Марина Падерина
Обобщение опыта работы «Фольклор как средство формирования положительных черт личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Падерина Марина Викторовна
воспитатель I кв категории
МКДОУ «Детский сад «Колосок»
р. п. Варгаши
Курганской области
Цель:
Воспитание положительных черт личности и национальных черт характера ребёнка дошкольника через фольклор, приобщение детей к русской народной культуре.
Задачи:
1. Создать условия для приобщения детей к национальным традициям.
2. Развитие общения и взаимопонимания ребёнка со взрослыми и сверстниками в процессе приобщения детей к народным традициям.
Публикация «Обобщение опыта работы „Фольклор как средство формирования положительных черт личности дошкольника“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
3. Взаимодействие с семьёй по воспитанию положительных черт личности и национальных черт характера ребёнка дошкольника с помощью разных форм фольклора.
Этапы реализации:
1. Подготовительный:
• Изучение особенностей характера детей, через наблюдение, вводное анкетирование родителей по данной теме.
• Анализ педагогической и методической литературы.
2. Практический:
• Разработать систему воспитательных и образовательных мероприятий по формированию у детей таких черт характера, как толерантность, взаимовыручка, доброжелательность, честность, любовь к ближнему и к природе, Родине.
3. Итоговый:
Наблюдение, анкетирование родителей, анализ результатов, обобщение опыта работы.
В результате наблюдения было выявлено, что у детей подготовительной к школе группы повышена конфликтность, не редко проявляется нетерпимость друг к другу, неосознанная агрессивность, грубость.
Назрела проблема разработать план воспитательных и образовательных мероприятий направленных на формирование положительных черт личности и национальных черт характера детей с опорой на разные формы фольклора. Почему фольклора? В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважение к труду, любовь к Родине, к ближним. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
В течении года мною по данной теме были изучены интернет – ресурсы:
- Ресурсы развития образовательной среды ДО организаций в условиях реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования «Материалы 18 Межрегиональной научной конференции» города Златоуст.
- Приложение к журналу «Современное дошкольное образование» теория и практика «Ознакомление детей с народным искусством»
Изучена литература:
• «Народные культура и традиции» занятия с детьми 3-7 лет, пособия для ДОУ Волгоградский учитель 2013. Косарева В. Н.
• «Наследие. Быль и сказки» пособие по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе традиций отечественной культуры» Е. В. Соловьёва, Л. И. Царенко – М. Обруч 2011
• «Учим детей наблюдать и рассказывать» популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития 1997. О. В. Марничева, Н. В. Елкина
• «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Парциальная программа. – Санкт-Петербург Детство-Пресс 2015 О. Л. Князева, МД Маханева.
• «Знакомство детей с русским народным творчеством» методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений – Санкт – Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС»2003. Т. Д. Бударина, О. А. Маркеева.
Мной были разработаны и проведены :
• Проект «Защитники Отечества» в него вошли
1. НОД ФКЦМ интегрированное, комплексное «Живи в веках, моя Россия!» совместно со специалистом по музыке Девяшиной Т. Ю.
2. Чтение русских народных сказок и былин о богатырях земли русской.
3. Сюжетно-ролевая игра: «Богатырская застава».
4. Просмотр презентации «Богатыри Земли Русской»
• НОД ФКЦМ «Православные и обрядовые праздники Руси»
• Развлечения «Капустничек», «Рождественские святки», «Светлая Пасха»
• Цикл бесед «В мире мудрых мыслей» Л. Б. Фесюковой
«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»
«Уважай сам себя, будут, и люди тебя уважать»
«Своя земля и в кулачке родная»
«У страха глаза велики»
• Беседы и проблемные ситуации по темам:
«Мои достоинства и недостатки», «Я и мои эмоции»
• Экскурсия в школьный краеведческий музей по теме «Русская изба»
• Собрана картотека «Русские народные игры к православным праздникам».
• Знакомство с произведениями местной поэтессы Е. С. Хабаровой. Экскурсия в центральную библиотеку.
• Ежедневно «сказка на сон грядущий», чтение русских народных сказок, беседы по прочитанному.
• Родительское собрание по теме: «Приобщение детей к народным традициям»
В мае 2015 года я участвовала в конкурсе «Наша группа день за днём – интересно мы живём», проводимом в МКДОУ «Детский сад «Колосок», в номинации «Юные патриоты» заняла 2 место.
В июне 2015 на педагогическом совете был заслушан опыт моей работы по самообразованию по данной теме.
Дети и родители с интересом откликнулись на предложения поучаствовать в том или ином мероприятии, проекте. Ребята стали добрее, терпимее друг к другу. Взрослые и ребята как-то по-новому стали относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам. В конце учебного года, коллектив группы стал дружным, выпускники общительны, легко идут на контакт со взрослыми и сверстниками, эмоциональны и отзывчивы, доброжелательны и уважительно относятся к окружающим.