Анна Захарченко
Организация детской проектной деятельности как способ формирования патриотических чувств у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, их красоты и величия».
Сухомлинский В. А.
Любовь маленького ребёнка дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к родному дому, улице на которой он живёт, детскому саду, селу, краю, России. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая ведётся в дошкольных образовательных учреждениях по начальному формированию чувства гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьёй. Выстраивая свою работу по патриотическому воспитанию, мы большое внимание уделяем комплексному подходу, который наиболее полно осуществляется через информационно – творческий проект «С чего начинается Родина». Этот вид проекта помог нам решить многие задачи, поставленные ФГОС дошкольного образования.
Публикация «Организация детской проектной деятельности как способ формирования патриотических чувств у старших дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Задачи:1. Расширять знания детей о родной станице, о её прошлом и настоящем.
2. Побуждать детей к поиску новых знаний, к самостоятельности в выборе познавательной деятельности.
3. Помочь детям ощутить духовную жизнь своего народа, умение видеть и понимать красоту окружающей жизни.
4. Воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, прививать желание стать продолжателем лучших качеств своих предков.
5. Ориентировать родителей на нравственно – патриотическое воспитание в семье.
6. Объеденить всех участников проекта педагогов, детей и их родителей в рамках создания коллективной творческой работы.
Особенностью проектной деятельности в детском саду является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Воспитатель организатор и вдохновитель. Родители непосредственные участники. Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа.
Примерная структура проекта :
1 этап – подготовительный. Выдвижение проблемы Постановка цели проекта.
2 этап Реализация проекта. Хороший проект не может ограничиться одним только замыслом, он должен быть реализован.
3 Этап – заключительный. Подведение итогов (презентация).
Создание проблемной ситуации важный этап работы над проектом. Мы решили, что проблема должна быть актуальной и интересной для всех участников проекта, а решение посильно детям. Поэтому на начальном этапе все участники проекта посетили этнографический музей под открытым небом «Атамань». У нас была уникальная возможность побывать в музее – сказке. «Атамань - это гордость Краснодарского края, здесь в одном месте собрано всё лучшее, что может рассказать наш край о своих предках. Все участники получили неизгладимые впечатления.
После экскурсии у наших детей возникло очень много вопросов. Они заинтересовались историей своей станицы её прошлым и настоящим. Для активизации познавательной деятельности использовали «Модель трёх вопросов», разработанную учёным - педагогом Джоном Дьюи. Суть этой модели заключается в том, воспитатель задаё т детям три вопроса:
«Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как узнать об этом?»
Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать об этом?
Содержание того, что дети уже знают. План предстоящей деятельности (тема проекта) Источники новых знаний, т. е. средства.
В результате бесед с детьми обозначилась проблема – недостаточный объём знаний у детей о своей станице, о её людях, о родном крае (о прошлом и настоящем своей Родины, о традициях, символике, быте, об истоках кубанской культуры).
На вопрос «Что бы вы хотели узнать?», наши «почемучки» спрашивали: «Почему наша станица так называется?», «Почему такие фамилии на Кубани?», «Кто были первые поселенцы», «Зачем казаку конь?», «Как наши прабабушки стирали», «Почему наш край называют Кубанью?» и другие самые неожиданные вопросы. А когда мы спрашивали, как найти ответы на поставленные вопросы, дети отвечали:
1 Подумать самостоятельно.
2 Спросить у другого человека.
3 Посмотреть в книгах.
4 Посмотреть по телевизору.
5 Понаблюдать.
6 Получить информацию у компьютера.
7 Побеседовать с родителями.
8 Связаться со специалистами.
9 Сходить на экскурсию и приобрести нужные знания.
10 Создать музей у себя в детском саду.
Через «модель трёх вопросов» осознали суть проблемы, сформулировали цель. По определению автора книги «Метод проектов в детском саду» Кочкиной Натальи Альбертовны, у метода проектов должно оказаться минимум две цели: - педагогическая – чему учить и конкретная – то к чему стремится сам ребёнок. В нашем случае взрослая цель: помочь детям стать активными участниками проекта, полюбить свою станицу всей душой и сердцем, понять её красоту и величие. Детская цель : узнать как можно больше о прошлом и настоящем своей станицы, своей семьи, её корнях.
Самым сложным в работе над проектом было пошаговое планирование предстоящей работы. Особенность данного этапа заключается в том, что планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность. Помог нам в этом «Метод мыслительной карты» Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта Тони Бьюзен. Мыслительные карты помогли нам на основе имеющихся у детей знаний и представлений составить план нашей совместной работы. Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Детское участие основывается на принципе ассоциаций. В центре листа воспитатель пишет (рисует) основную тему. Ребёнок рисует толстые ветки (к углам листа, каждая ветвь своим цветом, над каждой ветвью воспитатель пишет слово – ассоциацию, а ребёнок добавляет картинки (символы, значки, условные обозначения). И так с каждой ветвью, рисуем и пишем столько, сколько у детей возникает ассоциаций. Эта работа – игра может продолжаться не один день, а по мере возникновения у детей желания и идей – ассоциаций. Методом мыслительной карты мы пользуемся не только при составлении плана работы но и при подведении итогов. Если дети справились с задачей (прочитали книгу, сходили на экскурсию, узнали что-то новое, то они рисуют на карте –схеме весёлого человечка «смайлик». Чем больше улыбающихся рожиц на схеме, тем глубже знания и умения детей и «веселее» становится наше «мыслительное дерево». Так как проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ, то метод мыслительной карты помог детям спланировать работу над проектом и через различные формы работы всех участников проекта (детей, воспитателей и родителей) выйти на конечный результат совместной работы – презентацию.
