Ольга Романова
Влияние семьи на формирование у детей дошкольного возраста нравственных и эстетических чувств
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие общества сопровождается постоянными изменения, в том числе и в духовно-нравственной сфере. В настоящее время больше всего это сказывается на смене системы ценностей семьи и семейных взаимоотношений в связи с проникновением западных традиций, праздников и других культурных ценностей.
Первостепенной задачей в процессе развития человеческого общества было и есть воспитание ребёнка. Влияние ближайшего окружения на ребёнка особенно велико. В семье ребёнок впитывает образцы для подражания и видит реакцию людей на свои первые собственные действия. Сформированные в детстве нравственные нормы, качества личности и духовно-нравственные ценности остаются с ним и во взрослой жизни, по этой причине значимой проблемой остается создание и сохранение гармоничного эмоционального атмосферного климата между всеми членами семьи, так как без этого невозможно развитие здоровой личности ребенка. Нравственная сфера гарантирует устойчивость социальной системы отношений человека с другими людьми, поэтому формирование нравственно-эстетических качеств должно начинаться в детстве, важно заложить основы доброты, трудолюбия, ответственность за свои действия, любовь к своему краю и культуре.
Публикация «Влияние семьи на формирование у детей дошкольного возраста нравственных и эстетических чувств» размещена в разделах
Нравственные черты личности опираются на одно определенное биофизиологическое основание в человеческом организме, а характер и содержание моральных качеств определяется той социальной средой, в которой человек растет и воспитывается.
Уникальность нравственных черт личности зависит от имеющегося у детей опыта общения, позитивных или негативных впечатлений, получаемых ими в ходе этого общения, от благоприятных или неблагоприятных условий семейного воспитания.
Не менее важное место в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольника является эстетическое воспитание, которое заключается в том, что по средствам эстетико-художественного познания у ребёнка идёт развитие ассоциативного мышления и всего интеллекта в целом. В современное время это имеет особое значение, поскольку с одной стороны, необходима узкая специализация, а с другой – требуется всестороннее развитие творческих способностей.
Формирование нравственно-эстетических чувств – одно из важных условий воспитания всесторонней личности. Относительно обучения нравственно-эстетическому воспитанию существуют разные точки зрения. Часть современных экспертов, в частности, М. А. Бесова, Л. И. Романова заявляют, что результат нравственного воспитания в значительной степени зависит от правильной, хорошо организованной коллективной деятельности детей и накопления ими позитивного нравственного опыта. А психологи отмечают, что существует расхождение нравственного воспитания дома и детском коллективе, например, так происходит, если педагог культивирует мир и дружбу в детском коллективе, а родители свои поведением демонстрируют злобу, раздражение по отношению к окружающему миру, что может с течением времени привести к внутриличностному конфликту у ребенка. Ребёнок в силу возраста будет склоняться к одной из позиций, не имея собственного представления. Дети дошкольного возраста интуитивно воспроизводят действия наставника. Вершина копирования, подражания приходится на старший дошкольный возраст и младший школьный возраст, поэтому важно, чтобы родители осознавали всю ответственность воспитания, следили за своим поведением, контролировали эмоции и воздействовали на ребёнка максимально положительно. Достигнуть подобного результата возможно благодаря различным подходам к формированию нравственно-эстетических качеств у детей, например, посредством совместной полезной деятельности, а также через игру, творческий процесс, обучение, художественные произведения, собственный пример.
Следовательно, семье отводится главная и ответственная роль в формировании нравственно-эстетических чувств у дошкольников. Семья даёт первые образцы авторитета и поведения. Каким станет человек, зависит от условий, в которых он воспитывался, от направленности и содержания нравственно-эстетического воспитания.