Папки-передвижки

Наглядное моделирование букв — эффективный метод обучения грамоте дошкольников в работе кружка «Предшкольная пора» (3 фото)

Светлана Лушняк
Наглядное моделирование букв — эффективный метод обучения грамоте дошкольников в работе кружка «Предшкольная пора»
▼ Скачать + Заказать документы

Несколько лет являюсь руководителем кружка дополнительного образования «Предшкольная пора»

Хочу поделиться с коллегами опытом эффективного использования метода наглядного моделирования букв, применяя специальные методики «Алфавит телодвижений» и «Пальчиковая азбука» Очень важно «зажечь» в ребятишках – дошкольниках огонек желания знать буквы родного алфавита, и научить этими буквами пользоваться.

Публикация «Наглядное моделирование букв — эффективный метод обучения грамоте дошкольников в работе кружка „Предшкольная пора“» размещена в разделах

С целью увеличения двигательной активности детей и повышение интереса к изучению букв алфавита использую на занятиях кружка специальную методику «Алфавит телодвижений» разработанную С. И. Веневцевым, суть которой заключается в выполнении определенных двигательных действий на каждую букву алфавита.

«Алфавит телодвижений» состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух и зрительно воспринимают название букв и, используя мышечное чувство и мышечное давление, изображают эту букву. И наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяется абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга укрепляются и впоследствии легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы, хорошо знакомы и доступны детям и имеют общеразвивающий характер.

Благодаря использованию методики «Алфавит телодвижений» у детей отмечается положительная динамика в запоминании буквенного образа, а также развитии координации движений, ориентировки в пространстве. У детей увеличилась двигательная активность, улучшилось физическое развитие. По моей рекомендации «Алфавит телодвижений» проводят на своих занятиях и в свободной деятельности - воспитатели, так же на занятиях применяет и музыкальный руководитель.

Практический опыт показал, что у детей, занимающихся по методике обучения грамоте средствами движений, существенно улучшились показатели двигательной сферы, фонематического слуха и грамотности.

Игра «Построй букву»

Педагог показывает изображение буквы на мягком модуле или карточке, дети всей группой воспроизводят изображение буквы. Упражнение позволяет ориентироваться в пространстве, учит взаимодействию друг с другом. Ведущий может быть как педагог на начальных стадиях выполнения упражнения, так и ребёнок, который обводит мелом по ногам стоящих линию, все смотрят получилась ли у них нужная буква.

Игра «Прочитай слово»

Дети делятся на две подгруппы (можно больше) и придумывают слово

(можно с помощью педагога, а потом с помощью «Алфавита телодвижений»

воспроизводят для детей другой подгруппы. Дети этой подгруппы читают слово.

Дети с огромным удовольствием принимают участие в таких играх.

«Пальчиковая азбука» - разработана Рыжаковой Е. Н.

Пальчиковая буква - зрительно-пространственный образ буквы русского алфавита, созданный с помощью пальцев рук.

Игры и упражнения с «Волшебными буквами – пальчиковая азбука» (пальчиками) тренируют движение пальцев рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями.

Данные упражнения направлены на:

- закрепление знаний букв русского алфавита;

- развитие речи, мелкой моторики, конструктивного праксиса, воображения;

- зрительного внимания, анализа, синтеза и зрительно-пространственной ориентировки;

- фонематического анализа и синтеза;

- профилактику оптической дисграфии и фонематической дислексии.

Во многих играх и упражнениях требуется участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

С помощью пальцев рук можно построить несколько вариантов одной буквы русского алфавита. При этом важно, чтобы элементы пальчиковой буквы были представлены теми же элементами и направлены в ту же сторону, что и у печатной буквы.

Например, буква русского алфавита «А» состоит из трёх палочек; при построении пальчиковой буквы указательные пальцы рук соединяются под углом, изображая две палочки, соединённые под углом в печатной букве, и третью палочку «перекладинку» может изображать средний палец любой руки.

