Лучший педагог года

Особенности организации работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Людмила Еромова
Особенности организации работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

«Особенности организации работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста».

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья Россиян.

Публикация «Особенности организации работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Поэтому, на мой взгляд, нравственно-патриотическое воспитание является важнейшим направлением воспитательной работы.

В ФГОС ДО определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».

Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.

Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятие его таким, какой он есть. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка, в первую очередь, под влиянием родителей и педагогов. Все начитается с семьи. Без любви к семье, Родине ребенок не вырастет достойным членом общества.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, но между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста включает в себя решение следующих задач:

-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

-формированию бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду;

-развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о России, ее столице;

-знакомство детей с символами  государства: гербом, флагом, гимном;

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

-формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской  деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т. д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь : в детском саду и дома, его взаимоотношение с взрослыми и сверстниками.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, я строю свою работу с детьми, учитывая следующие особенности :

- патриотическое воспитание в образовательно - воспитательном процессе;

- участие в мероприятиях, проводимые дошкольным учреждением и другими организациями;

- привлечение родителей к участию в различных патриотических мероприятиях.

Так как я являюсь воспитателем МБДОУ детского сада общеразвивающего вида 190, то конечно же активно проводится мною работа по патриотическому воспитанию.

Хочется, более подробно остановится на следующих моментах (рассказать о значимых мероприятиях проводимых с воспитанниками моей группы) :

В апреле месяце 2018г. воспитанники моей старшей группы приняли участие в городском конкурсе чтецов «Мы помним, мы чтим» посвященный Дню Победы. На конкурс были приглашены представители ГБУ ВО «Областного центра развития дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи»

Этот конкурс проходил по двум номинациям:

«Лучший исполнитель среди воспитанников»

(присуждается 1, 2, 3 место в номинации в каждой возрастной группе).

«Лучший исполнитель стихотворений о войне

(воспитанники с родителями, педагогами)». Многие воспитанники моей группы читали стихи о войне, а также была показана сценка «Письмо матери».

Победители конкурса были награждены дипломами и благодарственными письмами. Все стихотворения (сценические постановки)

соответствовали теме конкурса и учитывалось возрастная группа детей.

Следующее мероприятие, в котором мы приняли участие – это

мероприятие посвященное празднованию 73-летней годовщины ВОВ.

Дети моей старшей возрастной группы показывали сценические и танцевальные номера, исполняли песни и стихи военных лет, пропитанные горечью войны и радостью победы.

Стараниями родителей и воспитателей был проведен смотр строя и песен, парад военной техники.

Коляски и велосипеды малышей приобретали вид, самолетов, танков, кораблей и ракет. Дети старших групп были представлены в образах моряков, танкистов, летчиков, пехотинцев, артиллеристов и медсестер.

После традиционного проведения минуты молчания, дети со вместо с родителями и педагогами прошли по парадной площади детского сада в шествии «Бессмертного полка».

Праздник оставил массу ярких впечатлений и незабываемых моментов, не только у детей, но и взрослых.

На сайте Управления образования и молодежной политики администрации городского округа города Воронежа была опубликована статья о праздновании Дня Победы в нашем ДОУ.

(https://edu-vrn.ru/news/prazdnovanie-dnya-pobedy-v-mbdou-detskijj-sad-obshherazvivayushhego-vida-190/)

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, в своей работе использую следующие методы:

1. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы,воздвигаемых новостройках и т. п.)

2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

3. Беседы с детьми о стране, родном городе;

4. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);

5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

6. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);

8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах.

Большое значение, в патриотическом воспитании, уделяю использованию целевым прогулкам, беседам, дидактическим играм, чтению художественной литературы, праздники, развлечения. Конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (занятие).

Образовательную деятельность провожу с использованием наглядного материала и презентаций с использованием ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)

Вот к примеру: проводилось мероприятие посвященное «Дню освобождения г. Воронежа» - 25 января.

При знакомстве дошкольников с историей родного города и родной страны, была проведена беседа о ВОВ. Из рассказов детей я поняла, что дети мало имеют информации о том, как проходили военные действия в нашем родном городе. Поэтому прочитали много литературы, просмотрели познавательные видео ролики и фото военных лет. После просмотра этих роликов дети заинтересовались историей военных лет в г. Воронеже.

работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо использовать такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как, узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны знать тот район,в котором они живут, видеть красоту улиц, по которым проходят каждый день. Тем самым, прививая любовь и заинтересованность к родным местам.

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.

И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.

К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей использую

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями :

- анкетирование («Семейные традиции»);

- консультации в родительских уголках («Как рассказывать ребенку о Дне Победы»);

- совместная деятельность детей и родителей (изготовление поделок);

поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города, экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой;

- беседы с детьми и родителями («Что означает слово – патриот»);

практикумы, проекты («Родной свой край люби и знай»«Знакомим детей с природой родного края», «Этот День Победы!»). обсуждение и распространение семейного опыта («Как мы празднуем День защитника Отечества»);

  - музыкальная гостиная (» «Песни военных лет»);

совместные детско-родительские встречи в различных формах: конкурсы («Мы помним, мы чтим»,

- спортивные мероприятия («Марш – бросок» проходил у нас в саду в мае месяце 2018г).

- родительские собрания.

Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, предлагаю использовать такую инновационную форму работы, как организация маршрутов выходного дня («Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма : гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Примерные темы маршрута выходного дня:

«Семейный поход по памятным местам родного города»;

«Памятные места героического прошлого города»;

«Исторические достопримечательности города»;

«Любимый уголок»;

«Гордись своим именем улица»;

 «Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.

Последнее значимое событие проводимое у воспитанников моей группы по теме патриотического воспитания, это посещение улиц города Воронежа, названных в честь героев ВОВ. Дети со вместо с родителями посещали эти улицы и родители рассказывали в честь кого она названы. Дети получили много интересной информации и после делились ею с нами. Также предоставляли фотоотчеты.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей, никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Публикации по теме:

Комплекс занятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возрастаКомплекс занятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Комплекс занятий по патриотическому воспитанию дошкольников. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста к 23 февраляКонспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста к 23 февраля Воспитатель: Ребята,а вы знаете какое сейчас время года (зима) А какой месяц? (февраль) Послушайте стихотворение: Дуют ветры в феврале Воют.

Особенности организации гендерного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как.

Особенности организации коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей с ОВЗ Особенности организации коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей с ОВЗ С. Юдино Инструктор по физической культуре.

Перспективный план по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Теоретический этап Тема Проблема Содержание Форма отчетности Патриотическое воспитание дошкольников В настоящее время эта работа актуальна.

Перспективный план по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Теоретический этап Тема Проблема Содержание Форма отчетности Патриотическое воспитание дошкольников. В настоящее время эта работа актуальна.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Нравственное воспитание лежит в основе формирования будущего гражданина. Ребёнок от рождения не бывает злым или добрым, нравственным или.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Семья и Родина моя» Продолжительность проекта: долгосрочный (8 мес.) Автор проекта: Рустамова Арина Владимировна - воспитатель.

Система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе краеведческой работы. В последние годы в системе дошкольного образования.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 МАРТ Беседа о мамах «Мама – первое слово» Цель. Предложить детям рассказать о том, за что, они любят свою маму, какая она, помочь им понять,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 февраля 2019 в 20:45
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД