Евгения Ларина
Нарушения речи, которые передаются по наследству
▼ Скачать +Заказ
Для нормальной речи и ее развития у ребенка необходимо:
а) нормальное строение и функция центральной нервной системы и речевых центров;
б) нормальное состояние органов голосо- и речеобразования (гортань, глотка, полость рта, дыхательный аппарат и др.);
в) нормальный слух, который необходим не только для восприятия и подражания речи окружающих, но и для контроля собственной речи.
Публикация «Нарушения речи, которые передаются по наследству» размещена в разделах
Строение и функционирование этих систем может передаваться по наследству, а следовательно, и дефекты речи, которые возникают вследствие нарушений в этих системах.
По наследству может передаваться :
- анатомические и функциональные особенности нервной системы, дыхательного аппарата, артикуляционного аппарата. Например, строение губ, укороченная уздечка языка, неправильная посадка и количество зубов, предрасположенность к расщелинам неба, форма прикуса и т. д. ;
- раннее или позднее становление речи;
- легкость и трудность в овладении чтением и письмом. Детям по наследству от родителей передается незрелость мозга в отдельных его областях, которая проявляется в специфических функциональных расстройствах. В таких случаях несколько членов семьи страдают дислексией и дисграфией (т. е. нарушением чтения и письма);
- задержка речи. Ученые наблюдали семьи, в которых задержку речевого развития можно было проследить в трех поколениях, чаще всего по линии отца. Лица с запоздалым развитием речи, как правило, бывают левшами; это наблюдается чаще у мужчин, а им дефект передается от отца. Часто запоздалое развитие речи прослеживалось в родословной в сочетании с другими дефектами речи (нарушение звукопроизношения, замедленная речь и др.);
- глухонемота;
- заикание. По линии матери оно передается чаще мальчикам, а по линии отца — с одинаковой частотой и мальчикам и девочкам;
- нарушение звукопроизношения. Артикуляторные расстройства у детей после 5-летнего возраста чаще наблюдаются у мальчиков, чем у девочек, и также чаще наследуются по мужской линии. Известны случаи, когда в трех поколениях одной семьи были лица с одинаковой особенностью произношения звука «Р». Наследственный характер нарушения звукопроизношения подтверждается случаями одинакового дефекта звукопроизношения у близнецов;
- быстрая невнятная речь (тахилалия, баттаризм). Быстрый темп речи обусловлен быстрым темпом мышления, а тахилалия — мыслительно-речевым нарушением.
Когда в семье растет малыш с нарушенным речевым развитием, всегда найдутся любители из числа родственников, которые станут искать причину этого в дурной наследственности. Тут и папе может достаться («да он заговорил только в 5 лет, отсюда и проблемы», и мама в стороне не останется («ты букву Р до школы не выговаривала, что ж удивляться-то.»).
На самом деле, большинство нарушений речи прямо по наследству не передаются, а передается лишь предрасположенность к этому. Например, если один из родителей заикается, то это вовсе не означает, что родившийся малыш будет непременно заикаться. Однако особенности нервной системы, эмоционально-волевой сферы, свойства темперамента и т. д. по наследству могут передаться, и в будущем при возникновении стрессовой ситуации вполне возможно, спровоцируют заикание. Если у ребенка уже выявили задержку речевого развития, то винить наследственность в этом нужно в последнюю очередь. Да и нужно ли? Нужно лишь знать, что неблагоприятная наследственность в плане речи – это не приговор для малыша, но создавать условия для его гармоничного развития необходимо.