Виктория Старикова
Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорные игры решают следующие задачи:
— Переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
— возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;
Публикация «Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
— Получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
— Внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Понимание переживаний и возможностей ребенка, страдающего аутизмом, является одной из центральных проблем. Понимание страдает чаще всего из-за того, что у ребенка имеется «буквальное» восприятие всего окружающего и в связи с этим возникают не только трудности в общении, но и создаются конфликтные ситуации со сверстниками и взрослыми. Чрезвычайно важно предугадывать потребности ребенка. Не требовать от него выполнения приказаний, а наоборот руководствоваться его желаниями. На начальном этапе учителя и воспитатели стремятся действовать в соответствии с возможностями жизнедеятельности ребенка, не приспосабливая его к себе, а сами, приспосабливаясь к нему.
Именно поэтому необходимо создание теплого психологического климата в окружении ребенка и в самом учреждении. Важно, чтобы окружающая ребенка среда не была бы миром враждебным и угрожающим, а способствовала уменьшению барьера, отделяющего внутренний мир ребенка от мира внешнего.
Учитывая, что степень аутистических нарушений у детей различна и глубина этих нарушений не только постоянно колеблется, но и меняется с возрастом, мы используем элементы разных приемов (методов) оказания помощи ребенку (элементы поведенческой терапии, эмоционально-уровневой терапии и др.). Центральным же направлением в работе с такими детьми, как нам представляется, может быть эстетопсихотерапия в широком ее понимании: музыкальная, танцевальная, креативная, театральная терапия. Эта форма помощи дает возможность использовать все виды деятельности в жизни ребенка, стимулирует его инициативу, активность, удовлетворяет эмоциональные потребности.
В процессе музыкальной терапии он не только учится воспринимать музыку, но при этом раскрываются его эмоциональные переживания, расширяются возможности эмоционального общения и формируется чувство сопереживания с другими детьми. Музыка обычно сопровождается групповыми танцами. Танцы улучшают общую и тонкую моторику ребенка, повышают мышечный тонус, но эта форма деятельности также способствует общению ребёнка на эмоциональном уровне и разрушают барьер между ними.
При креативной терапии, сопровождаемой теплыми эмоциями и показом того, что надо делать и как, у ребёнка не только возникает стремление к взаимодействию, но и появляется своеобразный дух соревнования - кто сделает лучше, быстрее, красивее. Особенно, если сюжеты, нарисованные ребенком или предметы, вылепленные из пластилина, оказываются выставленными для всеобщего обозрения. В процессе рисования, лепки и др. происходит также улучшение тонкой моторики, формирование пространственных представлений, стремление к красоте.
Продукты творческой деятельности являются диагностическим показателем динамики психического состояния ребенка и служат одним из оснований для составления и изменения разноуровневых программ.
Установление контакта с аутичным ребенком.
1 занятие: игра «Ручки».
Ход игры. Учитель берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда учитель продолжает похлопывание себе по руке. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки учителя по руке ребенка.
Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:
Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.
Развитие активности.
2 занятие: игра «Поводырь».
Ход игры : Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (учитель) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями
Игра «Птички».
Ход игры : Педагог говорит, что сейчас мы превратимся в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ним ребёнка, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе «клюют зернышки», стуча пальцами по полу.
Игра «Догонялки».
Ход игры : Учитель предлагает ребёнку убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, педагог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать учителя.
Развитие контактности.
3 занятие: игра «Погладь кошку»(с говорящем ребёнком).
Педагог вместе с ребёнком подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом ребёнок ее гладит, берёт на руки, прижаться к ней.
Игра «Поиграй с куклой».
Ход игры : проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.
4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.
Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.
Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).
Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т. д.) проходит в виде игры.
Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!
Психотехнические игры.
5 занятие: игра «Найди место для игрушки».
Ход игры : Учитель предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие.
Развитие аналитико-синтетической сферы.
6 занятие: Таблица Равенна.
Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.
Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку педагога идет ориентировка ребенка на бумаге.
Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.
Развитие внимания.
Таблица.
Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.
Развитие памяти
8 занятие: Запомни слова.
Ход занятия: Ребёнку поочередно предлагается несколько картинок, которые он по памяти проговаривает.
Игра «Найди отличия».
Ход занятия: ребёнку предлагается две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.
Развитие речевого общения.
9 занятие: Позови мячом.
Ход занятия: педагог кидает ребёнку мяч, называя ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть учителю.
Развитие личностно – мотивационной сферы
10 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».
Ход игры : Учитель показывает ребёнку кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с ребенком. Затем Мурзик показывает ученику прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает ему взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с ребёнком домик для куклы или гараж для машины. Развитие подвижно – ролевой игры.
11 занятие: игра «Обезьянка-озорница».
Ход игры; Педагог показывает обезьянку ребёнку и рассказывает, как она любит подражать. Учитель поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает ребёнку выполнить это же движение самому или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.
Развитие подвижно – соревновательных игр.
12 занятие: игра «Строим домик для друзей».
Ход игры : Играя с ребенком, учитель говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давай поможем им построить дом. После этого педагог с ребёнком из кубиков строит дом.
Игры на развитие кинестетического и кинетического восприятия
Имитационные упражнения: бабочка летает, обезьянка прыгает, мя- чик подпрыгивает, маятник раскачивается, рыбка плавает, ветер дует и т. д. Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа; на месте и в движении, при сочетании движений туловища, ног с подобными и противополож- ными движениями рук.
