Приложение МААМ

Проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»

наталья разуваева
Проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проекта

1. Наименование проекта «Народный фольклор, как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»

2. Автор проекта Разуваева Н. В., музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №6 «Ладушки»

3. Цель и задачи проекта

Цель:

Темочки:

-Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей духовно-нравственных основ.

Задачи:

-Повысить профессиональные знания педагогов по приобщению малышей к истокам русской народной культуры;

-Повысит эффективность работы с детьми по ознакомлению с фольклором и использовании его в РОД;

-Приобщать малышей к русскому народному творчеству (играм, хороводам, потешкам, сказкам, песням) в разных видах деятельности.

-Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям, и декоративно-прикладному искусству.

4. Сроки реализации проекта:Среднесрочный; продолжительность февраль-март.

5. Тип проекта:Творческий, групповой.

6. Участники проекта:Музыкальный руководитель, воспитатели, дети младшей группы, родители.

Актуальность

В настоящее время подрастающее поколение отторгается от отечественной культуры, от отечественно-исторического опыта поколений. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, великодушии.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми огромную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения к высотам классической отечественной литературы, театра, музыки, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.

Постановка проблемы

«Когда ваш ребёнок станет взрослым, что он вспомнит из своего детства? Поверьте: он забудет и лакомства, и обновки, но не забудет, как родители играли с ним и читали ему сказки.» И это воспоминание согреет ему душу!

В. Сухомлинский.

Отсутствие системы приобщения дошкольников 3-4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах детской деятельности.

Пояснительная записка

На Руси всегда свято чтили обычаи и традиции предков и знали, что все они сохраняются благодаря старикам. Бытие каждого народа определяло его традиции, которые создают форму сохранения этого народа в мире. Большую роль в процессе воспитания гражданственности играют народные обычаи и традиции, народные праздники. Праздники по своей природе педагогичны, так как всегда включают в праздничное единство и детей и взрослых. У детей формируется осознанная мотивация к сохранению культурного наследия своего народа.

Русский фольклор - яркий, живой, образный, он легко запоминается малышами и оставляет радостное впечатление, а народные игры приобщают ребят не только к фольклору, но и влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с пословицами, поговорками, сказками, загадками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям прибаутки, потешки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период.

Детство - период расцвета в жизни человека. Поэтому задача взрослых – с раннего детства прививать детям любовь к прекрасному, приобщить их к навыкам игры в коллективе, развивать в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородства. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается творческое воображение.

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный:

- анкетирование родителей «Приобщение детей к культурно-ценностным ориентациям через народный фольклор в семье»;

- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

- подбор методической литературы, песен, танцев, игр, сказок, потешек.

2 этап – основной:

- совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателей, детей и родителей.

3 этап – заключительный:

-РОД

- городское методическое объединение для музыкальных руководителей;

- презентация и подведение итогов.

Условия реализации проекта

Наш проект обусловлен социально – педагогической потребностью в решении задач нравственного воспитания дошкольника. Задача педагогов – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему.

Для всестороннего развития личности в младшей группе детского сада создана предметно- развивающая среда, но для положительных результатов в работе по данной теме, нами были внесены изменения и дополнения в образовательную развивающую среду, а именно:

- Образовательная деятельность проводится в группе, оформив группу по тематике занятия.

- В музыкальном зале с использованием атрибутов мини-музея «Русская изба». Атрибуты в избу собирали всем детским садом: печка, сундуки, люлька, самовар и др.

Для наглядности используем костюмы, куклы в разных нарядах, иллюстрации, предметы русского прикладного искусства.

Постоянные обитатели избы самодельные куклы, сделанные своими руками, есть ещё маленький Ивашечка в люльке, кошка на печи. И конечно, хозяюшка в русском сарафане, в роли которой выступает педагог ДОУ. Она всегда рада гостям.

Благодаря созданию особой благоприятной среды и настроение в «избе» особенное. Здесь по другому звучат народные песни и сказки.

В рамках этого проекта проведены: образовательная деятельность, методическое объединение для музыкальных руководителей ДОУ города, консультации для воспитателей и родителей.

За время работы над проектом ребята познакомились с русскими народными сказками, потешками, предметами русского быта.

Значение рассмотренных выше форм работы с детьми младшего дошкольного возраста трудно переоценить. Ребята приобщаются к культуре своей страны.

Принципы реализации проекта

Для реализации поставленных задач нами был разработан перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием фольклора. При составлении плана мы руководствовались следующими принципами:

1. Принцип активности и посильной самостоятельности. Этот принцип предполагает, что на занятии создаются условия, чтобы у малышей возникла потребность речевого взаимодействия, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышам включиться в игровое взаимодействие по тексту.

2. Принцип познавательной активности – один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

3. Принцип наглядности не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Предполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приёмов инсценирования.

Обеспечение проекта

Кадровый ресурс:-Музыкальный руководитель, воспитатели группы.

Материально-технический ресурс: -Технические средства обучения (принтер, фотоаппарат, ноутбук, музыкальный центр,телевизор).

Родительский ресурс:Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:

-консультации, индивидуальные беседы, выставки.

Информационный ресурс: -Использование ИКТ.

-Изучение методической литературы.

Методическое обеспечение.

1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника». М., 1995г.

2. Яковлева Н. Н. «Использование фольклора в развитии дошкольника. -М. Просвещение, 1976 г.

3. Жаворонушки: песни, потешки, прибаутки, приговорки / Сост. Г. Науменко. М., 1998г.

4. Кокоуева Т. В. «Духовно-нравственное воспитание дощкольников на культурных традициях своего народа». М., 2005г.

5. О. С. Ушакова., Н. В. Гавриш. «Знакомим с литературой детей 3-5 лет».М., 2010г.

6. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду». М., 2003г.

Публикации по теме:

Фольклор как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы обусловлена преобразованиями в обществе, обновлением мировоззренческих позиций в области историографии, изменением.

Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Тема проекта: Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Актуальность: Один из принципов.

Конспект открытого занятия «Сюжетно-ролевая игра в формировании нравственных основ детей младшего дошкольного возраста»Конспект открытого занятия «Сюжетно-ролевая игра в формировании нравственных основ детей младшего дошкольного возраста» «Злой язычок» Программное содержание: 1. Учить детей передавать чувства интонацией. 2. Учить детей подбирать характерные для героев движения,.

Конспект родительского собрания «Русский народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста» Конспект родительского собрания Тема: «Русский народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста» Предварительная работа: 1. Подготовить.

Консультация «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек», г. Губкин, Белгородская область воспитатель Грачева Ольга ФедоровнаФольклор.

Консультация «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей. Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраст.

Мастер-класс «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» 1 слайд. Мастер-класс «Фольклор как средство развития детей дошкольного возраста». 2 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! В одной древней.

Практический семинар «Детский игровой фольклор» для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста Здравствуйте, сегодня я вам расскажу и покажу, как использовать русский народный фольклор в повседневной жизни малыша. Малый фольклорный.

Развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста на основе освоения историко-культурного наследия России Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества.

Создание эстетической развивающей среды как фактор формирования нравственных начал у детей дошкольного возрастаСоздание эстетической развивающей среды как фактор формирования нравственных начал у детей дошкольного возраста Для полноценного развития детей необходимо обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание в детском саду. Поэтому необходимо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 ноября 2015 в 12:42
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем наталья разуваева (УИ 278478) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД