Данилкова Ирина
Опыт работы педагога-психолога по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Митичева Татьяна Ивановна,
к. п. н., доцент,
кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования,
психолого-педагогический факультет
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», Арзамасский филиал
г. Арзамас, РФ
Miticheva Tatyana Ivanovna,
Ph.D., Associate Professor,
Department of General Education and Vocational Education Pedagogy,
Faculty of Psychology and Education
Публикация «Опыт работы педагога-психолога по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Работа психолога в ДОУ
- Старшая группа
- Темочки
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "National Research Nizhny Novgorod State University. NI Lobachevsky "Arzamas branch
Arzamas, Russian Federation
Рассмехина Ирина Игоревна,
магистрант 3 курса заочной формы обучения,
направление «Психолого-педагогическое образование» (магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования»)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», Арзамасский филиал
г. Арзамас, РФ
Rassmekhina Irina Igorevna,
undergraduate 3 courses of extramural studies,
Psychology and Pedagogical Education direction (master program "Psychology and Pedagogical Maintenance of Preschool Education")
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "National Research Nizhny Novgorod State University. NI Lobachevsky "Arzamas branch
Arzamas, Russian Federation
ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №1» Г. АРЗАМАСА)
EXPERIENCE OF THE PEDAGOGUE-PSYCHOLOGIST ON THE PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE (ON THE EXAMPLE OF "KINDERGARTEN №1" ARZAMAS)
Аннотация: в данной статье рассматриваются этапы воспитания патриотизма в детях дошкольного возраста на примере МБДОУ «Детский сад № 1, г. Арзамас, по опыту работы педагога-психолога.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание детей, детский сад, дошкольный возраст.
Summary : This article examines the stages of education of patriotism in preschool children on the example of the "Kindergarten No. 1, Arzamas", based on the experience of the work of a psychology teacher.
Keywords : patriotism, patriotic education of children, kindergarten, preschool age.
В условиях современных реалий вопрос патриотического воспитания детей рассматривается как одно из приоритетных направлений по формированию патриотических чувств. В. В. Путин в своем выступлении отмечал, что «…мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм»[1].
Проблемой патриотического воспитания детей за последние годы занимались следующие известные авторы: Е. А. Артемихина, Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, Н. Н. Леонова, Неточаева, Н. Н. Матросова, И. В. Савицкене и др. [5,6,7,8,9].
В работах Т. Н. Дороновой отчетливо прослеживается идея формирования патриотических качеств, но понятие «формирование патриотизма» не используется; в исследовании С. Н. Николаевой формирование патриотических качеств рассматривается в русле экологического воспитания; Т. С. Комарова, Т. А. Ротанова, В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А Ноткина, O.JI. Князева, М. Д. Маханева, Е. В. Пчелинцева, JI. E. Никонова, Е. И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи Л. К. Ладутько и Т. А. Куликова предлагают одно из решений проблемы формирования патриотических качеств детей-дошкольников через познание Родины-России.
Вывод о том, что знания о своем родном городе, области, стране, её истории, культуре, труде людей её населяющих, является важным условием воспитания патриотических качеств, содержится в экспериментальных исследованиях Л. Беляевой, И. Ч. Красовской, К. В. Назаренко, Л. Е. Никоновой, Э. К. Сусловой. Многие авторы (А. А. Анциферова, З. И. Беляева, Н. Ф. Виноградова, С. Г. Журат, Г. А. Карбышева, С. А. Козлова, Р. Ш. Халикова, отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей.
Кроме того, в методических рекомендациях «Воспитание чувств патриотизма у дошкольников» написала Ермакова Т. В. [4] пишет, что патриотическое воспитание – это «…один из факторов формирования и развития человека-патриота, гражданина своей Родины, личности с высокими патриотическими убеждениями, чувствами и активными действиями во имя процветания России, защиты ее государственных интересов, психологической готовности и профессиональной способности защищать интересы Родины».
Основой в области патриотического воспитания выступают следующие нормативно-правовые документы:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».
- Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
В последние годы была принята к реализации государственная программа «Патриотической воспитание граждан Российской Федерации», которая нацелена на увеличение социального статуса патриотического обучения в организациях абсолютно всех степеней - от детского сада до высшего учебного заведения, эволюцию содержания и структуры образовательного процесса на основе компиляции традиций народа и современного опыта.
Утвержденная программа патриотического воспитания переориентирует на внедрение в процесс воспитания совершенно новых подходов к процессу обучения и воспитания личности.
Наряду с этим, в системе образования разработаны и внедрены Федеральные государственные образовательные стандарты, которые также, опираясь на требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире [2].
Воспитывать патриотические чувства необходимо с самого раннего дошкольного возраста, потому что в этот момент у ребенка закладываются основы уважения к социальному окружению, понимания свободного выбора личности, а также формируются задатки гражданственности. В каждой перечисленной области ФГОС дошкольного образования выделяются основные блоки реализации данного направления воспитания, которые базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и конкретно предусматривает соблюдение принципа согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными сферами:
В частности, область «Социально-коммуникативного развития» ФГОС дошкольного образования содержит виды деятельности, которые помогут сформировать чувства сопричастности с жизнью страны, заботы о малой родине, бережного отношения к природе, отзывчивости по отношению к родным и близким, друзьям, заложит практические навыки поведения в рамках правовой культуры гражданского согласия.
Другая образовательная сфера «Познание» ФГОС дошкольного образования нацелена на расширение кругозора, получение знаний об истории Отечества, представлений о художественной, этнической и политической культуре, становление гуманного отношения ко всем народам России в духе интернационализма, формирование духовных ценностей и веротерпимости. Благодаря этой области программы патриотическое сознание будущего гражданина будет подкреплено глубокими знаниями, следовательно, его гражданская позиция и активное, ответственное поведение в обществе получат дополнительный мотивационный стимул.
Область «Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир родной речи, художественной литературы о легендарных героях и исконных традициях, богатстве родной природы, познакомит с уникальными фактами из жизни страны, раздвинув ограниченные рамки рекомендованных министерством учебных пособий.
И наконец, сфера «Физическое развитие» поможет решить задачи по становлению здорового образа жизни, сформировать глубокое внутреннее понимание его значимости в судьбе каждого человека, следовательно, судьбы всей страны, поскольку не может быть будущего у государства без здорового человеческого потенциала.
Программа патриотического воспитания для дошкольных образовательных организаций предусматривает знакомство воспитанников с природными просторами Отечества, многообразием народов и традиций, славным историческим прошлым и героическими личностями. И всё же главным, пожалуй, будет воспитание у дошкольников искренней, без излишнего пафоса любви к своей семье, друзьям, детскому саду, родному уголку природы или городу. Формирование таких чувств станет первым, самым важным шагом на пути воспитания личности, для которой высокие слова о любви к своей родине будут не пустыми банальными фразами, а наполнятся подлинным смыслом.
Нами в данной статье представлен опыт работы специалистов, педагогов МБОУ «Детский сад №1» г. Арзамаса по реализации программы патриотического воспитания дошкольников. Большую работу в этом направлении проводит педагог-психолог совместно с педагогами, детьми и их родителями.
В ходе занятий с дошкольниками педагог-психолог, воспитатель рассказывает детям, что патриотизм начинается с любви к матери. И для того чтобы дети приняли данный тезис, в детском саду проводятся такие мероприятия как: «День матери», «Женский день – 8 марта», дети с воспитателями и педагогом-психологом делают подарки, открытки для мам, приглашения на праздник, оформляют фото – стенды, делают выставки посвященные Дню Матери.
Важным моментом в воспитании любви к Родине у воспитанников детского сада, является формирование добросердечного отношения к ветеранам и воинам. В рамках данной работы проходят мероприятия, посвященные различным памятным датам, историческим военным событиям. Например, в работе с детьми проводились следующие мероприятия: «Оборона Севастополя», где с детьми изучалась данная тематика на основании известных произведений искусства; занятие в форме беседы «Бронзовый солдат» о памятниках воинам – освободителям, «Города - герои», «Дети и война»; занятие по ознакомлению с произведениями художественной литературы о войне; организация выставки рисунков.
Важное значение играет в данном направлении работы проводимые мероприятия, посвященные 23 февраля, Дню Победы, День неизвестного солдата и др., на которые приглашаются Ветераны войны и трудового фронта, воины – афганцы, солдаты срочной службы. Эти мероприятия помогают воспитать у детей патриотические качества, чувство сопричастности к Родине, любви к ней. В рамках этой работы также проводятся различные акции (например, «Подарок солдату», дети принимают участие в праздничном шествии к мемориалу «Вечный огонь».
