Екатерина Фокина
Начальный этап логопедической работы с ребенком 5 лет с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование предпосылок общения и развитие речи.
Задачи:
– расширить рамки слухового восприятия;
– развить слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти;
– развить подвижность речевой мускулатуры, произвольность и дифференцированность мимических движений, кинестетический контроль за мимикой и мышечными ощущениями;
– научить воспринимать артикуляционные уклады звуков путем развития зрительно-кинестетических ощущений.
– формировать сенсорный и тактильный гнозис;
– развивать восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объемных предметов;
Публикация «Начальный этап логопедической работы с ребенком 5 лет с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
– научить дифференцировать сходные цветовые тона и геометрические формы;
– увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм;
– стимулировать мышцы гортани;
– активизировать целенаправленный ротовой выдох;
– развивать понимание ситуативной и бытовой речи;
– формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков;
– стимулировать простые виды коммуникативной речи.
Оборудование: ширма, барабан, колокольчик и «звуковая» коробоч-
ка с наполнителем из монет; «Пальчиковый бассейн»; «Чудесном мешочке», большая и маленькая коробочка; предметные картинки; сортер геометрические фигуры; свеча, зажигалка; мозаика; тарелочки с теплой водой, кусочком льда, предварительно нагретым в горячей воде шариком для пинг-понга.
Ход занятия:
Орг. Момент.
Педагог здоровается с ребенком, добиваясь приветствия от ребенка – жестом.
Развитие слухового восприятия
1. Цель: формировать основы тонких звуковых дифференцировок.
Перед ребенком на столе расположены в ряд музыкальные инструменты — барабан, колокольчик и «звуковая» коробочка с наполнителем из монет (аналогичный набор находится за ширмой). Дошкольника знакомят с их звучанием. Затем, демонстрируя звучание барабана за ширмой, ребенку предлагается выбрать из предметов, находящихся перед ним, именно барабан и постучать по нему.
2. Цели:
— развивать слуховое внимание;
— Дифференцировать шумы предметов.
Ребенка знакомят со звучанием коробочки, наполненной горохом. Затем ему предлагается найти такую же среди двух-трех одинаковых по внешнему виду коробочек (с различными наполнителями — мелкими монетками, песком, спичками).
Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации
1. Цели:
— активизировать ощущения собственных движений (активных и пассивных) руками взрослого;
— побудить к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.
Логопед показывает ребенку, как причесывают волосы (рукой поглаживает по волосам); как едят суп (рукой действует в направлении от стола ко рту); как пьют из чашки (руку прикладывает ко рту и запрокидывает голову); как грозят паль-
цем и т. д. Затем логопед просит дошкольника произвести эти действия не с реальными, а воображаемыми предметами.
Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики
1. Цель: развивать моторику рук с использованием «пальчикового бассейна».
Логопед, читая стихотворный текст, побуждает ребенка к одновременному выпол-
нению движений в «бассейне» (предварительно продемонстрировав их дошкольнику).
Мама и дочка стирали Ребенок совершает движения
Платочки раскрытой ладонью по дну
Вот так, вот так! бассейна вперед-назад, пальцы растопырены.
Мама и дочка полоскали Делает движения кистью в
Платочки направлении слева направо.
Вот так, вот так!
Мама и дочка полоскали Действуют кистью вверх-
платочки вниз над «бассейном».
Вот так, вот так!
2. Цели:
— выработать контроль за положением рта;
— развить мимические мышцы.
Игра «Зеркало», копирование мимических и артикуляционных движений: закрыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.
Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза
1. Цели:
— учить узнавать части тела и лица на предметной кар-
тинке, изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела;
— развивать имитирующие жесты.
Ребенку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем просят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого дошкольника просят показать, как он «вымоет» определенную часть тела или лица,
предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рта, носа).
2. Цели:
— учить узнавать предметы по их цветному и контурному
изображению, функциональному назначению;
— развивать внимание и память.
Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках. Последовательно (по одной) ему предъявляются контурные изображения тех же предметов. Предлагается соотнести цветное и контурное изображения, накладывая парные
картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает картинки и просит дошкольника разобрать их по парам.
Развитие сенсорно-перцептивной деятельности
1. Цель: учить выделять шар из ряда предметов, совершать с
ним игровые действия — катать, собирать шары в коробку,
делать бусы.
В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы: шарики разной величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребенку предлагается найти на ощупь и вынуть шарик. Затем логопед просит дошкольника показать, как можно играть с ним, побуждает к совершению различных действий. После того как все шарики выбраны из мешочка, ребенок и логопед рассматривают их, находят отличия (разная величина) и соответственно раскладывают их в большую и малень-
кую коробочки.
2. Цель: учить адекватно использовать плоскостные и объемные фигуры в различных игровых условиях.
ДИ сортер «Геометрические фигуры».
Логопед жестом предлагает ребенку убрать в коробку объемные фигуры (шар, куб, призму). Логопед демонстрирует игровые действия с фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе взрослого дошкольник вынимает заданные фигуры.
Развитие функций голоса и дыхания
Цель: формировать длительный целенаправленный выдох.
Перед ребенком на столе устанавливается зажженная свеча. Логопед предлагает дошкольнику подуть так, чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия.
Развитие чувства ритма
Цель: развивать ритмико-интонационную сторону речи, слуховое и тактильное восприятие.
На глазах ребенка логопед выкладывает сплошную дорожку из мозаики, произнося звукоподражание а-а-а-а-а с одновременным нажимом пальца на каждую из деталей. Затем он просит дошкольника повторить это звукоподражание. Затем ритмический рисунок меняется — из мозаики выкладывается дорожка с пропуском через одну. Логопед, нажимая надеталь мозаики, произносит звукоподражание а-а-а, и молчит, нажимая на пропуск. Дошкольник за взрослым повторяет ритмический рисунок.
Развитие импрессивной и экспрессивной речи
Цель: побуждать ребенка к произнесению эмоциональных рефлективных восклицаний «Ух! Ах! Ай! Ой!», используя разницу температурных ощущений.
На столе перед ребенком расставлены тарелочки с теплой водой, кусочком льда, предварительно нагретым в горячей воде шариком для пинг-понга. Дошкольник последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью логопеда, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями
(речевой образец предварительно демонстрирует взрослый).
Прощание. Хвалим ребенка за занятие и даем наклейку, прощаемся, добиваясь жеста от ребенка.