Кузякина Надежда Викторовна
Педагогическое обследование ребенка как начальный этап разработки содержания коррекционно-воспитательной работы детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Начальным этапом в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением интеллекта является анализ социальной ситуации их развития и всестороннее педагогическое обследование каждого ребенка. Всестороннее педагогическое обследование ребенка направлено на выявление уровня сформированности основных линий развития (социальной, физической, познавательной) и всех видов детской деятельности с учетом возрастных закономерностей.
Темочки:
Данные, полученные в результате педагогического обследования, являются по существу отправной точкой педагогического процесса и ориентиром для оценки коррекционного воздействия.
Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми (невербальные и вербальные средства общения, контактность); выявление основных способов усвоения общественного опыта (умение действовать совместно со взрослым, по показу, образцу и по речевой инструкция); умение взаимодействовать со сверстниками (вербальные и невербальные); определение уровня сформированности самостоятельности в быту (навыки опрятности, еды, одевания, раздевания, умывания); особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций.
Результаты педагогического обследования позволяют планировать содержание индивидуальной программы с учетом особенностей и возможностей каждого ребенка, а также прослеживать динамику его психического и физического развития.
Сущность системного подхода к разработке содержания коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей заключается в том, что педагогическое воздействие включает два основных блока задач: первые — направлены на формирование возрастных психологических ново-образований; вторые — на становление основных видов детской деятельности (манипулятивной, предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, элементов трудовой) в процессе специально организованного обучения.
Содержание программно-методического обеспечения строится с учетом жизненно важных потребностей детей, лежащих в зоне актуального и потенциального развития в определенной возрастной группе. Именно потребности детей, в том числе и образовательные, определяют те предметные области, которые являются значимыми при разработке программ коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта с разной степенью выраженности.