Игры на восприятие предметов в движении: игры в снежки, «камушки» (бросаем в сухой бассейн, играем «на берегу» и др.); передача по кругу предмета (мяч, кирпич, флажок и др., рисование орнамента рукой в воздухе и др.
Игры на эмоционально-волевое восприятие: «Погремушка» : игра погремушкой, затем остановка по сигналу, по другому сигналу вновь игра погремушкой.
«Волшебный мешочек» : в тканый непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры, материалов (игрушки, геометрические фигуры и тела, предметы домашнего обихода и др.). Ребёнку предлагают, не заглядывая в мешочек, на ощупь достать любой предмет, затем рассмотреть его.
Игры на развитие зрительного восприятия
«Найди половинку» : перед ребенком выкладываются изображения предметов, разрезанные пополам. Ребенок должен найти и соединить половинки. Вариант усложнения — «Разрезанные картинки», где изображение разрезано на 2—4 части (можно сложить картинку из кубиков).
«Сложи узор» : ребенок выкладывает по образцу узор, предложенный учителем (используя различные геометрические фигуры, счетные палочки, кубики, мозайку, конструктор и т. д.).
«Цветотерапия», «Светотерапия» — улучшение зрительного цветового восприятия с использованием оборудования со световым и цветовым эффектом, где цвет плавно перетекает один в другой, смешиваясь и образуя новые оттенки.
Игры на развитие слухового восприятия
«Откуда звук?» — Учитель звонит в колокольчик в разных частях комнаты, ребенок показывает, откуда слышен звук или подходит.
«Найди пару» : в упаковки от киндер-сюрпризов раскладываются небольшие предметы (камушки, песок, бусины, скрепки, семечки) так, чтобы одинаковый наполнитель был в двух упаковках. Ребенок должен найти парные коробочки, ориентируясь только на звук при встряхивании.
Игры на развитие восприятия пространства и времени, формы, величины и цвета
«Покажи правильно» : учитель на кукле показывает разные части тела. Ребенок должен показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, колено, локоть, пятка, щека и т. д.).
«Найди предмет указанной формы» : перед ребенком выкладываются картинки с изображениями разных предметов и выкладываются по очереди разные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Ребенок показывает предметы соответствующей формы. Можно использовать натуральные предметы, разложив их на столе, предоставить образцы геометрических фигур, ребенок выбирает предметы соответствующей формы.
«Какая фигура лишняя?» : ребенку предлагают наборы из 4 геометрических фигур (например, 3 круга и 1 треугольник). Необходимо убрать лишнюю фигуру. Вариант усложнения: можно использовать фигуры разного цвета и размера, но обращать внимание на то, чтобы 1 фигура не получилась лишней по цвету или форме.
«Пирамидка» : ребенок строит пирамидку из 5—7 колец. Усложнение задания: можно разобрать колечки из 2—3 пирамидок и все перемешать.
«Матрешки» : ребенок собирает матрешку из 3—4 частей. Усложнение: разбираются 2—3 разные матрешки и все перемешиваются.
«Творческие работы» : ребенок может выполнять творческую работу по инструкции или самостоятельно с использованием пальчиковой краски, пластилина, теста, нанопластилина, зубной пасты, пены для бритья и т. д.
Игры на восприятие запаха и вкуса
«Библиотека запахов» : это ароматические мешочки, в которые выложены цельные специи: кардамон, корица, фенхель. Плюс мешочков в том, что через них очень хорошо ощущается запах, при этом ребенок может трогать их фактуру и даже жевать их, что особенно важно при развитии восприятия.
«Аромабаночки» : в прозрачных баночках с крышками собраны ку- сочки того, что издает этот аромат, и капнуто соответствующее эфирное масло (например, лимон, роза, сосна, мята). Откручиваем крышки, вдыхаем аромат, затем обсуждаем, что там лежит, и закручиваем крышки.
«Баночки с сюрпризом» : в непрозрачных баночках с крышками собраны разные пахучие вещества (ванилин, кусочек свежей булки, долька лимона, кусочек подгнившей картофелины, очищенные дольки чеснока, несколько капель лекарства (раствор йода или зеленки, цветок и т. п.). Баночки нужно разделить на 2 группы: с приятным и с неприятным, плохим запахом (сначала психолог показывает, как можно нюхать запах в баночке). После выполнения упражнения выясняем, что можно есть, а что нет.
«Съедобное-несъедобное». Перед ребенком выкладываются вперемешку съедобные (конфета, яблоко, кусочек хлеба) и несъедобные пред- меты (пуговица, шнурок, муляж яблока). Необходимо разделить пред- меты на 2 группы.
«Узнай предмет на вкус» : ребенок закрывает глаза, пробует маленький кусочек (хлеба, яблока, огурца, лимона). В качестве усложнения отгадывает предмет, показывая его.
А также: — игры с красками, с водой, с мыльными пузырями, со свечами, со светом и тенями,, с крупами, с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной, со звуками, с движениями и тактильными ощущениями. Чем больше видов сенсорных игр вы предложите ребенку с РАС, тем больше новых сенсорных ощущений и разнообразных положительно окрашенных эмоциональных впечатлений дадите ребенку.
Чем лучше вы будете чувствовать сенсорный мир ребенка с аутизмрм и предугадывать причины возможных трудностей восприятия, тем больше у вас будет возможностей в создании комфортной, оптимальной для конкретного ребенка, внешней среды. Помните, причиной той или иной трудности восприятия ребенка может быть сенсорное расстройство, и всегда исследуйте окружающую среду. Пользуясь своим воображением, вы вырабатываете положительный процесс восприятия и сенсорный опыт у ребенка с РАС.