Работа ведется в три этапа:

На подготовительном этапе необходимо упражнять детей в различении правой и левой руки, закреплять названия пальцев рук, познакомить с правилом «зеркала».

Затем даётся зрительно-пространственный образ буквы и стихотворное сопровождение.

1. Игры на этапе обучение чтению и письму на уровне буквы

Игра «Найди пару» дети должны соотнести карточки с изображением букв русского и пальчикового алфавитов.

Игра «Какой буквы не стало?» Отгадать и показать с помощью пальцев рук, какой буквы не стало.

Игра «Конструктор» С помощью пальцев рук, построить как можно больше букв.

Игра «Прятки» Детям предлагается узнать, какая буква спряталась.

Игра «Вставь букву, получи слово» С помощью пальцев рук дети показывают пропущенные буквы, которые можно вставить в слово.

2. Упражнения на этапе обучения чтению и письму на уровне слога

Игры «Напиши слог» и «Допиши слог»

3. Игры и упражнения на этапе обучения и чтению и письму на уровне слова

Игра «Подпиши картинку»

Дети показывают все буквы поп порядку в слове.

Игра «Покажи букву» С помощью пальцев рук дети показывают первые, последние буквы в слове.

Игры «Составь слово», «Путаница», «Рассыпушки» Составить слова из букв пальчиковой азбуки.

Пальчиковые ребусы (в них буквы русского алфавита представлены пальчиковыми буквами)

Игра «Прочитай слово, составленное из букв пальчикового алфавита»

Игра «Подпиши картину пальчиками»

Игра «Допиши словечко» Нужно определить какую букву дописать, чтобы получилось слово

Игра «Какая буква пропала?»

Игра «Разгадай кроссворды»

Игра «Сурдопереводчик» Один ребенок показывает слово, с помощью пальцев рук, другой его прочитывает.

В заключении хотелось бы отметить, что применение рассмотренных методик «Пальчиковой азбуки» и «Алфавита телодвижений» способствует эффективной подготовке ребёнка к школе. У детей, посещающих занятия кружка значительно повышается интерес к выполнению заданий. Знакомство с буквой для дошкольника становится интересным, запоминающимся и увлекательным. Возникает желание знакомиться всё с новыми и новыми буквами, складывать их в слоги, а затем в слова и читать.

Наглядное моделирование букв — эффективный метод обучения грамоте дошкольников в работе кружка «Предшкольная пора»
Фото «Предшкольная пора»
Наглядное моделирование букв — эффективный метод обучения грамоте дошкольников в работе кружка - фото
Публикации по теме:

Беседа как метод обучения диалогической речиБеседа как метод обучения диалогической речи Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается.

Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «Осень — чудная пора!»Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «Осень — чудная пора!» .

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Конспект урока по обучению грамоте для 1 класса «Повторение и закрепление изученных букв» Тема: Повторение и закрепление изученных букв. I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. 1. -Прочитайте высказывание: Азбука-ступенька.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мираМоделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Панно по обучению грамоте «Солнечный город букв и звуков»Панно по обучению грамоте «Солнечный город букв и звуков» Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию работу с детьми старшей логопедической группы по обучению грамоте: панно «Солнечный.

Метод быстрого обучения навыкам лепкиМетод быстрого обучения навыкам лепки Сам себе Лепилкин. Лепить из пластилина, теста, глины, воска, гипса, песка. … необычайно увлекательно и весело. А еще очень полезно для.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Фотоотчет о работе по созданию средств обучения для ознакомления дошкольников с электричеством (продолжение)Фотоотчет о работе по созданию средств обучения для ознакомления дошкольников с электричеством (продолжение) Сегодня хотелось бы продолжить тему ознакомления старших дошкольников с электричеством. Представляю Вашему вниманию средства обучения по.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Автор публикации:
Наглядное моделирование букв — эффективный метод обучения грамоте дошкольников в работе кружка «Предшкольная пора»
Опубликовано: 24 декабря 2019 в 21:39
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наглядное моделирование букв — эффективный метод обучения грамоте дошкольников в работе кружка «Предшкольная пора»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лушняк (УИ 904934) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД