральной студии «Колобок» показала, что театральные занятия требуют от детей определенных усилий, особенно на начальном этапе, когда участники коллектива начинают постигать азы актерских тренингов. И не всегда первые шаги бывают успешными. Так, при тренинге дикции, во время многократных повторений скороговорок у детей нередко встречаются оговорки, неправильное произношение, которые вызывают непроизвольную реакцию у товарищей – смех. Конечно, когда такая реакция возникает один раз, ее можно погасить. Но если подобная реакция становится нормой поведения, то с ней необходимо бороться, прививая детям правильные этические нормы.
Первоначальный этап работы в нашей студии – знакомство со сказкой. В процессе знакомства со сказкой, дети не только обращаются к ее сюжету, но и обсуждают особенности персонажей: кто из них является положительным или отрицательным и почему, как они должны выглядеть, какая у них походка, как они разговаривают, в чем особенно ярко проявляются особенности их характера, какая музыка может соответствовать каждому из них, в чем заключена мораль сказки?
Второй этап – распределение ролей и работа над их освоением – предполагает индивидуальную работу с каждым участником для определения основного круга задач, которые необходимо решить для вхождения в мир персонажа. На этом этапе каждому ребенку предлагается на основании текста сказки подумать и предложить собственные варианты интерпретации роли. Эти варианты, конечно, затем корректируются, но стимулирование самостоятельного творческого поиска оказывается чрезвычайно плодотворным даже в том случае, когда юным артистам не более 9-10 лет. Они не только активно включаются в работу, но и начинают отождествляться с ролью, придумывают походку, грим, характерные черточки, иногда чрезвычайно забавные. Так, начинается освоение первых навыков актерского мастерства, идет работа над выразительностью речи и жеста, над пластикой, движением, свободным освоением сценического пространства. Одновременно идет работа над освоением вокальных и танцевальных номеров. Рассмотрим некоторые этические нормы на этапе распределения ролей в преддверии работы над выбранной пьесой. При распределении ролей в различных сказках иногда сразу несколько детей высказывают желания выступить в главных ролях и эпизодах. В подобном случае идет разъяснение участникам кружка, что в спектакле все роли важны, потому что успех постановки зависит от того, насколько согласованно действуют все исполнители, независимо от величины их ролей. Всегда напоминаю им поговорку «Не бывает маленьких ролей, есть маленькие актеры».
Третий этап – совместная подготовка костюмов и декораций – также чрезвычайно важен, так как необыкновенно сплачивает коллектив в общей работе, учит скрупулезно и тщательно выполнять свои обязанности во имя общего дела. Это подготовка к заключительному этапу работы, требующему от детей сформированной способности к творческому взаимодействию во время репетиций, в процессе которых и рождается целостное художественное произведение – детский спектакль.
Наша совместная работа показала, что создание детского спектакля – это вовлечение ребенка в театральной форме в процесс постижения окружающего мира, наполнение этого мира личностным смыслом, что оказывает значительное влияние на развитие и музыкальных, и общих способностей, стимулирует познавательный интерес и познавательную активность, является залогом успеха в повседневной учебной работе.
Проработав с детьми еще только год, я могу констатировать, что дети стали другими: научились работать в коллективе; подчиняться общим правилам; стали развиваться речевые и творческие способности, внимание и память. Таким образом, осуществление театрального воспитания ребенка - активный процесс художественного творчества, игры, в которой он постигает окружающий мир и свое место в нем. Игра превращается не только в ступень, на которой возникает готовность к учебной деятельности, но и в стартовую площадку для выбора собственного пути в окружающем мире. А это свидетельствует о начавшемся процессе духовного становления личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание детей – ответственное, серьезное, нелегкое и творческое дело. Поэтому всякий, кто принимается за него, встает перед вопросом «как» : как заговорить с детьми, как их занять, как успокоить и как развеселить, как объяснить, чтобы поняли, и как сказать, чтобы поверили?
В своем исследовании я хотела ответить на эти вопросы. И пришла к выводу, что в жизни существует взаимодействие детей и педагогов, а также противодействие и сопротивление им. Сознание ребенка формируется постепенно, в процессе жизни и, прежде всего, средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия на сознание и привычное поведение путем целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни. Надо учитывать содействие самих детей, когда они преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей. Поэтому педагогам необходимо знание школьной театральной педагогики. Учет возрастных особенностей, личностных характеристик, возможностей воспитанников – это общие исходные положения.
Исследования, проведенные в моей работе, подтверждают выдвинутую гипотезу, что театральное искусство может влиять на процесс формирования духовных, нравственных и эстетических ценностей у детей младшего школьного возраста и может быть эффективным, если будет учитываться принцип единства художественного и общего психологического развития детей младшего школьного возраста.
Театральная педагогика наряду с задачами эстетического и нравственного формирования личности играет важную роль в становлении отношения детей к миру, их убеждений и мировоззрения. Ни одно искусство не входит в жизнь ребенка так радостно, так волнующе и празднично. Немногие искусства способны произвести сразу такое сильное впечатление, как театр. Он приносит радость соучастия сотворчества, радость непосредственного приобщения к прекрасному и познания нового. Именно с театром бывают часто связаны самые яркие и светлые впечатления детства.