Анастисия
Семинар-консультация «Сказка в жизни ребенка и как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - консультация для воспитателей
«Сказка в жизни ребенка. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
подготовил воспитатель 1 квалификационной категории
Шатрова Анастасия Сергеена.
Публикация «Семинар-консультация „Сказка в жизни ребенка и как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
«Сказка в жизни ребенка. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
С самых первых дней ребёнка родители знакомят с начальными элементами фольклора, такими, как потешки, прибаутки, колыбельные. Посредством вышеперечисленных элементов фольклора ребёнок знакомится с навыками поведения. Первые полноценные художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это всё-таки сказки. Ведущую роль в духовно-нравственном воспитании ребенка играют сказки. Можно смело утверждать, что сказка неразделима от прекрасного. Она благоприятствует развитию эстетических качеств, без которых немыслимо благородства души, сердечного сострадания к несчастью человека, а также горю. Ребенок открывает мир не только умом, а также сердцем. И происходит это благодаря всё той же народной сказке. Сказка приходится благодатным, а также ценным источником в воспитании любви к Родине.
Сказка наставляет детей на творческое мышление, любовь и уважение к будущему всего человечества. Трудно представить детство ребёнка без сказок и детских книг. Сказки вступают в жизнь ребенка с самого детства и сопровождают всю его жизнь. Определённо, сказки нельзя назвать развлечением, а также средством от скуки. Ведь сказки - это способ совершенствование для ребенка. Ребёнок неоднократно может просить почитать родителей или воспитателей его любимую книжку, чтобы ещё и ещё раз услышать историю про так полюбившихся ему героев сказки. Зачастую ребенок подражает главным персонажам, стараясь быть на них похожим. Ведь каждому ребенку очень хочется быть бесстрашным, крепким и сеющим добро. В сказке всё возможно. Стоит только захотеть. Без сказки у ребенка нет мечтания о той самой волшебной стране, где сбываются все желания. Сказка преподносит шанс ребенку пофантазировать.
Кто есть я? Кем я хочу себя видеть? Что бы я сделал, если бы я обладал волшебством? И поэтому дети любят сказки, и в своих фантазиях представляют себя в роли добрых волшебников, эльфов, фей волшебниц, сказочных персонажей и т. п.
Наиважнейшей задачей взрослого, является направить ту самую фантазию ребёнка в нужное положительное русло, так как в отрицательное направиться ему совсем не сложно.
Большинство русских народных сказок передают ребёнку убеждённость в успехе, одержанном добра над злом. Именно через сказку дети приобщаются с такими первенствующими понятиями, как "что такое хорошо и что такое плохо", а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей. Сказки несут в себе самую первую информацию об отношениях между людьми. Благодаря сказкам у ребенка формируются дар переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека.
Несомненно, что духовно-нравственное воспитание невозможно без обдумывания с дошкольником нравственной стороны поступков сказочных персонажей художественных произведений, с проведением проецирования на поступки людей.
Поэтому работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам.
Но, к всеобщему сожалению, в современной обстановке нынешнего российского общества имеется такое явление как падение нравов и преобразований не в лучшую сторону ценностных ориентиров у людей. Экономические и политические перемены, происходящие в нашей стране, не всегда, однако, оказывают утвердительное и благотворное влияние на развитие и становление молодого поколения, находящегося в поисках своего "я" и смысла своей жизни. Это явление отпечатолось на второсортности современных детских литературных произведений, подавляющей популяризации далеко не нравственных мультфильмов иностранного производства, что вносит определённое искажение и искривление в формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, таких как доброта, сердобольность, сострадание, сопереживание, праведность, честность.
Именно народные сказки сберегли ту общую человеческую мораль, которую, увы, сегодня многие утратили, надеюсь, что не безвозвратно.
Наиболее результативные методы формирования духовно-нравственных качеств :
1. Знакомство детей с содержанием сказки;
2. Привлечение детей к активной деятельности (изобразительная деятельность по мотивам сказок, выставки рисунков, поделок)
3. Инсценирование сказки;
Методы ознакомления со сказкой
Изучая методическую литературу, можно выделить методы ознакомления со сказкой. Одним из самых распространенных методов ознакомления со сказкой это чтение сказки воспитателем. Лучше всего знать сказки наизусть, при таком "чтении" наилучшим образом достигается вербальный контакт с детьми.
Сказочные произведения большего объёма можно читать по книге. Необходимо также в момент чтения упомянуть о бережном, аккуратном обращение с книгой.
Чтение сказки уместно не только во время занятий, но и во время режимных моментов.
Следующий метод – рассказывание, это более свободная передача текста.
В процессе рассказывания допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Однако, главное в передаче рассказчика – это яркое, красочное пересказывание с передачей характерных особенностей сказочных персонажей.
Важно применять эффективные и действенные приёмы для понимания и восприятия сказки детьми. Это – выразительное чтение сказки с применением интонации и мимики. Используя этот приём, воспитанники с лёгкостью могут представить "живой" образ сказочного персонажа и полностью "погрузятся в сказку".
Ещё один из приёмов – это беседа по сказке. Это благодатный приём, в ходе которого стоит уделять большое внимание моральным качествам сказочных персонажей, а также анализирую совместно с детьми мотивацию их поступков.
Не менее эффективным методом работы со сказками являются творческие задания, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Результатом таких заданий является изготовление продукта, такого как, рисунок,аппликация, поделка.
Для закрепления знаний полезны дидактические игры на материале знакомых сказок. Как пример, такими дидактических играми могут служить игры "Знаешь ли ты сказку?", "Узнай героя сказки по описанию","Герой потерял свою сказку", "Собери картинку", пазлы, мозаики и другие. Необходимо отметить, что такие игры сопровождаются беседой по обсуждению героев сказок, их поведения. Вся беседа проходит непринуждённо, что делает ребёнка открытым для общения с взрослым. Совместная работа с родителями, так как всё-таки ведущая роль в становлении духовно развитой и нравственной личности отводится родителям. Именно родители являются образцом для подражания своих детей, а также носителем духовных ценностей. И, учитывая семейные, жилищные проблемы, а также проблемы отсутствия времени некоторых родителей, необходимо проводить работу с родителями, проводить беседы, консультаций, собрания о важности сказки в жизни детей. Огромную пользу с духовной точки зрения имеют досуги для дошкольников, которые проводятся совместно с родителями на литературные темы: "Сказа в гости к нам пришла", "Сказка ложь, да в ней намёк…", что способствует единению родителя и ребёнка. Процесс формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста с помощью русских народных сказок, будет действенным, если в группе будет создана целесообразная и подходящая развивающая среда. В частности, книжный уголок с подбором той самой необходимой литературы, а именно сказок.
В наше сложное социально неустойчивое время от правильно расставленных приоритетов в духовно - нравственном воспитании подрастающего поколения зависит не только благополучие и процветание, но также стабильность и адекватность общества в целом. Наша роль, как воспитателя – помочь маленькому человеку вступить в непростой мир, где ему предстоит встретиться с добром и верностью, храбростью. Но в мире есть, к сожалению, предательство и обман, хитрость и коварство. Из всего многообразия ребенок должен уметь различать плохое от хорошего, ведь именно в детстве формируются самые первые взгляды, оценки с точки зрения морали.