Лучший педагог года

Организация детской проектной деятельности как способ формирования патриотических чувств у старших дошкольников

Анна Захарченко
Организация детской проектной деятельности как способ формирования патриотических чувств у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, их красоты и величия».

Сухомлинский В. А.

Любовь маленького ребёнка дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к родному дому, улице на которой он живёт, детскому саду, селу, краю, России. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая ведётся в дошкольных образовательных учреждениях по начальному формированию чувства гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьёй. Выстраивая свою работу по патриотическому воспитанию, мы большое внимание уделяем комплексному подходу, который наиболее полно осуществляется через информационно – творческий проект «С чего начинается Родина». Этот вид проекта помог нам решить многие задачи, поставленные ФГОС дошкольного образования.

Публикация «Организация детской проектной деятельности как способ формирования патриотических чувств у старших дошкольников» размещена в разделах

Задачи:1. Расширять знания детей о родной станице, о её прошлом и настоящем.

2. Побуждать детей к поиску новых знаний, к самостоятельности в выборе познавательной деятельности.

3. Помочь детям ощутить духовную жизнь своего народа, умение видеть и понимать красоту окружающей жизни.

4. Воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, прививать желание стать продолжателем лучших качеств своих предков.

5. Ориентировать родителей на нравственно – патриотическое воспитание в семье.

6. Объеденить всех участников проекта педагогов, детей и их родителей в рамках создания коллективной творческой работы.

Особенностью проектной деятельности в детском саду является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Воспитатель организатор и вдохновитель. Родители непосредственные участники. Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа.

Примерная структура проекта :

1 этап – подготовительный. Выдвижение проблемы Постановка цели проекта.

2 этап Реализация проекта. Хороший проект не может ограничиться одним только замыслом, он должен быть реализован.

3 Этап – заключительный. Подведение итогов (презентация).

Создание проблемной ситуации важный этап работы над проектом. Мы решили, что проблема должна быть актуальной и интересной для всех участников проекта, а решение посильно детям. Поэтому на начальном этапе все участники проекта посетили этнографический музей под открытым небом «Атамань». У нас была уникальная возможность побывать в музее – сказке. «Атамань - это гордость Краснодарского края, здесь в одном месте собрано всё лучшее, что может рассказать наш край о своих предках. Все участники получили неизгладимые впечатления.

После экскурсии у наших детей возникло очень много вопросов. Они заинтересовались историей своей станицы её прошлым и настоящим. Для активизации познавательной деятельности использовали «Модель трёх вопросов», разработанную учёным - педагогом Джоном Дьюи. Суть этой модели заключается в том, воспитатель задаё т детям три вопроса:

«Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как узнать об этом?»

Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать об этом?

Содержание того, что дети уже знают. План предстоящей деятельности (тема проекта) Источники новых знаний, т. е. средства.

В результате бесед с детьми обозначилась проблема – недостаточный объём знаний у детей о своей станице, о её людях, о родном крае (о прошлом и настоящем своей Родины, о традициях, символике, быте, об истоках кубанской культуры).

На вопрос «Что бы вы хотели узнать?», наши «почемучки» спрашивали: «Почему наша станица так называется?», «Почему такие фамилии на Кубани?», «Кто были первые поселенцы», «Зачем казаку конь?», «Как наши прабабушки стирали», «Почему наш край называют Кубанью?» и другие самые неожиданные вопросы. А когда мы спрашивали, как найти ответы на поставленные вопросы, дети отвечали:

1 Подумать самостоятельно.

2 Спросить у другого человека.

3 Посмотреть в книгах.

4 Посмотреть по телевизору.

5 Понаблюдать.

6 Получить информацию у компьютера.

7 Побеседовать с родителями.

8 Связаться со специалистами.

9 Сходить на экскурсию и приобрести нужные знания.

10 Создать музей у себя в детском саду.

