Виктория Ткач
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
Актуальность.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:
Публикация «Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Темочки
формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.
Я считаю, что патриотическое воспитание в ДОУ должно проводиться с целью формирования любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребёнком.
В процессе моей педагогической деятельности выявлено, что данную работунеобходимо начинать с детьми младшего возраста. Поэтому целью моей работы стало формирование нравственно-патриотического воспитания детей.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- формирование у детей высоких морально- нравственных норм и ориентиров, уважительного отношения к традициям и истории России и Кубани;
- организация работы по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества;
- развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
-способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма – любви к семье, детскому саду, родной природе;
В соответствии с поставленными целями нравственно-патриотического воспитания детей, в средней группе была проведена следующая работа :
это и сюжетно-ролевые игры «Мы космонавты», «Семья», «Больница»,«Детский сад», «Магазин», «Шофёры», Развивающие игры: «Экскурсия», «Кто больше назовёт улиц», «Над – под - между (флаг)», «Найди отличия».
Заучивание пословиц и поговорок о Родине, о труде, о профессиях, о лени, тематические беседы, раскрывающие традиции нашего народа (Масленница, Колядки, Спасы, Пасха и т. д., творческая деятельность детей (театральные постановки, тематическое рисование, участие в различных выставках и т. д.). Дидактические игры и упражнения: «Закончи предложение»; «Слова любви к Родине»; «Объясни значение» (могучая, свободная); «Составь флаг»,
Занятия: «Есть у каждого свой дом», «Неофициальные символы России», «Наша Родина - Россия», «Наша добрая матрёшка», «В зимнем лесу». «Все профессии важны- все профессии нужны», «Как надо называть человека», «Моя семья», «Хлеб – всему голова»
Проведены беседы:«Символика нашей страны», «Президент РФ», «Важные профессии», «Приглашение в лес», «Как надо здороваться», «Ты – часть природы», «Откуда хлеб пришёл», «Донской край», «Кем работают мои родители», «Казачий край», «Дом где я живу».
Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накоплений знаний и представлений об окружающем мире. В сказках, стихах, рассказах И. Бунина, С. Есенина, М. Пришвина, В. Бианки и других поэтов, и писателей раскрывается красота родной природы, выражается лирическое чувство. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к родине, природе просто невозможно. Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне – являются одной из важной составляющей патриотического воспитания. Это стихи А. Твардовского, С. Михалкова, рассказы А. Гайдара, А. Митяева о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками.
Рассказы о столице России и о родном городе – отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников, ребятазнакомятся с достопримечательностями, достоинствами и особенностями родного края, города. У них развивается чувство гордости за свой край, своё отечество, Родину. Интересным событием для детей был День Российского флага, которое способствовало пополнению знаний детей о значении цветов триколора.
В процессе подготовки к празднику «День защитника Отечества» были проведены беседы с детьми на темы: «Наша армия», «Солдаты России», в ходе которых пополнялись и уточнялись знания детей о профессии военного, о его службе, о военной технике, о смелости, отваге и т. д. Был организован показ презентации на тему «Детям о войне».
Была сделана коллективная работа рисование с элементами аппликации. Ребята очень старались, были аккуратны. С огромным удовольствием клеили самолёты.
В течение дальнейшей работы с воспитанниками проводились беседы и просмотры мультипликационных фильмов. Большое впечатление на детей произвёл просмотр мультфильма «Солдатская лампа». Детям читала рассказы и стихотворения о Воинах Отечества. А также разучивали некоторые наизусть. В рамках группы, среди своих ребят, был проведен конкурс чтецов посвященные 23 февраля. Была проведена фотовыставка: «Они защищали нашу Родину». «Маму я люблю за то…». «Наши защитники»; Проводились спортивные конкурсы. В завершение праздника дети вручили изготовленные своими руками подарки.
Одно из форм работы по патриотическому воспитанию является взаимодействие с родителями были подготовлены консультации:
«Как воспитать маленького патриота», «Воспитание патриотических чувств у дошкольников»,«Герб семьи», «Семья и гражданское воспитание».«Нравственное формирование личности внутри семьи»;
Выпущена стенгазета «Наши защитники». Размещаются статьи и памятки в уголках для родителей: «Граждане и патриоты». «Формирование основ нравственности». «Азбука нравственности». «Нравственное воспитание дошкольников». «Учите детей беречь природу». «Трудовое воспитание в семье».
Памятки: «Правила для родителей». «10 правил хорошего настроения». «Знаете ли вы своего ребенка?»;
Заключение.
Проводимая систематическая работа, позволяет сформировать у дошкольников чувство патриотизма, привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, сформировать знания о своем крае, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.
Следует отметить, что воспитание нравственной основы дошкольника невозможно без тесного сотрудничества с семьей, поскольку именно в семье закладываются первые кирпичики фундамента будущей гражданской платформы каждого человека. Поэтому наша работа по воспитанию будущих граждан родной страны направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей каждого ребенка. С чего же начинается формирование патриотизма в работе с дошкольниками? Есть одно основное правило, знакомое всем педагогам – работа должна строиться от малого к большому. Ребенок не способен осознать сразу всеобъемлющее понятие Родины. И для того, чтобы это понятие не осталось для него абстракцией, воспитание патриотизма мы начинаем с самого близкого и самого дорогого сердцу каждого ребенка. Для любого малыша роднее всего мама. Именно с нее начинается формирование чувств любви и привязанности, развитие основ духовности и воспитание необходимых каждому человеку качеств.