Самый увлекательный и интересный в работе над проектом это основной этап – реализация плана, который происходил в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников и увлёк всех участников проекта. Мы старались, чтобы дети как можно больше проявляли самостоятельности и инициативы в работе над проектом, для этого использовали различные формы сбора информации :
Формы реализации задач :
1 проведение цикла познавательных занятий.
2оформление дидактических игр.
3 оформление альбомов «фото – архив моей семьи»,
«как мы отдыхаем», «любимый сердцу уголок».
4 оформление стендов «Кубань – моя родина», «Лучше нет родного края», «Моя семья – моё богатство».
5 фотовыставки, создание «Книги памяти», «Дети – герои войны».
6 праздники и развлечения, викторины
7 физкультурные досуги.
8 оформление уголков патриотического содержания.
9 разучивание стихов, песен.
10 посещение музея, библиотеки, Дома культуры.
11 консультации для родителей.
12 создание мини – музея.
13 творческие встречи (с писателями, художниками, поэтами).
14 участие в различных видах трудовой деятельности.
15 совместное творчество родителей и детей (работа в творческой мастерской).
16 выездные экскурсии на природу.
17 Домашние задания для детей (побеседовать с бабушкой, дедушкой, что «рассказывают» старинные предметы из бабушкиного сундучка, узнать в какие игры играли мамы и папы в детстве.
18 Создание и решение проблемно – исследовательских ситуаций «как глина помогала нашим предкам», «найди свою улицу и свой дом на карте станицы», «о чём рассказывают фамилии», «как стирали и гладили наши прабабушки», «Зачем казаку конь» и т. д.
Ответственные: Воспитатели, специалисты, дети и родители.
В работе над проектом мы не забывали, что патриотизм, любовь к своей Родине формируется у каждого ребёнка индивидуально, связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. Наша задача была сделать эти переживания яркими и незабываемыми. Кубань – благоприятный регион для воспитания лучших человеческих качеств, посредством казачьих традиций и культуры многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа. Поэтому итогом работы стало создание в детском саду «мини – музея». Дети вместе с родителями находили экспонаты – глиняную посуду, различные предметы быта, которые использовали их прабабушки и прадедушки. На завершающем этапе проекта дети становились экскурсоводами в нашем музее и могли рассказать для чего нужен тот или иной предмет и как им пользовались наши предки. Результатом занятий познавательного цикла, бесед, творческих встреч, экскурсий, посещения культурных мероприятий, просмотра различных видеофильмов, стали созданные детьми и воспитателями экспозиции: «Станица прежде – станица сейчас», коллекции полезных ископаемых, «Красной книги» нашего края, «Книги памяти»(мои прадедушка и прабабушка в годы ВОВ, фото альбом «Любимый сердцу уголок». Как сказал Лев Николаевич Толстой «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», а наши земляки добавляют: «На Кубани человек без родни не живёт». Поэтому прежде чем ребёнок осознает себя как гражданина, мы помогаем ему осознать значимость собственного я, своей семьи, своих корней, - того, что близко, понятно, знакомо. Нашими детьми и родителями были созданы «Семейные портфолио» куда вошли такие разделы: альбомы «Моя семья», плакаты «Современная семья – какая она», «История семьи в картинках», «Моя родословная». Особенно творчески проявили себя дети и родители в создании индивидуальных семейных гербов. Учитывались следующие показатели: состав семьи, увлечения, исторические корни, и многое другое. На итоговом мероприятии «Праздник семьи» прошла детская презентация на тему «Герб моей семьи». Выступая перед родителями, каждый ребёнок приобретал навыки владения собой, своей речью и средствами общения (жесты, мимика, умение преодолеть свои комплексы)
И как главный итог работы над проектом «С чего начинается Родина» в детском саду прошёл праздник «В гости к народу».
Таким образом работа над проектом «С чего начинается Родина» позволила решить нам одну из основных задач дошкольного образовательного учреждения - воспитание гражданина и патриота своей родины, а также показала результативность совместной работы:
1 у детей возросли познавательная активность и интерес к миру.
2 дети пытаются планировать, анализировать и делать выводы.
3 дети стали увереннее в себе, обогатилась речь детей.
4 дети учатся составлять связные творческие рассказы.
5 сложились предпосылки для дальнейшего обучения детей.
6 обогатилось содержание совместной деятельности воспитателей, детей и родителей.
7 сложились доверительные отношения с семьями воспитанников.
8 воспитатели приобрели опыт работы по проектной деятельности.