Через «модель трёх вопросов» осознали суть проблемы, сформулировали цель. По определению автора книги «Метод проектов в детском саду» Кочкиной Натальи Альбертовны, у метода проектов должно оказаться минимум две цели: - педагогическая – чему учить и конкретная – то к чему стремится сам ребёнок. В нашем случае взрослая цель: помочь детям стать активными участниками проекта, полюбить свою станицу всей душой и сердцем, понять её красоту и величие. Детская цель : узнать как можно больше о прошлом и настоящем своей станицы, своей семьи, её корнях.

Самым сложным в работе над проектом было пошаговое планирование предстоящей работы. Особенность данного этапа заключается в том, что планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность. Помог нам в этом «Метод мыслительной карты» Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта Тони Бьюзен. Мыслительные карты помогли нам на основе имеющихся у детей знаний и представлений составить план нашей совместной работы. Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Детское участие основывается на принципе ассоциаций. В центре листа воспитатель пишет (рисует) основную тему. Ребёнок рисует толстые ветки (к углам листа, каждая ветвь своим цветом, над каждой ветвью воспитатель пишет слово – ассоциацию, а ребёнок добавляет картинки (символы, значки, условные обозначения). И так с каждой ветвью, рисуем и пишем столько, сколько у детей возникает ассоциаций. Эта работа – игра может продолжаться не один день, а по мере возникновения у детей желания и идей – ассоциаций. Методом мыслительной карты мы пользуемся не только при составлении плана работы но и при подведении итогов. Если дети справились с задачей (прочитали книгу, сходили на экскурсию, узнали что-то новое, то они рисуют на карте –схеме весёлого человечка «смайлик». Чем больше улыбающихся рожиц на схеме, тем глубже знания и умения детей и «веселее» становится наше «мыслительное дерево». Так как проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ, то метод мыслительной карты помог детям спланировать работу над проектом и через различные формы работы всех участников проекта (детей, воспитателей и родителей) выйти на конечный результат совместной работы – презентацию.

Самый увлекательный и интересный в работе над проектом это основной этап – реализация плана, который происходил в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников и увлёк всех участников проекта. Мы старались, чтобы дети как можно больше проявляли самостоятельности и инициативы в работе над проектом, для этого использовали различные формы сбора информации :

Формы реализации задач :

1 проведение цикла познавательных занятий.

2оформление дидактических игр.

3 оформление альбомов «фото – архив моей семьи»,

«как мы отдыхаем», «любимый сердцу уголок».

4 оформление стендов «Кубань – моя родина», «Лучше нет родного края», «Моя семья – моё богатство».

5 фотовыставки, создание «Книги памяти», «Дети – герои войны».

6 праздники и развлечения, викторины

7 физкультурные досуги.

8 оформление уголков патриотического содержания.

9 разучивание стихов, песен.

10 посещение музея, библиотеки, Дома культуры.

11 консультации для родителей.

12 создание мини – музея.

13 творческие встречи (с писателями, художниками, поэтами).

14 участие в различных видах трудовой деятельности.

15 совместное творчество родителей и детей (работа в творческой мастерской).

16 выездные экскурсии на природу.

17 Домашние задания для детей (побеседовать с бабушкой, дедушкой, что «рассказывают» старинные предметы из бабушкиного сундучка, узнать в какие игры играли мамы и папы в детстве.

18 Создание и решение проблемно – исследовательских ситуаций «как глина помогала нашим предкам», «найди свою улицу и свой дом на карте станицы», «о чём рассказывают фамилии», «как стирали и гладили наши прабабушки», «Зачем казаку конь» и т. д.

Ответственные: Воспитатели, специалисты, дети и родители.

