Дарья Немытина
Система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе краеведческой работы.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «патриотическое воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Публикация «Система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2019
Методологическую основу о патриотическом воспитание внесли :
• основные положения Российских педагогов-мыслителей, о становление гражданина, патриота своей Родины, заострившие внимание на то, как важно воспитывать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуры «малой Родины» : В. Г. Белинский, Н. А. Бердяев, М. В. Богуславский, Н. А. Добролюбов, П. Ф. Каптерев, Н. М. Карамзин, Н. П. Румянцев;
• о воспитании и социализации личности - Я. А. Коменский, Б. С. Гурушинский, В. А. Сухомлинский, К. Ф. Ушинский, Н. Е. Щуркова;
• психологи о роли природного окружения, этнокультурной и социальной среды в развитии и становлении личности, ее преобразующей деятельности и творческой сущности - Л. И. Божович, А. С. Выготский, О. С. Газман, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, М. М. Рубенштейн.
В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова, «Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.» (прилагательные патриотический).[ 3 ]
В словаре Брокгауз и Ефрон «патриотизм – это любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Чувства привязанности к Родине и родному народу…»
В Советской исторической энциклопедии «Патриотизм – это чувство любви к Родине, идея, сознания гражданской ответственности за судьбы отечество, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов».
Патриотизм – это неизмеримая любовь к своей Родине, родному краю. Патриотизм учит ребенка добру и бескорыстию, показывает, что самые чистые и сердечные чувства возникают лишь тогда, когда направлены на благо другого, на благо своей Родины и на развитие любви к родному краю.
«Российский патриотизм» – это отношение граждан к своей Родине – Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать её. Это отношение к необъятным просторам страны, её природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, её населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам.
Иначе говоря, патриотизм включает в себя :
- чувство привязанности к своей семье и тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к жителям своего села, города, своему народу, его языку и культуре;
- желание заботится о других людях и об интересах Родины;
- осознание долга перед людьми ближайшего окружения, местом своего проживания, Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости готовность к защите Отечества;
- проявление гражданских чувств и верности Родине
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за своё Отечество, символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому своей большой и малой Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Патриотизм выражает отношение человека к Родине и Отечеству, которое является объектами ценностного отношения и имеет социальный характер, является социально обусловленным.
В таком случае, у ребенка появляется желание и стремление узнать больше, гордиться своим краем, делать то, что бы осталось после него. Для ребенка важно понять где он живет, что рядом и что вокруг, тогда ему будет понятно, что произойдет, когда он вырастет. Нужно раскрыть то, что будущее родного края зависит от самого ребенка, от его пристального взгляда на свой край и на себе самого прежде всего. Воспитать себя для родного края – труднее, чем махнув на него рукой, оставить за спиной. Но что бы стать настоящим сыном своего края, патриотом, - для этого потребуются мужество и воля, терпение и работа над собой.
К. Д. Ушинский сказал по этому поводу: «Любовь к родному краю должна простираться не только на легкие и ничтожные вещи, но и на то, что с первого взгляда кажется непреодолимым. Что бы быть действительно полезным обществу, человека надо воспитывать с детства; научить управлять его своей волей и выработать себе твердый и непоколебимый характер».
В старшем дошкольном возрасте начинается работа по ознакомлению с родным краем. Цель ее – воспитания в ребенке чувства гордости, уважения, любви к тому месту, в котором он живет. Необходимо подвести его к пониманию, что город, где он живет, - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и малых, есть много общего:
повсюду люди трудиться;
везде соблюдаются традиции;
есть общие профессиональные праздники и т. д.
Задача взрослых – собрать как можно больше интересной информации о том месте, где они живут. В этом же возрасте начинается работа по ознакомлению детей с символикой : городской, республиканской, российской. Старшие дошкольники должны знать название своего города, улицы, республики, страны.
Родителям предлагается во время поездок в другие города обращать внимание на гербы, их своеобразие. Взрослые рассказывают, что в себя включает герб.
В группах детского сада можно организовать мини – музеи государственных символов.
Представляем структуру патриотического воспитания дошкольников в условиях социального партнерства. (см. рисунок 1)
Предметно-игровая среда:
Познавательные занятия;
Сюжетно-ролевые игры;
Дидактические игры;
Театрализованный игры; Художественно-эстетическая среда:
Музыкальные занятия;
Вернисажи;
Изодеятельность;
Спортивно-оздоровительная среда:
Спортивные праздники;
Военные парады;
Встреча с пожарными;
ДЕТИ
РОДИТЕЛИ
ПЕДАГОГИ
КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА
Окружающий социум:
• Художественный музей;
• Библиотека;
• Музыкальная школа;
• Совет ветеранов;
• ОМОН, МЧС, ВДПО;
• Экскурсии по городу;
• Музей авиации;
• Музей космонавтики;
Рис. 1. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях социального партнерства.
Таким образом, именно дошкольники очень восприимчивы к воспитанию патриотизма и правильных навыков обращения с природой. Если вовремя замечать и поддерживать эти порывы детской души, попутно показывая собственным примером иное, бережное отношение к животному миру, можно заложить в ребенке то драгоценное, тонкое чувство природы, что так обогащает внутренний мир человека. Для этого нужны и ум и знания Человека, стоящий на низкой ступени умственного развития, не может ясно понимать, что полезно родному краю, и не может, следовательно, приносить действительной пользы. Нужно донести до ребенка, что если мы будем бездушными потребителями природы, то планета наша очень скоро будет безжизненна.
Список литературы:
1. Ильина, Т. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов [ТЕКСТ]/ Т. А. Ильина. - М. : Просвещение, 1968. – 234с.
2. Конжиев, Н. М. Патриотическое и планетарное воспитание : вопросы теории [ТЕКСТ]/ Н. М. Конжиев. - Петрозаводск: пособие изд-во КГПУ, 2000. – 365с.
3. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [ТЕКСТ]/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - РАН. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. 2-е изд., доп., М. : Азбуковник, 1999.
4. Рубинштейн, С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников [ТЕКСТ]/ С. Л. Рубинштейн. - Москва, 1981 - 183 с. 21.