Наталья Аматуни
Формирование коммуникативных навыков у дошкольников, имеющих нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на районном семинаре для воспитателей МБДОУ и ГКП по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
В рамках темы сегодняшнего семинара, я, как коррекционный педагог, хочу коснуться проблемы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольников, имеющих нарушения речи.
Персидский поэт, писатель и мыслитель Саади писал:
«Умен ты или глуп, велик ты или мал,
не знаем мы, пока ты слова не сказал».
Публикация «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников, имеющих нарушения речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Язык – это система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем – школы.
Речь – это язык в действии. «Речь – есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания» - Лев Семёнович Выготский, известный советский психолог.
Коммуникативная функция речи выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.
Общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения.
Первичное эмоциональное общение ребенка с взрослыми является первоисточником развития речи. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.
Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в
отношениях с взрослыми.
Однако не менее значимым является общение ребенка со сверстниками. Именно в связи со становлением общения со сверстниками и его развитием в дошкольном возрасте обостряется необходимость дальнейшего овладения нормами взаимоотношений между людьми.
Опыт отношений с взрослыми и сверстниками обретает для ребенка личностный смысл, так как его содержательную основу составляет процесс познания себя.
При нормальном развитии становление речи и формирование коммуникативного поведения у дошкольников тесно взаимосвязаны.
Как вы понимаете, уважаемые коллеги, от нас с вами во многом зависит развитие речи ребенка и развитие ее коммуникативной функции именно в дошкольном возрасте.
У детей дошкольного возраста с нарушением речи специфические особенности общения.
Наблюдаемые у детей с нарушениями речи трудности в организации собственного речевого поведения выражены следующими особенностями:
- бедность и недифференнированность словарного запаса, - явная недостаточность глагольного словаря, - своеобразие связного высказывания, что
отрицательно сказывается и препятствует осуществлению полноценного общения с окружающими детьми.
Это вызывает у детей:
- снижение потребности в общении;
- несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь);
- особенности поведения, незаинтересованность в контакте;
- неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
В целом коммуникативные возможности детей с нарушением речи отличаются ограниченностью и по всем направлениям развития, которые обычно ниже нормы.
Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников. Это: бедность сюжета, игровые умения развиты слабо, игра носит манипулятивный характер, низкая речевая активность, общение со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессии со стороны «непринятых». Для большинства таких детей характерна возбудимость в игре, иногда обретают преимущество неорганизованные формы игр. Часто эти дети вообще не могут занять себя каким-либо делом. Большинство этих детей очень стеснительны и «закрыты в себе», они стараются изолироваться от всех.
Дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности.
Если дети выполняют какую-либо общую работу по поручению взрослого, то такой ребенок стремится сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним.
Подобные факты говорят о слабой ориентации дошкольников с речевыми нарушениями на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне сформированности их коммуникативных умений, навыков сотрудничества.
Таким образом, замедление речевого развития, имеет трудности в овладении достаточным по возрасту словарным запасом и грамматическим строем речи, слабо развита связная речь. В совокупности с особенностями восприятия обращенной речи, ограничиваются речевые контакты.
Поэтому развитие коммуникативной компетентности выступает одной из главных задач в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Конечно, основную работу по коррекции нарушений речи и формированию речевых навыков проводит учитель-логопед, а на этапе автоматизации и закрепления этих навыков включаются уже воспитатели и другие педагоги, а также родители.
Коррекционная работа учителя-логопеда строится
по следующим направлениям:
• работа над речевой моторикой, направленная на коррекцию речевого дефекта;
• коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере.
Целью является развитие у детей правильной речи и коммуникативных способностей. А добиваемся этой цели через выполнение следующих задач:
- сформировать правильное звукопроизношение;
- развить фонематический слух и восприятие;
- совершенствовать звукобуквенный анализ и синтез;
- расширять словарный запас и формировать связную речью;
- совершенствовать интонационную выразительность речи.
А вот в формировании коммуникативной функции речи должны участвовать все взрослые, окружающие ребенка (родители, педагоги)
Очень важно, что бы любая деятельность с ребенком проводилась, когда он в хорошем настроении, не переутомлен, не голоден; не нужно указывать ребенку на то, что он сделал что – то неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать вам искренние ответы; игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребенок захочет ими заниматься.
Мы уже с вами говорили, что социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Через игру обогащается и эмоциональный мир ребёнка, дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Коммуникативные игры – наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей разной возрастной категории.
Я приведу пример некоторых коммуникативных игр :
• воспитание чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров -
«Клеевой ручеек», «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли»;
• умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты - «Вежливые слова», «Волшебный букет цветов», «Подарок для всех»;
• умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом - «Игры ситуации», «Коврик примирения», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся.»;
• развитие невербальных и предметных способов взаимодействия - «Изобрази пословицу», «Разговор через стекло», «Закорючка»;
• создание благоприятной атмосферы непосредственного свободного общения и эмоциональной близости - «Пресс конференция», «Пойми меня», «Без маски».
Примеры использования подвижных игр и пальчиковой гимнастики для развития коммуникативных навыков :
Подвижная игра «Урожай», рекомендованная воспитателям для проведения в средней группе при изучении темы «Овощи», позволяет расширить глагольный словарь детей, ввести в их речь глаголы соберем, натаскаем, накопаем, срежем, нарвем.
А упражнение «Теленок», которое проводится в средней группе при изучении темы «Домашние животные», расширяет образный словарь детей, позволяет ввести в него прилагательные рогатый, хвостатый, ушастый. Пальчиковая гимнастика «Наша квартира», которая проводится в подготовительной к школе группе при изучении темы «Мебель», вводит в активную речь детей относительные прилагательные дубовый, зеркальный, журнальный.
Игры и игровые упражнения помогают детям осознать элементы языка, речи и слова, что становится предпосылкой для усвоения программы по русскому языку при дальнейшем обучении в школе.
Таким образом, эффективность социально-коммуникативного развития детей, во многом, зависит от активного взаимодействия всех участников образовательных отношений. По результатам проведённой мной работы я отмечаю важность и необходимость своевременного, целенаправленного развития социального поведения у детей, имеющих нарушения речи, что способствует предотвращению появления эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта, развитию речи и как результат успешного перехода моих воспитанников в школу.