В работе над проектом мы не забывали, что патриотизм, любовь к своей Родине формируется у каждого ребёнка индивидуально, связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. Наша задача была сделать эти переживания яркими и незабываемыми. Кубань – благоприятный регион для воспитания лучших человеческих качеств, посредством казачьих традиций и культуры многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа. Поэтому итогом работы стало создание в детском саду «мини – музея». Дети вместе с родителями находили экспонаты – глиняную посуду, различные предметы быта, которые использовали их прабабушки и прадедушки. На завершающем этапе проекта дети становились экскурсоводами в нашем музее и могли рассказать для чего нужен тот или иной предмет и как им пользовались наши предки. Результатом занятий познавательного цикла, бесед, творческих встреч, экскурсий, посещения культурных мероприятий, просмотра различных видеофильмов, стали созданные детьми и воспитателями экспозиции: «Станица прежде – станица сейчас», коллекции полезных ископаемых, «Красной книги» нашего края, «Книги памяти»(мои прадедушка и прабабушка в годы ВОВ, фото альбом «Любимый сердцу уголок». Как сказал Лев Николаевич Толстой «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», а наши земляки добавляют: «На Кубани человек без родни не живёт». Поэтому прежде чем ребёнок осознает себя как гражданина, мы помогаем ему осознать значимость собственного я, своей семьи, своих корней, - того, что близко, понятно, знакомо. Нашими детьми и родителями были созданы «Семейные портфолио» куда вошли такие разделы: альбомы «Моя семья», плакаты «Современная семья – какая она», «История семьи в картинках», «Моя родословная». Особенно творчески проявили себя дети и родители в создании индивидуальных семейных гербов. Учитывались следующие показатели: состав семьи, увлечения, исторические корни, и многое другое. На итоговом мероприятии «Праздник семьи» прошла детская презентация на тему «Герб моей семьи». Выступая перед родителями, каждый ребёнок приобретал навыки владения собой, своей речью и средствами общения (жесты, мимика, умение преодолеть свои комплексы)

И как главный итог работы над проектом «С чего начинается Родина» в детском саду прошёл праздник «В гости к народу».

Таким образом работа над проектом «С чего начинается Родина» позволила решить нам одну из основных задач дошкольного образовательного учреждения - воспитание гражданина и патриота своей родины, а также показала результативность совместной работы:

1 у детей возросли познавательная активность и интерес к миру.

2 дети пытаются планировать, анализировать и делать выводы.

3 дети стали увереннее в себе, обогатилась речь детей.

4 дети учатся составлять связные творческие рассказы.

5 сложились предпосылки для дальнейшего обучения детей.

6 обогатилось содержание совместной деятельности воспитателей, детей и родителей.

7 сложились доверительные отношения с семьями воспитанников.

8 воспитатели приобрели опыт работы по проектной деятельности.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры у старших дошкольников посредством проектной деятельности Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем».

Приобщение старших дошкольников к искусству книги посредством проектной деятельности «Приобщение старших дошкольников к искусству книги через проектную деятельность» Актуальность. На сегодняшний день актуальность решения.

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе приобщения к культуре народов Уральского региона Введение Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу и традициям.

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой и туристической деятельности В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все.

Проект «Мини-музей национального быта и творчества в ДОУ как средство формирования патриотических чувств у детей» Проект на тему: Мини-музей национального быта и творчества в ДОУ как средство формирования патриотических чувств у детей. Тема: Мини-музей.

Обогащение музыкального опыта и воспитание нравственно-патриотических чувств старших дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Первомайский» Омского муниципального района.

Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников в процессе изготовления русской тряпичной куклы» Проект: Развитие патриотических чувств у старших дошкольников в процессе изготовления русской тряпичной куклы. В рамках вариативной части.

Проект «Русское народное творчество — основа формирования патриотических чувств дошкольников» Матрица проекта. Направленность работы по проекту: Для решении поставленной в проекте цели запланированы разные виды деятельности: слушание.

Развитие общения старших дошкольников в проектной деятельности Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольниковВоспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация детской проектной деятельности как способ формирования патриотических чувств у старших дошкольников
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 14:15
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация детской проектной деятельности как способ формирования патриотических чувств у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Захарченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД