Папки-передвижки

Система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Дарья Немытина
Система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе краеведческой работы.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «патриотическое воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Публикация «Система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Методологическую основу о патриотическом воспитание внесли :

• основные положения Российских педагогов-мыслителей, о становление гражданина, патриота своей Родины, заострившие внимание на то, как важно воспитывать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуры «малой Родины» : В. Г. Белинский, Н. А. Бердяев, М. В. Богуславский, Н. А. Добролюбов, П. Ф. Каптерев, Н. М. Карамзин, Н. П. Румянцев;

• о воспитании и социализации личности - Я. А. Коменский, Б. С. Гурушинский, В. А. Сухомлинский, К. Ф. Ушинский, Н. Е. Щуркова;

• психологи о роли природного окружения, этнокультурной и социальной среды в развитии и становлении личности, ее преобразующей деятельности и творческой сущности - Л. И. Божович, А. С. Выготский, О. С. Газман, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, М. М. Рубенштейн.

В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова, «Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.» (прилагательные патриотический).[ 3 ]

В словаре Брокгауз и Ефрон «патриотизм – это любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Чувства привязанности к Родине и родному народу…»

В Советской исторической энциклопедии «Патриотизм – это чувство любви к Родине, идея, сознания гражданской ответственности за судьбы отечество, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов».

Патриотизм – это неизмеримая любовь к своей Родине, родному краю. Патриотизм учит ребенка добру и бескорыстию, показывает, что самые чистые и сердечные чувства возникают лишь тогда, когда направлены на благо другого, на благо своей Родины и на развитие любви к родному краю.

«Российский патриотизм» – это отношение граждан к своей Родине – Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать её. Это отношение к необъятным просторам страны, её природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, её населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам.

Иначе говоря, патриотизм включает в себя :

- чувство привязанности к своей семье и тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к жителям своего села, города, своему народу, его языку и культуре;

- желание заботится о других людях и об интересах Родины;

- осознание долга перед людьми ближайшего окружения, местом своего проживания, Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости готовность к защите Отечества;

- проявление гражданских чувств и верности Родине

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- гордость за своё Отечество, символы государства, за свой народ;

- уважительное отношение к историческому прошлому своей большой и малой Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Патриотизм выражает отношение человека к Родине и Отечеству, которое является объектами ценностного отношения и имеет социальный характер, является социально обусловленным.

В таком случае, у ребенка появляется желание и стремление узнать больше, гордиться своим краем, делать то, что бы осталось после него. Для ребенка важно понять где он живет, что рядом и что вокруг, тогда ему будет понятно, что произойдет, когда он вырастет. Нужно раскрыть то, что будущее родного края зависит от самого ребенка, от его пристального взгляда на свой край и на себе самого прежде всего. Воспитать себя для родного края – труднее, чем махнув на него рукой, оставить за спиной. Но что бы стать настоящим сыном своего края, патриотом, - для этого потребуются мужество и воля, терпение и работа над собой.

К. Д. Ушинский сказал по этому поводу: «Любовь к родному краю должна простираться не только на легкие и ничтожные вещи, но и на то, что с первого взгляда кажется непреодолимым. Что бы быть действительно полезным обществу, человека надо воспитывать с детства; научить управлять его своей волей и выработать себе твердый и непоколебимый характер».

В старшем дошкольном возрасте начинается работа по ознакомлению с родным краем. Цель ее – воспитания в ребенке чувства гордости, уважения, любви к тому месту, в котором он живет. Необходимо подвести его к пониманию, что город, где он живет, - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и малых, есть много общего:

повсюду люди трудиться;

везде соблюдаются традиции;

есть общие профессиональные праздники и т. д.

Задача взрослых – собрать как можно больше интересной информации о том месте, где они живут. В этом же возрасте начинается работа по ознакомлению детей с символикой : городской, республиканской, российской. Старшие дошкольники должны знать название своего города, улицы, республики, страны.

Родителям предлагается во время поездок в другие города обращать внимание на гербы, их своеобразие. Взрослые рассказывают, что в себя включает герб.

В группах детского сада можно организовать мини – музеи государственных символов.

Представляем структуру патриотического воспитания дошкольников в условиях социального партнерства. (см. рисунок 1)

Предметно-игровая среда:

Познавательные занятия;

Сюжетно-ролевые игры;

Дидактические игры;

Театрализованный игры; Художественно-эстетическая среда:

Музыкальные занятия;

Вернисажи;

Изодеятельность;

Спортивно-оздоровительная среда:

Спортивные праздники;

Военные парады;

Встреча с пожарными;

ДЕТИ

РОДИТЕЛИ

ПЕДАГОГИ

КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА

Окружающий социум:

• Художественный музей;

• Библиотека;

• Музыкальная школа;

• Совет ветеранов;

• ОМОН, МЧС, ВДПО;

• Экскурсии по городу;

• Музей авиации;

• Музей космонавтики;

Рис. 1. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях социального партнерства.

Таким образом, именно дошкольники очень восприимчивы к воспитанию патриотизма и правильных навыков обращения с природой. Если вовремя замечать и поддерживать эти порывы детской души, попутно показывая собственным примером иное, бережное отношение к животному миру, можно заложить в ребенке то драгоценное, тонкое чувство природы, что так обогащает внутренний мир человека. Для этого нужны и ум и знания Человека, стоящий на низкой ступени умственного развития, не может ясно понимать, что полезно родному краю, и не может, следовательно, приносить действительной пользы. Нужно донести до ребенка, что если мы будем бездушными потребителями природы, то планета наша очень скоро будет безжизненна.

Список литературы:

1. Ильина, Т. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов [ТЕКСТ]/ Т. А. Ильина. - М. : Просвещение, 1968. – 234с.

2. Конжиев, Н. М. Патриотическое и планетарное воспитание : вопросы теории [ТЕКСТ]/ Н. М. Конжиев. - Петрозаводск: пособие изд-во КГПУ, 2000. – 365с.

3. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [ТЕКСТ]/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - РАН. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. 2-е изд., доп., М. : Азбуковник, 1999.

4. Рубинштейн, С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников [ТЕКСТ]/ С. Л. Рубинштейн. - Москва, 1981 - 183 с. 21.

Публикации по теме:

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость.

Комплекс занятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возрастаКомплекс занятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Комплекс занятий по патриотическому воспитанию дошкольников. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста к 23 февраляКонспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста к 23 февраля Воспитатель: Ребята,а вы знаете какое сейчас время года (зима) А какой месяц? (февраль) Послушайте стихотворение: Дуют ветры в феврале Воют.

Перспективный план по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Теоретический этап Тема Проблема Содержание Форма отчетности Патриотическое воспитание дошкольников В настоящее время эта работа актуальна.

Перспективный план по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Теоретический этап Тема Проблема Содержание Форма отчетности Патриотическое воспитание дошкольников. В настоящее время эта работа актуальна.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Нравственное воспитание лежит в основе формирования будущего гражданина. Ребёнок от рождения не бывает злым или добрым, нравственным или.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Семья и Родина моя» Продолжительность проекта: долгосрочный (8 мес.) Автор проекта: Рустамова Арина Владимировна - воспитатель.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я и Родина моя» Именно на основе любви к малой Родине, к семье, к дому основывается патриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяются, и переходят.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я Помню, Я Горжусь!»Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я Помню, Я Горжусь!» Паспорт проекта по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я помню, Я горжусь!» Наименование проекта.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 ЯНВАРЬ Беседа «Праздник в моей семье» Цель. Предложить детям рассказать о традициях и обычаях празднования праздника в их семье. Углублять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 января 2019 в 20:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Немытина (УИ 791807) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД