Альбина Николаевна Саляева
Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важным периодом для речевого развития ребёнка является дошкольное детство. Речевое развитие детей идёт в тесной связи с характером их деятельности и общения. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, увеличивается словарный запас, растает количество простых распространенных и сложных предложений.
Публикация «Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
На современном этапе развития образования ФГОС дошкольного образования особую значимость отдаёт речевому развитию детей, что отмечено в целевых ориентирах: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Исследования психологов и педагогов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов. Н. Н. Подъддяков, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Д. Б. Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, то есть у детей развивается понимание образной стороны речи.
Методикой развития речи старших дошкольников занимались педагоги : Е. Н. Водовозова, Н. В. Гавриш, Е. М. Струнина, О. С. Ушакова, В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Мирошкина и др. В их работах можно прочесть об эффективности использования русской народной сказки для развития образной речи детей.
Сказку можно выбрать в качестве одного из основных средств развития речи, ее поэтичности, образности, развития фантазии, воображения, воспитания гуманных чувств, качеств личности.
Использование русской народной сказки в системе совместной образовательной деятельности со старшими дошкольниками будет способствовать развитию образности их речи при соблюдении ряда условий:
- отбора образных выражений с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики, детского опыта;
- элементарного осознания детьми роли образных слов и выражений высказываний;
- активизации в речи образных слов и выражений в ходе свободной деятельности детей.
Задачи:
• изучить теоретические основы использования русской народной сказки в формировании образности речи детей старшего дошкольного возраста;
• формировать знания о жанровых особенностях сказки, расширять литературный опыт детей;
• разработать и апробировать систему занятий с использованием русской народной сказки в развитии образности речи старшего дошкольного возраста;
• воспитывать культуру общения;
• способствовать становлению родителей как субъектов образовательной деятельности в вопросах речевого развития;
• проследить динамику изменения уровня развития образной речи детей.
Работа по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки строится в три этапа: подготовительный, реализационный и итоговый.
На первом этапе проходит анализ литературы по теме, проводится диагностика речевого развития воспитанников (Ю,А. Афонькина, О. С. Ушакова). Организуется анкетирование родителей (законных представителей) по вопросам речевого воспитания в семье.
Создаётся благоприятная предметно-пространственная развивающая образовательная среда - в группе имеются необходимые условия для использования русской народной сказки в развитии образной речи детей. Оформлен книжный уголок, в котором среди прочих произведений представлены сборники русских народных сказок, отдельно имеются подборки иллюстраций к различным сказкам. Они эстетично оформлены и соответствуют возрасту детей. Оборудован уголок с костюмами для драматизаций, в которых имеется достаточное количество костюмов и атрибутов, доступных детям в любое время. Интересны детям настольные игры, направленные на активизацию опыта по сказке : «Узнай сказку», «Сказки на кубиках», «Лото», «Сказочное домино»; а также игры направленные на развитие связной речи : «Мои любимые сказки», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку».
Замечательны «Сказки на липучках», которые позволяют детям рассказывать уже знакомые сказки, дополнять их придуманными эпизодами, сочинять свои сказки, используя уже знакомых героев.
Педагог разрабатывает перспективный план и систему занятий по развитию образной речи старших дошкольников средствами русской народной сказки.
После проделанной работы переходим на второй этап: организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация работы с родителями.
На итоговом этапе следует провести повторную диагностику речевого развития воспитанников. Отметить – по каким критериям динамика выше.
Опираясь на исследования О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, Н. В. Гавриш и можно выделить следующие критерии развития образной речи детей старшего дошкольного возраста :
— умение выделять в тексте сказки средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы);
— умение сравнивать и подбирать эпитеты;
— умение подбирать синонимы;
— умение подбирать антонимы;
— использование средств художественной выразительности в собственной речи.
Развитию речи детей, её образности, а также творческих способностей детей, способствует ознакомление со сказками, их придумывание. Русская народная сказка является важнейшим источником развития выразительной детской речи.
Результаты работы:
• повышение интереса детей к русскому народному творчеству;
• развитие творческой активности;
• развитие образной речи детей;
• развитие связной речи;
• воспитание интереса к сказке, языковому богатству русского языка.