Галина Горетая
Фольклор — блестящее средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор — блестящее средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств у детей
Дошкольный возраст можно рассматривать как переходную стадию от «естественного» воображения к элементам «культурного». Ведь детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека, его культуры и национальных традиций.
Публикация «Фольклор — блестящее средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств у детей» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
В последнее время в Российском дошкольном образовании произошли позитивные изменения. Оно, в частности, состоит в том, что приоритетные позиции начинают занимать вопросы приобщения детей к народной культуре и развитию духовности. Смысл человеческой жизни видится как служение людям, Отчизне.
Хотелось бы, чтобы родители чаще задумывались над смыслом воспитания своих детей. Какими они хотят их видеть? Для чего, ради чего? Римский философ Кант говорил: «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого». А К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Народный фольклор является блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.
В качестве примера мы используем на занятиях переработанные тексты древнерусских летописцев:«Сказание о Никите Кожемяки»,
«Сказание о белгородском киселе». Былины: «Илья Муромец», «Алеша Попович».
Примеры заботы о других, доброта, стремления к облегчению жизни ближних и преданность людям, родной земле произвело сильное впечатление на сознание детей.
В итоге с детьми делаем выводы: русская земля избежала беды благодаря стараниям всех людей, ведь они жили дружно, сообща решали важные дела и одолевали врага.
Прочитав русские народные сказки о добре и зле: «Кощей Бессмертный», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Василиса Прекрасная»; рассмотрев картину В. М. Васнецова «Богатыри»; проведя НОД: «Очень важный разговор», «В гостях у Королевы Вежливости»; обыгрывая нравственные ситуации о благородстве и справедливости в сказках - драматизациях: «Волшебная сметана», «Кот Котофеевич»; разбирая в свободное время пословицы: «Один в поле не воин», «Один за всех и все за одного», «Худой мир лучше доброй ссоры» - подводит детей к ответу : народ силён, когда все вместе - всем миром, все друг за друга. Обратили внимание детей на то, какой находчивостью, смекалкой обладает народ.
В процессе всей этой работы старались воспитывать милосердие, сострадание, умение прощать обиды, быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, просить прощение за дурные поступки, никогда не делать другим того, что не хотел бы сделать себе.
Знания русского фольклора закрепляется при проведении фольклорных праздников : «Масленица», «Осенины».
В группе жизнь организована таким образом, чтобы у детей накапливался положительный опыт добрых чувств, поступков и взаимоотношений. Считаем, что на материале сказок, рассказов и драматизации можно научить детей оценивать характеры героев, их поступки, понимать «что такое хорошо и что такое плохо». Предлагаем детям стремиться к совершенству. Но всё не так просто, в реальной жизни поступки в основном далеки от всех правил поведения.
Мы заметили, когда дети рисуют, мастерят, разыгрывают сюжет-учатся согласовывать свои действия, навыкам сотрудничества, общения. Тем не менее, нередко совместные занятия, игры заканчиваются ссорами, не довольствием. Причина в том, что дети ещё не внимательны, не понимают друг друга. В связи с этим в группе ведётся работа по формированию нравственных чувств. Только в этом случае ребёнка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои, т. е. овладевать своеобразной «азбукой чувств».Только в играх эти качества проявляются сполна. Дети самостоятельно, без вмешательства взрослых разрешают многие конфликты.
По рекомендации психолога в таких играх как: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Птенцы», «Ожившая игрушка» - дети общаются без слов, поглаживают друг друга, хлопают друг друга ладонями, т. е. свои чувства и слова выражают действием. Эти игры снижают напряжённость, замкнутость, страх того, что кто-то кого-то может обидеть. Доброжелательное отношение ослабляет защитные барьеры, направляют внимание детей друг на друга. Таким ритуалом можно заканчивать любое занятие, игры и лаже ссоры.
Нас с детьми объединяет Мечта, которая постепенно превратилась в игру - это Город Мира - Город Добра. Мы мечтали о Городе, где нет зла, где все дружат. Дети сами придумывают, кто в этом Городе будет жить, что делать. Поселяют в нём всё, что они любят и кого любят, кто кем хочет в этом Городе стать, чем будет заниматься. В нём весь день звучат песни о дружбе, любви, внимании: «Солнечный круг», «Улыбка», «Голубой вагон».
Мы не навязываем детям продукты своего воображения, опираемся на воображение самих детей, организуем диалоги, в которых каждый ребёнок выражает своё видение предметов.