Для воспитания патриотических чувств к своей малой Родине с дошкольниками проводятся экскурсии, где они знакомятся с достопримечательностями города, его историей, а также известными жителями Арзамаса. Эти мероприятия направлены на воспитание любви к родным местам, к своей малой Родине [2].
Воспитанники детского сада № 1 г. Арзамаса регулярно посещают краеведческий музей, во время бесед с воспитателем они активно обсуждают произведения краеведческого характера, а также литературу, написанную известным жителем города – А. П. Гайдаром.
Часто дошкольники становятся активными участниками мероприятий, выставок народного творчества, организованных народными мастерами города на базе Центральной городской библиотеки.
Важным в осуществлении патриотического воспитания является посещение выставок народных мастеров, проходящих в городской библиотеке. Картины с видами города, украшения из кожи, меха и шерсти, а также все возможные поделки различных видов декоративно-прикладного творчества вызывают у детей бурю положительных эмоций.
В рамках мероприятий направленных на развитие любви к своему городу, проводятся занятия по рисованию, в течении которых, дети, визуализируют свои наблюдения, и мысли, о месте, где они живут. После чего, их рисунки собираются в одну выставку - «Моя малая Родина». Так же в старших группах организованы уголки с символами государства, портретом президента и фотографиями города, его достопримечательностей.
Кроме того, в своей работе педагог-психолог «Детского сада №1 г. Арзамаса» активно использует устное народное творчество, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В беседах с детьми используются пословицы и поговорки, объясняется при этом их смысл и значение, а также изучаются их исторические корни возникновения. На занятиях воспитанники детского сада изучают сказки и былины, которые рассматривают различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Воспитание любви к родному городу, месту, где ты родился и живешь, играет огромную роль в воспитании патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Экскурсии, в ходе которых дети знакомятся с достопримечательностями города, его прошлым и настоящим, знаменитыми людьми вызывают у воспитанников одобрение и чувство стремления и желания изобразить то, о чем узнал и увидел.
Поэтому, такая работа продолжается и в образовательной деятельности – рисовании, рассказала нам педагог-психолог «Детского сада №1 г. Арзамаса». Рисунки позволяют создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях и заставляют задуматься над отношением к окружающему нас миру. В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении художественной литературы, рассматривании открыток, фотографий, педагоги очень стараются воспитать интерес к прошлым и сегодняшним событиям города.
Таким образом, представленный нами опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников подтверждает то, что в любом детском образовательном учреждении для осуществления патриотического воспитания обязательно необходимо проводить цикл мероприятий, направленных на привитие детям любви к семье, городу и, конечно же, Родине. В процессе деятельности дети развивают такие качества как: сочувствие, сострадание, милосердие, осознают себя частью различных ячеек общества (семьи, города, страны, планеты, а так же понимают, как важно быть патриотом.
Однако проведенных воспитательных мероприятий в одном только в детском саду недостаточно, чтобы сформировать у всех детей патриотические качества. Для достижения наилучшего результата, образовательные учреждения и родители должны проводить совместные мероприятия, которые нужно свести в один план воспитательного процесса, что является перспективной темой развития в вопросе формирования патриотизма у детей, и требует дальнейшего изучения.
Литература:
1. РИА новости «Путин: РФ сталкивается с попытками влияния извне на самосознание нации.» URL : https://ria.ru/society/20120912/748537253.html
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
3. Энциклопедия КоммунистRu. Статья «Патриотизм». URL : https://kommynist.ru/Патриотизм
4. Ермакова Т. В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т. В. Ермакова // Методист. – 2014. - № 3.
5. Артемихина Е. А. Программа внеурочной деятельности «Окно в историю» / Е. А. Артемихина, Н. Е. Федотова // Методист. – 2013. - №5.
6. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. Герцена, И. А. 2015. – 321 с.
7. Леонова, Н. Н., Неточаева, Н. В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников : целевой практико-ориентированный проект [Текст] – Волгоград: Учитель, 2016. – 104 с
8. Матросова Н. Н. Историко-патриотическая программа-приключение «Казачья станица Беркут» / Н. Н. Матросова // Бюллетень региональн. опыт развития воспит. и доп. образов. детей и молодежи. – 2013. - № 5.
9. Савицкене И. В. Пограничная застава (программа деятельности военно- патриотического лагеря «Юнармеец) / И. В. Савицкене, С. Р. Мижева // Дополнительные образовательные программы. - 2013. - № 6.